"Ex oriente lux" - "Свет начинается с
Востока"… |
и преображает мир |
Вступление
В жизни каждого народа, как и в жизни
любого человека, происходят события. Их много.
Собственно, жизнь и есть
бесконечная череда событий. Но одни незаметны,
обыденны, другие, наоборот, ураганом сметают все
вокруг. Крушение старого всегда становилось
рождением нового. Именно так начинались и так
заканчивались эпохи в истории человечества -
событиями, потрясающими мир.
Сметающим и ураганным было Великое
переселение народов, оно прошло во II - V веках и
неузнаваемо преобразило жизнь на Евразийском
континенте. Будто смерч. После него древний, или
античный, мир вступил в эпоху средневековья.
Началось Великое переселение на Древнем
Алтае, началось тихо и буднично, однако вся
огромная Евразия ощутила его. Тогда тюркские
конники устремились в разные стороны света, из
Центральной Азии они вышли к берегам Тихого,
Индийского, Атлантического океанов. Тысячи
километров пути остались у них за спиной.
Огромные, ранее почти безлюдные, просторы
заселили всадники. И не нашлось на свете силы,
способной сдержать этот живой поток, хлынувший с
Алтая. Остановить его. Все армии уступили ему во
встречном бою.
Грандиозное событие… Античный мир был
растоптан копытами конников.
Они сокрушили старое, чтобы дать людям новую
жизнь.
Великое переселение народов - это
редчайшее явление. В истории человечества такое
было лишь раз. Подобного мир не знал ни раньше, ни
потом. Победы Александра Македонского, римских
императоров и даже знаменитого Чингисхана
меркнут перед ним. Они выглядят слишком обычно.
Конечно, Великое переселение возникло
не на ровном месте, не само по себе и не вдруг.
Семь веков тюркский народ копил силы, семь веков
кропотливо готовился к нему, создавая культуру,
которая вслед за античной возвысила мир людей.
Случайности тут не было. И быть не могло!
Народы, не противясь, принимали новую для себя
культуру средневековья… Почему? Что отличало и
что притягивало к ней людей?
В первую очередь вера в Бога Небесного -
в Тенгри, который покровительствовал
тюркам... Вера в Единого Бога была абсолютно новым
явлением в жизни человечества. Люди античного
мира, как, впрочем, и первобытного, не знали ее.
Они были язычниками. Язычество отличало
эти эпохи! И многобожие.
В Древней Греции, например, молились
Зевсу, Гере, в Римской империи - Меркурию, Юпитеру
и другим богам. Перед их изображениями склоняли
головы, приносили жертвы, у них просили защиты.
Бога Небесного ни один народ, кроме тюрков, тогда
не знал. Никто не молился Ему.
Тенгри (Вечное Синее Небо) - так Алтай
назвал своего покровителя. Под Его неусыпным
оком шли по свету всадники. Шли смело и уверенно.
Потому что перед каждой атакой, перед каждым
новым боем громко скандировали: "Алла билла!
Алла билла!" Что по-тюркски означало "С
Богом" или "Бог с нами"… И всегда
побеждали.
Это сразу заметили другие народы.
В то время считалось, что победу в бою
приносят не воины, а бог-покровитель. Он один!..
Люди, принимая новую веру, как бы просились под
защиту сильного бога. В этом и состоит роль веры в
жизни народов. Вот почему именно религии
этнографы уделяют особое место в своих
исследованиях.
…Вторым отличием тюркской культуры
было железо. Металл, который подарил людям
великий Тенгри.
Он позволил алтайцам создать массу
полезных вещей для быта, работы, ведения войн:
никто в мире так искусно не плавил железо и не
пользовался им так широко. Тысячи кузнечных
горнов день и ночь давали драгоценный металл;
железо тогда ценилось выше золота. Что тоже
привлекало к тюркам другие народы.
На Алтае был праздник железа, он
появился за пять веков до новой эры, когда
только-только научились плавить в кузнечных
горнах этот бесценный металл. Открывал праздник
сам Великий хан. Он подходил к наковальне и
ударял молотом по раскаленному металлу. Каждый
удар пробуждал в народе гордость, напоминал о
величии предков, давших свободу и силу потомкам.
Лишь потом начинались скачки, танцы, песни, пир и
веселье.
Это был всеобщий праздник тюркского
народа…
Выходит, Великое переселение - не просто
переселение людей на новое место. И не покорение
соседних стран. Это совсем другое. То, что
неотвратимо разрушило бронзовый век в истории
человечества и открыло путь веку железа!
Тюрки сознательно ломали старое,
отслужившее и утверждали новое, прогрессивное -
вот что было тогда на континенте.
О том времени теперь говорят по-разному,
называя его: и "нашествием варваров", и
"вторжением гуннов". Это неправда. Потому
что вера в Бога Небесного и железо у многих
народов появились именно тогда - после
знакомства с тюрками. В эпоху средневековья.
Всадников - посланцев Бога Небесного! -
обожествляли…
Даже внешне тюркский народ отличался от
остальных, он имел свой неповторимый облик,
который не спутать с обликом ни одного другого
народа планеты. Отличал его конь, ставший
символом, или тамгой (родовым знаком), пришельцев
с Алтая. Равно как и знамена с крестом Тенгри.
Античный мир подобного не видел. Даже
одежды такой он не видел, потому что это была
одежда всадника - проповедника и воина, которые
ни на миг не расставались с конем.
Нет, Великое переселение - вовсе не
стихийный исход с Алтая, как пишут о нем. Не
нашествие. Отселялись не "дикие кочевники",
а народ, которому стало тесно в алтайских
долинах. Ему нужны были новые земли, новые
пространства… Тогда и появилось слово
"кипчак", или "тот, кому тесно". Им
назвали странствующих всадников.
А говоря об Алтае, имели в виду совсем
иные земли, чем ныне. Вся Южная Сибирь с Байкалом
на востоке и с Памиром на западе. То есть огромную
горную страну, которая доходила до Тибета,
называли Алтаем…
О тех далеких днях напоминают памятники
- свидетели былого. Их много. Порой они очень
неожиданны. Присмотритесь внимательнее к ним.
Так, в 1974 году археологи нашли царский
курган в северо-западном Китае, там до сих пор
живут тюрки-уйгуры, правда, уже не помнящие свою
историю. Находки из древнего кургана озадачили
ученых. Озадачили глиняными статуями, их было
несколько тысяч, они показывали одеяние воина,
убранство его коня. Все были обращены лицами к
северу, к священной горе Уч-Сумер… Это явно не
китайская работа.
Не китайская, потому что в III веке до
новой эры китайцы здесь не жили. Их страна лежала
далеко на юге, за Китайской стеной… Глиняные
воины - портрет сегодняшних уйгуров, киргизов,
казахов, хакасов, ногайцев. Такие лица обычны и
среди кумыков, татар, башкир. Но только не
китайцев…
Еще пример, тоже весьма выразительный.
Вблизи городка Румминдея, что в Непале,
есть колонна с древней надписью. Святое место,
уверяют буддисты, здесь высечено имя основателя
их вероучения. Человека, который пришел с Алтая,
он был из рода Шакья. Колонну поставили в III веке
до новой эры. Индусы тогда впервые увидели тюрков
и удивились им. Вот почему Будду они назвали
"тюркским богом", или "Буддой
Шакьямуни". И с тех пор рисуют его
голубоглазым. Как других тюрков.
Сегодня буддизм - ведущая религия мира,
но время скрыло в нем свой таинственный след,
который, однако, виден… Есть наука религиоведение,
она изучает тайны веры, позволяет понять многое
из дошедшего до дня сегодняшнего.
Например, буддисты-монахи в своих
общинах живут по строгому уставу, он известен
ученым. Казалось бы, что могут дать эти сведения?
Оказывается, многое. Просвещенному человеку они
говорят, что буддизм действительно создали
тюрки! Между верой в Тенгри и учением Будды много
общего. Исток этих учений один, он - в знаниях
алтайских мудрецов. Вот почему Древний Алтай
называли Раем земным, цветущим Эдемом - здесь
начало мировых религий.
От алтайского "Вечного Синего Неба"
идут они!
…Три тысячи лет назад на Алтае начались
духовные искания. Рождалась вера в Бога
Небесного. Жаркие были времена. Тогда, желая
сохранить свою старую веру, часть тюрков ушла в
Индию, Иран, в степи Европы. Их называли
"скифами", "саками"… Духовный протест
открыл первые дороги с Алтая.
А во II веке начался массовый исход
алтайцев в степь, но причина его уже была иная -
экономическая. К тому времени слишком много
алтайцев народилось на свет, и стало им тесно в
горных долинах. Народу требовались новые пашни,
пастбища, угодья.
На Кавказе, Ближнем Востоке, в Европе с
тех пор надолго прижилась тюркская речь. Сюда
пришли всадники открывать эпоху средневековья. |