Первое переселение с Алтая
Пещерная жизнь на Древнем
Алтае продолжалась тысячи и тысячи лет, и все это
долгое время практически ничего не менялось -
охота, рыбная ловля по-прежнему кормили людей.
И все-таки перемены в той вялотекущей
жизни были: пульс изменений времени археологи
чувствуют по находкам.
Так, ученые отметили появление вещиц
из металла. (Это была бронза, сплав меди и олова.)
Значит, на Древнем Алтае начался бронзовый век,
он пришел на смену веку каменному.
Конечно, не в один день и не в один год
люди поняли, что металл надежнее камня. Бронзовые
наконечники стрел и копий долго соседствовали в
обиходе алтайцев с каменными орудиями. А это уже
говорило о многом. В частности о том, что жизнь
алтайцев действительно неудержимо менялась:
колоссальные перемены наметились в ней. Ведь
бронзовыми топорами можно рубить деревья!
Казалось бы, велико дело - рубить
деревья? Но как много стоит за этими простыми
словами. И в первую очередь то, что жизнь людей
переставала быть первобытной. Она переставала
зависеть от капризов природы. Человек вышел из
пещеры! Он стал свободным в выборе жилья. Сам стал
строить себе жилища.
Событие (без преувеличений!) просто
выдающееся. Значит, в то время люди учились
рубить теплые жилища из бревен. Десятилетия
понадобились им, но рубленые дома были огромным
шагом вперед, к прогрессу. Их назвали курень.
Курень - дом особенный. Он еще не изба,
но уже и не пещера, и не шалаш. У него не было ни
окон, ни дверей, ни деревянного пола - только
стены и шатровая крыша. Постройку с боков
обсыпали землей или, наоборот, углубляли в землю.
Сверху (в плане) курень казался восьмигранным.
Вход в помещение делали с восточной стороны (и
это стало традицией тюркского дома на века!).
Вместо дверей вешали шкуры, пол выстилали сухой
травой или соломой. А в центре куреня горел
костер - очаг, поэтому в крыше устраивали
отверстие для дыма и света. Теплыми были курени
даже в сильный мороз.
Новые жилища люди строили где угодно. В
любой понравившейся местности. Этим и отличался
курень от пещеры, которую создавала природа и
которую никуда нельзя было перенести.
Так, выстраивая курени, вернее новые
поселки, древние люди медленно заселяли долины
Алтая. Они селились там, где богатая природа и
щедрая охота, где им было удобно жить.
Никто в мире тогда не строил жилищ из
бревен. Не умел. Бревенчатые постройки -
бесспорное изобретение алтайцев. Великое
изобретение, которое вывело первобытных людей в
мир.
В ту пору иные племена ушли с Алтая на
север - на Урал... Однако нельзя утверждать, что
заселяли Урал тюрки. Нет. И пять тысяч лет назад,
когда появились "алтайские" поселения вдали
от Алтая, не было тюркского народа. Рано. Плод еще
не вызрел.
Алтайцы в разговорах использовали
лишь десяток-другой слов. Их речь звучала, как
щебет птицы, слишком просто, о ней нельзя
говорить как о разговорном языке. Отдельные
звуки, жесты, даже простейшие слова - это еще не
язык. Это лишь зачатки речи. Должны пройти века,
прежде чем выстроится язык и польется речь.
Придя на Урал, древние алтайцы
принесли сюда и свои знания. Что вполне
естественно. Они строили, например, точно такие
же курени, потому что других жилищ не знали.
Новые деревни и поселения тоже
появлялись в лесах, по берегам рек. Их следы
сохранились. Они удивительно похожи на алтайские.
Почти одинаковые. Так же как домашняя утварь,
орудия труда и многое другое.
Археологи нашли на Урале даже
заброшенные города той поры. Значит (можно было
бы предположить), были подобные города и на Алтае.
И это действительно так - древние алтайские
города известны, правда, их никто не изучал, о чем
с сожалением приходится говорить.
Но они были!
На Урале самый изученный ныне город -
Аркаим, ему, судя по всему, пять тысяч лет. Здесь
жили мастера-металлурги. Они добывали медь и
олово, плавили из них бронзу. Едва ли не в каждом
дворе Аркаима стояла металлургическая печь. День
и ночь не затухал в ней огонь. Свои поделки
уральцы возили на Алтай.
Так кто же жил в Аркаиме? Какой народ
построил его? Споров на сей счет много, но ясности
нет. А жили явно алтайские переселенцы.
Племена с Алтая селились на Урале
тесными колониями. Потом часть их ушла дальше, на
запад, где мягче климат и богаче природа. Каждая
колония, или племя (еще не государство, а лишь
будущее государство или княжество!) искала
удобные земли, чтобы осесть там на века.
Не дороги, а звериные тропы разводили
алтайские племена по необжитой земле Северной
Европы. Началось медленное отделение и отдаление
одного племени от другого. Событие долгое,
неприметное.
Разговорная речь, как и быт людей, за
века претерпевала изменения. Прежняя, простая
речь (с преобладанием жестов и мимики)
становилась сложнее - звуки обогащали ее, но она
была понятной теперь лишь соплеменникам.
Удивительно, люди, прежде знавшие один,
пусть упрощенный язык, забывали друг друга. (Выходит,
в чем-то легенда о Вавилонской башне и верна?!)
Расселяясь по землям Северной Европы,
вчерашние соплеменники как бы замыкались в себе,
потому что общались лишь с близкими и дальними
родственниками. А это не могло не дать своих
результатов: племена (точнее союзы племен)
постепенно становились народами, у которых общий
корень - алтайский.
Таковы сегодня удмурты, марийцы,
мордва, коми, финны, вепсы, карелы, русы... У
каждого народа веками складывался свой язык,
свои обычаи и традиции, свои праздники и будни.
Словом, своя культура.
Становление народа - процесс
непредсказуемый и очень долгий. Разумеется,
далеко не всякое племя вырастало в народ. |