Хан Акташ
Конница вышла на берег реки
неожиданно… И заворожено остановилась. Такой
многоводной реки степняки давно не видели. Ее
назвали Идель (Волга). Разбили, как обычно, лагерь
на берегу, отправили разведку.
Долго ли, коротко ли, но разведка
донесла о людях, живших здесь и говоривших на
непонятном языке... Так (а может быть, совсем не
так) "встретились" Восток и Запад - тюрки с
жителями Европы.
Кто были они, эти европейцы? С уверенностью
сегодня сказать невозможно.
Идель тогда впадала в Каспийское море совсем не
там, где ныне Волга. Километров на триста южнее.
Река, делая широкую петлю, вторгалась в
кавказские степи, близко подходила к горам
Кавказа. А кто жил на берегах в том месте, к
которому вышли тюрки, - неизвестно.
Старое русло Идели сохранилось, но памятники той
поры - нет (время, как известно, не щадит даже
камни). Многое погибло. Хотя материал для
изучения есть.
Например, древние города… Правда, о
них многого теперь и не узнаешь. Они словно
растеклись по земле, растворились в грязи. Ведь
их строили из глины, смешанной с соломой. Из
самана. Дома получались теплыми, но не
долговечными. От дождей, от морозов глина
размывалась. Лишь кирпичные фундаменты уцелели.
По ним археологи и узнали строителей - тюрки...
Только они оставляли подобные следы в степи.
Остается лишь удивляться, как же много может
поведать пытливому археологу обыкновенный
кирпич, эта глина, обожженная в печи. Например, о
мерах длины, которые были у тюрков, узнали именно
по кирпичам. Выяснилось, что зодчие использовали
несколько единиц измерения. Аршин и сажень
служили им еще на Алтае. А вот главной меркой
всегда оставался сам кирпич, его длина.
Свои кирпичи тюркские мастера делали строго
заданного размера - 26-27 см длиной, 5-6 см толщиной.
Не больше, не меньше. Половина длины есть ширина,
она как раз умещалась на ладони мужчины. Все было
очень практично.
Из таких кирпичей построены тысячи зданий от
Байкала до Западной Европы - во всей степи. На
каждом кирпиче стояла тамга (фирменный знак)
строителя. Не спутать.
Бывали и квадратные кирпичи. Но и они были всюду
одинаковыми: тоже 26-27 см. Семь с половиной
кирпичей - это одна сажень (с учетом толщины
раствора, разумеется)… Мера длины. В одной сажени
три аршина.
Вот так, - с измерений! - начиналась тюркская
архитектура. Строители явно имели перед глазами
проект, потому что здания получались красивыми,
аккуратными, строгими. Без проекта, без расчетов
таких не построить.
Немало следов древних зданий археологи нашли в
бассейне Волги (Идели), на Урале, на Алтае, в
Казахстане, в Дагестане, на Дону, на Украине, в
Центральной Европе.
Хорошо сохранились в степи и другие памятники
Великого переселения тюрков. Совсем неожиданные.
Их и памятниками-то назвать трудно, это
придорожные камни. На каждом высечен рисунок
оленя, поэтому археологи их назвали "оленными".
Солнечный олень (или правильнее елень) - еще один
знак Тенгри, а значит, знак тюркской духовной
культуры. Он отмечен задолго до появления у
тюрков креста.
Оленные камни служили путникам настоящим
справочным бюро. На них, приметных издалека,
выбивали рисунки и тексты, которые помогали
ориентироваться в незнакомой местности.
"Пойдешь направо - встретишь дворец, пойдешь
налево - ничего не найдешь..." Нет, эти слова не
из сказки, а с придорожного камня. Они и есть та
самая справка. Но справка, которую прочтет не
всякий. А только свой! Знающий руническую
письменность. И добрую тюркскую традицию
помогать путникам.
Направо, налево, прямо, назад - это
тайные ориентиры. Направо значило на юг, налево -
на север, вперед - на восток... Путник, прочитав
придорожную справку, знал, что ждать впереди, и
готовился к встрече.
На больших валунах или скалах, которые
встречаются в степи, записывали целые послания.
Высекали поэтические строки... Конечно, все это
тоже была давняя алтайская традиция, она навеки
прижилась в степи.
О своем Великом переселении в степь
тюрки слагали поэмы, сказания. Что-то сохранилось
даже от современников той далекой поры. Скажем,
древнее сказание "Акташ", его теперь
рассказывают по-разному, но главное осталось.
Правда, башкиры утверждают, что хан Акташ был
башкир. А татары - татарин, кумыки же говорят, что
он был кумык... В Дагестане есть река Акташ, на ее
высоком берегу развалины древнего города,
который, по преданию, основал знаменитый хан...
Свою столицу… Кому верить - татарам, кумыкам или
башкирам?
Всем сразу! И вот почему.
Хан Акташ основал на Идели страну, она,
видимо, уже тогда называлась Дешт-и-Кипчак.
Нынешние кумыки, башкиры, татары были кипчаками,
то есть единым народом. Ничто не разделяло их, как
теперь, у них тогда был один правитель, одно
ханство… К сожалению, братья забыли о своем
родстве. Вот и спорят.
При хане Акташе, то есть в III веке,
встало на ноги новое большое тюркское ханство.
Оно было порождением Великого переселения
народов, его результатом! Освоение земель только
так и могло завершиться - новым государством. А
всякая страна, как известно, обязательно имеет
границы, правителя и имя.
Дешт-и-Кипчак - это название с очень глубоким
смыслом. Его ныне переводят как "степь
кипчаков" (то есть тюрков, переселившихся в
степь). Однако такой перевод слишком мало что
объясняет, он не в традициях тюркской культуры.
Смущает слово "дешт" или "дашт", оно как
бы лишнее. К тому же в древности это слово у
тюрков означало все-таки "чужбина", а не "степь".
Могли ли степняки назвать свою родину "чужбиной
кипчаков"?.. Никогда. Неуютно звучит.
А разгадка в незаметном и, что
затерялось в середине названия. Оно словно
забытый отголосок древности и прежде звучало как
"иситеп" - по-тюркски "согревшая". В
русском варианте получается: "чужбина,
согревшая кипчаков". Вот когда всё встает по
местам. (В тюркском языке, правда, строй фразы
ныне иной, но смысл остался тот же.)
Дешт-и-Кипчак! Так, и только так, могли сказать
тюрки, ушедшие в степь. Они, вчерашние горцы,
обрели новый дом. Он "согрел" их.
Для степняка теперь нет слова теплее, чем "иситеп".
Это - Родина. Самая теплая на свете земля. "Наша
колыбель - Алтай, а Родина - Степь", - говорили
кипчаки.
Впрочем, не исключены и иные толкования Дешт-и-Кипчака,
возможно, кому-то они покажутся точнее. Например,
если за основу взять тюркское слово "таш"
("даш") - камень, скала, возвышенность, то
образуется слово "ташта" ("дашта") -
место пребывания. В нем и ищут объяснение… Можно
склониться еще и к иранской версии (есть и такая!)…
Но так или иначе, а старинное тюркское слово "иситеп"
все равно будет ближе сердцу степняка. |