в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Хан Акташ

    Конница вышла на берег реки неожиданно… И заворожено остановилась. Такой многоводной реки степняки давно не видели. Ее назвали Идель (Волга). Разбили, как обычно, лагерь на берегу, отправили разведку.
    Долго ли, коротко ли, но разведка донесла о людях, живших здесь и говоривших на непонятном языке... Так (а может быть, совсем не так) "встретились" Восток и Запад - тюрки с жителями Европы.
Кто были они, эти европейцы? С уверенностью сегодня сказать невозможно.
Идель тогда впадала в Каспийское море совсем не там, где ныне Волга. Километров на триста южнее. Река, делая широкую петлю, вторгалась в кавказские степи, близко подходила к горам Кавказа. А кто жил на берегах в том месте, к которому вышли тюрки, - неизвестно.
Старое русло Идели сохранилось, но памятники той поры - нет (время, как известно, не щадит даже камни). Многое погибло. Хотя материал для изучения есть.
    Например, древние города… Правда, о них многого теперь и не узнаешь. Они словно растеклись по земле, растворились в грязи. Ведь их строили из глины, смешанной с соломой. Из самана. Дома получались теплыми, но не долговечными. От дождей, от морозов глина размывалась. Лишь кирпичные фундаменты уцелели. По ним археологи и узнали строителей - тюрки... Только они оставляли подобные следы в степи.
Остается лишь удивляться, как же много может поведать пытливому археологу обыкновенный кирпич, эта глина, обожженная в печи. Например, о мерах длины, которые были у тюрков, узнали именно по кирпичам. Выяснилось, что зодчие использовали несколько единиц измерения. Аршин и сажень служили им еще на Алтае. А вот главной меркой всегда оставался сам кирпич, его длина.
Свои кирпичи тюркские мастера делали строго заданного размера - 26-27 см длиной, 5-6 см толщиной. Не больше, не меньше. Половина длины есть ширина, она как раз умещалась на ладони мужчины. Все было очень практично.
Из таких кирпичей построены тысячи зданий от Байкала до Западной Европы - во всей степи. На каждом кирпиче стояла тамга (фирменный знак) строителя. Не спутать.
Бывали и квадратные кирпичи. Но и они были всюду одинаковыми: тоже 26-27 см. Семь с половиной кирпичей - это одна сажень (с учетом толщины раствора, разумеется)… Мера длины. В одной сажени три аршина.
Вот так, - с измерений! - начиналась тюркская архитектура. Строители явно имели перед глазами проект, потому что здания получались красивыми, аккуратными, строгими. Без проекта, без расчетов таких не построить.
Немало следов древних зданий археологи нашли в бассейне Волги (Идели), на Урале, на Алтае, в Казахстане, в Дагестане, на Дону, на Украине, в Центральной Европе.
Хорошо сохранились в степи и другие памятники Великого переселения тюрков. Совсем неожиданные. Их и памятниками-то назвать трудно, это придорожные камни. На каждом высечен рисунок оленя, поэтому археологи их назвали "оленными".
Солнечный олень (или правильнее елень) - еще один знак Тенгри, а значит, знак тюркской духовной культуры. Он отмечен задолго до появления у тюрков креста.
Оленные камни служили путникам настоящим справочным бюро. На них, приметных издалека, выбивали рисунки и тексты, которые помогали ориентироваться в незнакомой местности.
"Пойдешь направо - встретишь дворец, пойдешь налево - ничего не найдешь..." Нет, эти слова не из сказки, а с придорожного камня. Они и есть та самая справка. Но справка, которую прочтет не всякий. А только свой! Знающий руническую письменность. И добрую тюркскую традицию помогать путникам.
    Направо, налево, прямо, назад - это тайные ориентиры. Направо значило на юг, налево - на север, вперед - на восток... Путник, прочитав придорожную справку, знал, что ждать впереди, и готовился к встрече.
    На больших валунах или скалах, которые встречаются в степи, записывали целые послания. Высекали поэтические строки... Конечно, все это тоже была давняя алтайская традиция, она навеки прижилась в степи.
    О своем Великом переселении в степь тюрки слагали поэмы, сказания. Что-то сохранилось даже от современников той далекой поры. Скажем, древнее сказание "Акташ", его теперь рассказывают по-разному, но главное осталось.
Правда, башкиры утверждают, что хан Акташ был башкир. А татары - татарин, кумыки же говорят, что он был кумык... В Дагестане есть река Акташ, на ее высоком берегу развалины древнего города, который, по преданию, основал знаменитый хан... Свою столицу… Кому верить - татарам, кумыкам или башкирам?
    Всем сразу! И вот почему.
    Хан Акташ основал на Идели страну, она, видимо, уже тогда называлась Дешт-и-Кипчак. Нынешние кумыки, башкиры, татары были кипчаками, то есть единым народом. Ничто не разделяло их, как теперь, у них тогда был один правитель, одно ханство… К сожалению, братья забыли о своем родстве. Вот и спорят.
    При хане Акташе, то есть в III веке, встало на ноги новое большое тюркское ханство. Оно было порождением Великого переселения народов, его результатом! Освоение земель только так и могло завершиться - новым государством. А всякая страна, как известно, обязательно имеет границы, правителя и имя.
Дешт-и-Кипчак - это название с очень глубоким смыслом. Его ныне переводят как "степь кипчаков" (то есть тюрков, переселившихся в степь). Однако такой перевод слишком мало что объясняет, он не в традициях тюркской культуры. Смущает слово "дешт" или "дашт", оно как бы лишнее. К тому же в древности это слово у тюрков означало все-таки "чужбина", а не "степь".
Могли ли степняки назвать свою родину "чужбиной кипчаков"?.. Никогда. Неуютно звучит.
    А разгадка в незаметном и, что затерялось в середине названия. Оно словно забытый отголосок древности и прежде звучало как "иситеп" - по-тюркски "согревшая". В русском варианте получается: "чужбина, согревшая кипчаков". Вот когда всё встает по местам. (В тюркском языке, правда, строй фразы ныне иной, но смысл остался тот же.)
Дешт-и-Кипчак! Так, и только так, могли сказать тюрки, ушедшие в степь. Они, вчерашние горцы, обрели новый дом. Он "согрел" их.
Для степняка теперь нет слова теплее, чем "иситеп". Это - Родина. Самая теплая на свете земля. "Наша колыбель - Алтай, а Родина - Степь", - говорили кипчаки.
Впрочем, не исключены и иные толкования Дешт-и-Кипчака, возможно, кому-то они покажутся точнее. Например, если за основу взять тюркское слово "таш" ("даш") - камень, скала, возвышенность, то образуется слово "ташта" ("дашта") - место пребывания. В нем и ищут объяснение… Можно склониться еще и к иранской версии (есть и такая!)…
Но так или иначе, а старинное тюркское слово "иситеп" все равно будет ближе сердцу степняка.

КИПЧАКИ
Древняя история тюрков и Великой Степи

Оглавление

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор