Кавказ
Страна, что лежала за
дербентскими воротами, манила к себе кипчаков.
Манила своей неизвестностью. То была новая для
степного Востока земля, с иной культурой. О
Европе, о Римской империи тюрки, конечно, слышали
и раньше. Но никогда не видели их.
Оказавшись в тупике, они доверились
Небу...
Дешт-и-Кипчак продолжил свою размеренную жизнь:
строил, плавил железо, растил урожаи и скот. Люди
отмечали праздники и свадьбы, радовались
рождению детей, скорбели по уходу в мир иной
своих ближних. Все было как всегда. Жизнь текла
своим неторопливым чередом.
На Кавказе появлялись тюркские
селения, вырастали новые города. Один из них -
Хамрин. Город прославился священным деревом, о
котором упоминали едва ли не все историки
Кавказа. Деревом по имени "Тенгри-хан".
Разумеется, речь шла не просто о
священном дереве, как у язычников... Вовсе нет… У
тюрков жила легенда о мировом древе, в котором
соединяется все, созданное Великим Тенгри. (В
этом случае полагалось обращаться к Тенгри со
словом "Ходай" - "Создатель", "Творец".)
Учение о мировом древе - это целая наука, познав
ее, человек становится мудрецом. Он видит модель
мира и начинает понимать, как устроен мир. В
Европе эту науку назвали философией.
Ветви мирового древа достигают неба,
они принадлежат Богу и птицам. Корни древа уходят
глубоко в преисподнюю, в царство Змея. А ствол
находится в срединном мире - там, где живут люди,
кони и звери.
Древо жизни вечно, как вечен Бог. Его
нельзя увидеть, как нельзя увидеть Бога.
Согласно легенде, по древу жизни переходят духи и
мысли из одного мира в другой. Именно оно, мировое
древо, дает человеку познание... А что, если город
Хамрин был городом мудрецов и философов? Что,
если здесь, под покровом ветвей мирового древа
кипчаки просили совета Тенгри?.. Кругом же кольцо
враждебного мира.
В городе Хамрине позже построили храмы,
еще позже - мечети. Но древо оставалось его
главной святыней... Сейчас там селение Каякент.
Селение со строгой планировкой города. А на
околице, в память о прошлом, растет священное
дерево "Тенгри-хан"... Кумыки, конечно, что-то
забыли, многого не знают о древе жизни, но хранят
особое уважение к дереву, что растет в селении
Каякент.
К дереву своих будущих воспоминаний?!
…А тогда, в III веке в мире зарождались
великие события. Они начинались по ту сторону
дербентской стены и поначалу шли без участия
тюрков. Но именно кипчаки должны были стать их
главными участниками и главной движущей силой.
"Что предписано Тенгри, того не избежать", -
учит древняя мудрость.
Невероятно, но факт - дербентские ворота
открылись сами! Без участия степняков… Известно,
что чистые помыслы ниспосланы Небом, они не
проходят бесследно. И в этом убеждает дальнейшая
история Кавказа и всей Европы.
О приходе кипчаков узнали армяне,
которые у себя в далеком Закавказье безнадежно
проигрывали войну с Ираном. Им нужен был сильный
союзник, и армяне нашли дорогу к городу Хамрину.
Они первыми в Европе признали тюрков. И сделали
всё, чтобы Дербент пропустил всадников.
Армянский правитель Хозрой I не ошибся
в союзнике. Кипчаки повергли противника в ужас,
наголову разбив его в бою. Война тем и
закончилась. Армения вышла из-под власти Ирана, а
тюрки подчинили себе Дербент и всё западное
побережье Каспия…
В нынешнем Азербайджане много примет
того славного времени. Например, селение Кыпчак
или город Гянджа. Даже в иных малоизвестных
селениях и городах есть памятники эпохи Великого
переселения народов. Стоило бы присмотреться к
городу Гусары, это его современное название, но
оно видимо, идет от имени Гесера… Тюркский мир
тогда, в Ш веке, полноправно вступил на Кавказ.
Пустил здесь корни. Навсегда стал частицей
культуры Кавказа и всей Европы! Так что здесь
возможны самые невероятные открытия.
Вступление тюрков на Кавказ было
событием чрезвычайным в мировой истории! В нем - и
сила всадников (новой армии, с которой обязаны
считаться все), и будущее Великого переселения
народов, его обозначившиеся перспективы (на
горизонте кипчаков показались Европа, Ближний и
Средний Восток).
Все связалось тогда на Кавказе в плотный
политический клубок, все ждало своего
продолжения. Время сжалось, словно пружина,
готовая дать толчок глобальным событиям истории.
Мир готовился стать другим.
Именно приход тюрков в Европу подвел здесь черту
под эпохой античности и начал эпоху
средневековья! Началась новая Европа - уже и
тюркская! Она как бы перешла из поры отрочества в
пору юности... Это важнейшее событие, к сожалению,
просмотрели историки.
Конечно, Кавказ и прежде играл в
мировой политике особую роль, он - граница между
Востоком и Западом. Граница двух миров! Здесь
долго пересекались интересы Ирана и Римской
империи: веками шли кровопролитные войны.
Кроме того, Кавказ был едва ли не единственным
местом в западном мире, где умели делать железо.
То самое железо, которое ценилось выше золота. (Правда,
железо здесь не плавили, оно получалось низкого
качества; что-то подобное делали и кельты в
Карпатах.) Но всё равно борьба за обладание им
велась не на жизнь, а на смерть. Без кавказского
металла в Римской империи навсегда был бы
бронзовый век. Выплавки железа там не знали.
Поэтому даже доспехи своим легионерам делали из
бронзы. Иран тоже пользовался кавказским железом.
Когда тюрки разбили в Закавказье армию
Ирана, все разом перевернулось, все изменилось
самым неожиданным образом. Мировая политика,
которая выстраивалась веками, в один день
рухнула. Рухнула без шума и треска. Но понять это
могли только очень искушенные люди.
Среди кипчаков таковых не нашлось. Они многого,
что творилось в Европе, вообще не знали. Ушли из
Закавказья, даже не вкусив плодов своей победы, -
оставили это другим. Помогли армянам и ушли
осваивать побережье Каспия.
А в "ничейное" Закавказье заторопился
римский император Диоклетиан - хитрейший лис и
мудрейший политик того времени. Под его властью
лежала Европа, и теперь он чувствовал, что может
стать хозяином мира.
Диоклетиан к 297 году подчинил себе все Закавказье.
Потом напал на ослабленный Иран, захватил самые
богатые его провинции. Поход его был
стремительный. Победоносный. Рим ликовал.
Поговаривали уже о новом "Золотом веке"
империи. Такого успеха никто не ожидал, даже сам
император.
Но победа далась слишком легко. Подозрительно
легко, это и насторожило Диоклетиана. Только он в
той победе над персами почувствовал беду. А мятеж,
вспыхнувший потом в Армении, был дальним
всполохом той беды, которая неотвратимо стеной
шла на Империю.
Мятеж в Армении, конечно, подавили. Христиан -
зачинщиков бунта заключили в тюрьму. Но это уже
ничего не могло изменить. Армяне были словно
околдованы. Они ждали очень важного события,
которое должно было вот-вот случиться. Ждали чуда,
которое предрек христианин Григорий.
Этот Григорий увидел в небе огненный столп и
крест на его вершине. От креста лучился яркий
свет, как от молнии.
Армяне тогда еще не верили в
спасительную силу креста, они были язычниками. Но
зато все прекрасно помнили знамена с крестами,
под которыми сражались кипчаки. И поразились.
Точно такой же крест в небе увидел Григорий!
Божественное предзнаменование.
"Тюркам помогает их Бог Небесный",
- решили они.
Молва о всесильном тюркском Боге понеслась по
Европе быстрее ветра. Ее распространяли
христиане, повторяя пророческие слова Иисуса
Христа о всадниках, которые освободят мир от
владычества Рима. Это пророчество было записано
в Апокалипсисе - одной из главных книг христиан!
Им жили. Люди читали и перечитывали, сверяя
каждую строчку с тем, что происходило вокруг. Все
сходилось. Все было именно так, как говорил тот,
кого потом назвали Христом.
"Пророчество сбылось. Ждите", -
сказал всем Григорий, увидев на небе сияющий
крест Тенгри... А не за эти ли слова армяне назвали
его позже своим Просветителем?
Победа была рядом, она должна была
прийти сама.
…Разумеется, тюрки ни о чем, что
творилось в Европе, даже не догадывались. Они
абсолютно ничего не знали. Пока к ним не пришел
молодой армянский священник. Его звали
Григорисом, он был внуком Григория Просветителя.
Юноше едва исполнилось шестнадцать лет. Он
смиренно поклонился и на ломаном тюркском языке
попросил встречи с царем кипчаков.
Сказано же: "Что предписано Тенгри,
того не избежать". |