Бог Небесный
Кто же он, Великий Тенгри,
сердце тюркской культуры?
Тенгри - невидимый дух, обитающий на
Небе. Огромный. Величиной с небо, весь мир.
Поэтому древние тюрки Его почтительно называли
"Вечное Синее Небо" или "Тенгри-хан".
Титул "хан" указывал на Его главенство во
Вселенной.
Он - Единый Бог, Создатель мира и всего
сущего на Земле. Владыка. Об этом сохранились
древние предания, их не забыли.
Чтобы понять мудрость и глубину веры в
Тенгри, людям надо было уяснить себе одну
прописную истину: "Бог един, Он видит все". От
Него ничего нельзя скрыть. Он хозяин и судья.
С правилом бояться Суда Божьего и жил
тогда тюркский народ. Но не со страхом!.. Люди были
уверены: в мире есть высшая справедливость. Это -
Божий Суд. И никто не избежит его - ни царь, ни раб.
Бог - и защита, и кара в одном лице! На этом
строилась у тюрков вера в Бога Единого.
Религия - вот высшее достижение духовной
культуры тюркского народа, люди отошли от
язычества. Обращались они к Тенгри всегда по-разному:
Бог (Богдо или Боже), Ходай (или Кодай), Алла (или
Олло), Господи (или Гозбоди).
Эти слова горы Алтая слышали уже две с
половиной тысячи лет назад! Были, конечно, и иные
обращения к Тенгри.
Но слово "Бог" произносили чаще всех
остальных, оно означало "обрести мир, покой,
совершенство". С Богом теперь тюрки шли в бой. С
Богом они начинали любое трудное дело.
Обращение "Ходай" (буквально "стань
счастливым") было иным, оно подчеркивало, что
Тенгри - Всесильный в этом мире. Творец, Создатель
мира сего. Отсюда - Всесильный, Одаривающий
счастьем.
"Алла" (Ала) древние тюрки
произносили реже, лишь когда просили о чем-то
Великого Тенгри-хана... О самом сокровенном… Это
слово сложилось из тюркского "ал" (рука).
Иначе говоря, "дающий и забирающий", вот что
когда-то означало "Алла". Произнося его,
полагалось читать молитву и подставлять ладони
Вечному Синему Небу.
А слово "Господи" было совсем
редким, его имели право произносить лишь
священнослужители. Дословно оно означает "прозрение
глаз" или "дающий прозрение". Это - высшие
обращение к Тенгри, самое сокровенное. Очень
глубокий философский смысл имело оно. Духовно
чистый праведник просил наставления на путь
истинный, чтобы понять то, что стоит за видимой
стороной явления...
С годами уточнялись правила, по
которым люди молились, справляли праздники,
назначали посты. Эти правила назвали обрядом.
Вели обряд священнослужители.
Тюркские священнослужители
отличались от остальных людей одеждой и светлыми
помыслами. Они ходили в длинных халатах (кафтанах,
епанче) и остроконечных капюшонах (башлыках)...
Высшие чины - в белых, остальное духовенство - в
черных одеждах.
Естественно, и священнослужителей "рисовали"
древние художники на скалах Алтая. Мы теперь
знаем, какими были они, эти таинственные "белые
странники", как их называли в народе.
Проповедники веры.
Знаком Тенгри-хана тюрки выбрали прямой
равносторонний крест, его назвали "аджи".
Крест, надо заметить, и прежде был знаком
тюркской культуры, но то был "косой" крест,
символ преисподней и старых, подземных богов.
Поначалу аджи были просты в исполнении, потом
стали настоящими произведениями искусства. Их
делали ювелиры: поверхность креста золотили,
украшали драгоценными камнями, чтобы он сиял и
радовал душу.
На Алтае кресты появились примерно три-четыре
тысячи лет назад. Однако если говорить строго, то
были всё-таки не кресты. Крестами их назвали
европейцы, когда узнали о вере в Тенгри.
Крест - это пересечение двух линий. А на
знаке Тенгри никаких пересечений нет, смысл
здесь в ином. Там изображен круг-солнце, от
которого расходятся четыре луча. Вот что такое
знак Тенгри.
Лучи солнца!.. Вернее, лучи божественной
благодати, исходящей из единого центра. Они и
есть знак Небесной природы, который навсегда
отметил тюркскую духовную культуру. По-другому и
быть не могло у народа, который верил в силу
Вечного Синего Неба.
Иногда к знаку Тенгри (к кресту) прибавляли
полумесяц. А это обретало уже совсем иной смысл:
служило напоминанием о времени и вечном. Ведь
древние тюрки время понимали как единство луны и
солнца. (Отсюда их двенадцатилетний календарь.)
Знак Тенгри вышивали на боевых
знаменах. Его носили на груди, подвесив на
цепочку. Его рисовали татуировкой на лбу.
Художники вплетали его в узоры и орнаменты… А
как же иначе? Отсюда национальные традиции.
|