Тюрки в Иране
Не только Индия тогда познала
Бога Небесного. "Белые странники" побывали и
в Иране. Там сохранились предания об Ажи-Дахака,
которые проливают свет на ту далекую историю.
Ажи-Дахака - иноземный царь, взявший
власть над Ираном. Он жил в образе змея. Вел
борьбу за веру в Бога Небесного. Однако простые
иранцы не приняли его веры, - не каждому народу
давалась она.
Иранцы долго еще оставались
огнепоклонниками. Лишь знать тогда поверила в
Тенгри. И, как большой секрет, из поколения в
поколение передавала воспоминания о своих
предках, служивших при дворе Ажи-Дахака... Или -
сообщала, что их предки были тюрками. Речь идет о
знаменитой царской династии Аршакидов, ее за 250
лет до новой эры основал Арсак (Аршак), рыжий
пришелец с Алтая. Так записано в истории Ирана.
Поразительнейший факт: в Иране не
забылась тюркская речь до сих пор. Там есть
города и деревни - целые районы, которые говорят
по-тюркски. Когда-то Иран занимал огромную
территорию, в несколько раз превышающую нынешнюю,
и как отголосок тех лет сохранились народы,
легенды.
А началась иранская страница в
тюркской истории с прихода саков (шаков), которые
шли в Индию... Потом был Ташкент. Очень древний
город, отметивший свой двухтысячелетний юбилей.
История этого города очень показательна, она
словно соткана из неизвестности, как и вся
тюркская история.
Слово "Ташкент" обычно переводят
как "каменный город". Но это не точно, потому
что слово "кент" по-тюркски уже означает "каменный
город". Значит, налицо что-то иное, что объяснит
лишь наука топонимика.
Профессор Эдуард Макарович Мурзаев
многое знал об умении тюрков давать имена
городам, рекам, горам. Ученый в своей книге
попытался проследить и название города Ташкент,
однако до конца сделать это ему не удалось.
Позже выяснилось, что слово "ташты" или "дашты"
у тюрков означало "на чужбине", оно пришло из
Индии, из языка жрецов - из санскрита (мы еще
вернемся к нему). А раз "чужбина", то слово
"Ташкент" уже прочитывается совсем иначе. В
русском варианте скорее так - "Каменный город
на чужбине". То есть, в названии подчеркивается,
что не деревянный, как строили всюду на Алтае, а
именно каменный был город.
Но почему "на чужбине"? Здесь свой ответ,
свое объяснение.
Когда-то в центре Азии было большое
цветущее государство Бактрия, часть Иранской
державы. Его слава доходила до Европы, она и
привлекла сюда воинов Александра Македонского...
Бактрия померкла неожиданно, потом долгие войны
окончательно разорили ее.
Эти войны вели уже пришельцы с севера - "дикие
племена", как их теперь привычно называют
историки, то есть тюрки. Те самые тюрки, которых
знали под именем "саки". Это они вторглись в
Бактрию. Потом, преодолев по Висячему проходу
неприступные горы Памира, часть саков пошла в
Индию.
Через триста лет после этих разорительных
походов, уже в I веке на арене истории появились
новые выходцы с Алтая. На их знаменах был крест,
они несли новую веру. Их приход и есть новая
иранская страница в тюркской истории.
Ведь неудача Ажи-Дахака (вернее, его
проповедников) не остановила тюрков: Алтай
послал в Иран своих всадников. И тюркская армия
на этот раз сполна показала себя. Война за земли
погибшей Бактрии была недолгой и решительной.
Так здесь появилось Кушанское ханство.
Государство, утонувшее в густом тумане неведения:
с любым народом теперь принято связывать историю
Кушан, с греками, с иранцами, но только не с
тюрками.
А Ташкент как раз и был здесь первым тюркским
городом. Он рос рядом с древними бактрийскими
городами - Маракандом и другими... Ведь неподалеку
от Мараканда было месторождение железной руды,
оно в первую очередь и привлекло алтайцев.
Бактрийскому городу тюрки дали новое имя -
Самарканд (видимо, от Сумер-канд). А район
неподалеку они назвали Железные ворота. Железная
руда тогда интересовала лишь тюрков.
Кушанское ханство отличалось
небывалым могуществом. Нынешняя Средняя Азия,
Афганистан, Пакистан, часть Индии, Ирана, даже
земли Китая подчинялись ему. К сожалению, очень
мало правды пока известно о знаменитом Кушане.
Даже имена его царей остаются тайной, хотя они
вроде бы и сохранились. Но сохранились в речи
индусов, иранцев или китайцев, а не тюрков. Скажем,
основателя ханства знают под именем Гувишка. На
его монетах чеканилось "Говерка". А как
звучало его имя по-настоящему, по-тюркски?
Неизвестно.
Археологи нашли немало памятников той
поры. На иных - надписи... Четкие тюркские руны.
Выходит, действительно, еще до новой эры тюрки
начали заселять эту чужбину. Отсюда и письмена, и
Ташкент - "каменный город на чужбине"… Нужно
лишь захотеть увидеть их: железо и рунические
памятники здесь появлялись одновременно.
А в местечке Дашт-Навур (опять Дашт!)
французские археологи нашли на территории
современного Афганистана следы другого
тюркского города того времени, и рядом - скалу с
такими же рунами. И в Кара-тепе, что неподалеку от
Ташкента, тоже был тюркский город. Здесь среди
руин древнего храма обнаружены сосуды. И опять с
надписями... Вот они, послания предков! Однако по
указке политиков ученые стараются "не
замечать" их.
Разумеется, о том времени можно судить
и по другим зримым приметам. Например, по самим
тюркам, которые живут здесь. Узбеки - прямые
потомки выходцев с Алтая. Государство Узбекистан
со столицей Ташкент - гордость тюркского мира.
Славу своей стране они принесли сами!.. Что
убедительнее? Что весомее? Яснее о народе,
кажется, и не скажешь.
Братья узбеков по-прежнему с той "кушанской
поры" обитают в Афганистане и Пакистане. Их
называют пуштунами. Тоже большой народ. Правда,
за века потерявший родной язык: их речь теперь
сильно засорена другими наречиями. Но пуштуны
сохранили внешность предков и их обычаи... А свою
историю забыли. Но и забыв, они остались частицей
тюркского мира, прошлое которого связано с
Древним Алтаем.
О туркменах же подобного не скажешь,
там все иначе. Они, судя по всему, и есть истинные
туранцы, но называют себя тюрками. Им ближе
ценности иранской культуры. Возможно, в тюркском
мире они гости, перенявшие чужой язык... Правила
поведения тюрков им явно чужды.
Отдельного разговора заслуживают
киргизы, бесспорные тюрки, живущие в горах Памира.
Они многое взяли от китайской культуры, но при
этом полностью сохранили правила тюркского
поведения.
Смешение культур - интереснейшее
явление в истории народов. Оно было всегда. В
Кушанском ханстве алтайская культура переняла
все лучшее, что было у местных, туранских народов,
и отдала им свое лучшее… Земли ханства ученые
назвали "котлом", где плавились культуры
народов Востока. Тюрки, иранцы, индусы веками
жили бок об бок - многое перемешалось в их жизни.
Естественно, здесь, в Центральной Азии
не мог не сложиться новый лик и у тюркского
народа. Века сделали свое дело. Здешние тюрки уже
давно отличаются от своих алтайских сородичей. У
них по сути новая тюркская культура! Поэтому их и
назвали тюрками-огузами. ("Огуз" значит "мудрый",
"многоопытный".)
Великий "котел народов" дал миру великих
ученых, поэтов, богословов, врачей, которые
прославили Восток, тюркский мир и все
человечество… Сама земля здесь рождала мудрецов.
Они как звезды первой величины на культурном
небосклоне человечества.
Гостей поражали цветущие города Кушанского
ханства, дворцы с изящными статуями,
великолепная архитектура храмов. И, конечно,
поэты, которые в райских садах под щебет птиц
читали стихи.
Добрососедство народов - необъяснимый феномен.
Оно незаметно меняет очень многое. Даже
внешность людей. Тюрки-огузы, например, в своей
массе стали кареглазыми, темноволосыми... Но
характеры их остались, как и у алтайских
сородичей, - горячие, взрывные.
И одновременно это очень рассудительный народ. |