в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Приложение

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ И КОММЕНТАРИИ

        Когда неизвестен ключ к шифру, текст превращается в тайнопись. Именно так иезуиты написали историю Европы и Азии - по законам тайнописи. Поэтому-то и говорят теперь о средневековье как о "темных веках". Травой поросло Великое переселение народов, забыта тюркская культура, которая пришла сюда вместе с Аттилой на смену римской... Забыта, но по-прежнему вся на виду.
Это и показывает наша книга. Художник к иллюстрациям не добавил и черточки. Брал общеизвестное, документальное. Иначе как высветить тайны, скрытые во мраке "темных веков"?
"Свет правды - лучший ключ к шифру!" - решили мы.


Стр. 8 и 11
Мишель Коломб. Битва св. Георгия с драконом. Мрамор. 1508 г. Париж, Лувр. Тема борьбы Георгия с драконом пришла в искусство Западной Европы лишь к XIII в., когда по воле Церкви святой стал покровителем рыцарства. Прежде его не изображали убивающим всадником

Стр. 9
Всадник, стреляющий из лука. Украшение седла. Бронза. VII - VIII вв. Хакасия

Стр. 10
Всадник. Деталь алтаря. Бронза. IV - II вв. до н. э. Казахстан

Стр. 12 - 13
Мужской портрет. Сосуд из Кафыр-Калы. Керамика. VI в. Узбекистан
Фидий и его ученики. Скульптура Парфенона. Мрамор. V в. до н. э. Лондон, Британский музей

Стр. 14 - 15
Штурмующие римляне (прорисовка). Колонна Марка Аврелия. Рим. Обращают на себя внимание одежда и оружие римлян, их шлемы, а также военная тактика. Такое было только у них
Сражение степняков и римлян. Фрагмент рельефа с колонны Траяна. Рим. Опять же военное обмундирование отличает обе армии, что и показал художник

Стр. 16 - 17
Побежденные бритты. Рельеф с вала Антония Пия в Шотландии. II в. И здесь многое показывает одежда побежденных
Юлий Цезарь. Зеленый сланец. Берлин, Античное собрание
Вал Адриана - самый северный форпост Великой Римской империи. II в. Великобритания

Стр. 18 - 19
Скульптура из костела Cв. Николая в Праге. Христианский архиепископ Кирилл убивает Гипатию, женщину-ученого, за ее приверженность к античной науке и язычеству

Стр. 20 - 21
Цирковые сцены. Фрагмент диптиха. V в. С.-Петербург, Эрмитаж
Театр Марцелла в Риме (I в. до н. э.). Рисунок. XV в.

Стр. 22 - 23
Дверная ручка-молоток из Италии. ХV в. С.-Петербург, Эрмитаж. Такие ручки были принадлежностью едва ли не каждого тюркского дома еще на Древнем Алтае. Такими они и сохранились поныне
Статуя императора из Барлетты. Фрагмент. Бронза. IV в.

Стр. 24 - 25
Застежка в форме сокола. V в. Нюрнберг, Немецкий национальный музей. Пример ювелирного искусства Великой Степи. Подобные изделия часто находили в курганах Дона, Днепра, там владели секретами ювелирного мастерства. Находки теперь хранятся в особой кладовой Эрмитажа. А эта застежка найдена в Италии
Браслет-змейка. Бронза. IV в. Берлин, Музей первобытного искусства
Бюст императора Юлиана. Халцедон. IV в. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 26 - 27
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, внутренний вид. V в.
Фрагмент находки из катакомб Рима. Берлин, Раннехристианское и византийское собрание. Эти вещи еврейского культа единственные, относящиеся к раннему христианству. Ни крестов, ни икон, ни иных находок в катакомбах Рима не было. Ученые доказали, что рисунки на стенах катакомб сделаны средневековыми монахами. А начал "катакомбное христианство" папа римский Дамасий в IV веке
Фигура Иоанна Крестителя из Базеля. Серебро, частичная позолота. ХV в С.-Петербург, Эрмитаж.

Стр. 28 - 29
Порт в Равенне. Мозаика церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VI в. Этот порт строили тюрки для новой столицы Империи. Город, окруженный горами и болотами, не имел подступов с суши, только за морскими воротами начинались его пути во внешний мир
Добрый пастырь. Фрагмент мозаики в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. V в. Порода овец с длинными хвостами была обычной в Великой Степи. До сих пор она считается у тюрков элитной и очень древней. В Европе же до прихода тюрков разводили коз

Стр. 30 - 31
Баптистерий в Равенне, построенный тюркскими мастерами в V в. Здесь крестили местных жителей и кипчаков, желавших стать христианами. Причем крестили по алтайской традиции, с полным троекратным погружением
Изображение апостола Петра. IV в. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 32 - 33
Шлем с забралом. Лондон, Британский музей. Его хозяин ныне неизвестен. Есть разные мнения на сей счет, кроме - тюркского. Видимо, это шлем рыцаря, служившего хану (джентльмену), или, что вероятнее, самого хана
Городские стены и башни Каркассона. XII - XIV вв. Франция

Стр. 34 - 35
Пьеро делла Франческа. Фрагмент фрески церкви Сан-Франческо в Ареццо. XVв.

Стр. 36 - 37
Балтей из Аосты. Деталь. II в.
Шлем лошади. Из клада, найденного в Баварии. III - IV вв. Обращают на себя внимание змейки-талисманы, а также воин в римских доспехах. Очевидно, шлем принадлежал боевому коню, хозяин которого - кипчак, служивший Риму. Смешение "степного" и "римского" характерно для той эпохи. Так, первый король франков, Хильдерик (умер в 482 г.) похоронен, как степняк, в кургане, с оружием и богато украшенным боевым конем

Стр. 38 - 39
Панорама Града в Праге - типичный пример средневековой готики

Стр. 40 - 41
Фрагмент диптиха Ареобинда. Слоновая кость. 506 г. Судя по символике, здесь изображены потомки первых поколений латинских тюрков. Такими были они - еще не европейцы, но уже и не степняки

Стр. 43
Деталь средневековой церкви, построенной в готическом стиле. Тюркская храмовая архитектура - основа христианского строительного искусства, в ее стиле выполнены многие архитектурные шедевры Европы. Это и Кельнский собор в Германии, и собор Парижской Богоматери во Франции, и Ратуша в Брюсселе, и Вестминстерское аббатство в Великобритании
Фасад церкви Нотр-Дам Ла Гранд в Пуатье

Стр. 44 - 45
Барельеф. V в. Египет. Два гения-покровителя с венком и крестом Тенгри, который к тому времени уже стал знаком культуры Ближнего Востока
Сидящая фигура. 2-е тыс. до н. э. Лондон, Британский музей. Текст на статуе высечен иероглифами, вот так писали на берегах Нила. Нет даже малейшего сходства с нынешним арабским письмом
Каменная капитель из городища Судагылан. V - VI вв. Азербайджан. Эту руническую надпись называют албанской, но прочесть ее по-албански не смог никто. Видимо, здесь не исследованное тюркское наречие
Образец коптского документального письма. Папирус. VIII в.

Стр. 47
Древнейшая в мире икона. IV в. Египет. Полагают, на ней - Христос и св. Мена, к которому относится древнетюркское слово "апа" (святой отец). Но… изображения Христа появились лишь в VII в., после Трулльского собора. Следовательно, епископ Мена принимал веру не из рук Христа, а из рук Тенгри, образ которого венчал все раннесредневековые иконы мира
Образец коптского письма. Фрагмент рукописи из Наг Хаммади. Папирус. IV в. "Буквы" написаны неумелой рукой, некоторые напоминают руны. Очевидно, египтяне тогда начали осваивать новую письменность и язык новой веры

Стр. 48 - 49
Диспут архиепископа Кирилла с язычником. Обломок известняка. VII в. Берлин, Египетское собрание и папирусы. Это еще один образец коптского письма, тоже выразительный
Лев, терзающий человека. Украшение окна собора в Вормсе. XII в.
Дракон. Светильник из Византии. Бронза. IV в.

Стр. 50 - 51
Коптская икона "Святые Антоний и Павел". Фрагмент. XVII в. Традиции коптской иконописи за века не менялись. Показательно, сюжет этой иконы тот, что был во времена крещения Египта. Ничего не изменилось за тысячу лет
Корзина с бараньими головами и павлинами. Капитель колонны. Найдена в Египте. VIII в. Символы, говорящие о многом! Ведь ранний Ислам был "египетским христианством". Огузы первыми развели христиан и мусульман. Они придумали Курбан-байрам - праздник приношения в жертву Аллаху ягненка. Вроде бы ничего необычного. По сути, это был разрыв с христианством, потому что ягненок олицетворял Агнца - Христа. Лишь после жертвы человек мог назвать себя чистым мусульманином, его христианское прошлое уходило навсегда вместе с жертвенным Агнцем. Курбан-байрам - главный праздник Ислама с тех самых пор

Стр. 52 - 53
Мария с младенцем. Фрагмент скульптуры из церкви в Австрии. XVI в.
Пизанский мастер. Мадонна с младенцем на троне. XIII в. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Итальянский художник явно следовал правилам тюркской иконописи: овал лица, по-особому утонченный нос, глаза с восточным разрезом. Бесспорно, это - Умай… Инквизиция на Западе все изменила. Умай назвали Мадонной, придумали ей иное лицо, по-новому велели толковать весь образ. Этому предшествовал долгий церковный спор

Стр. 54 - 55
Перуджино. Мадонна с младенцем. Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. XVI в. А вот пример уже "новой" иконописи: младенец без нимба и без знака Тенгри на нем, сама Мадонна с иными чертами лица. Прежде знак Тенгри над младенцем показывал, что он - "дар Божий". Все, что давал Всевышний, тюрки считали "даром Божьим". Младенец на руках Умай и был символом дара… Зная о всех этих переменах, понимаешь смысл вроде бы бессмысленных на первый взгляд споров на Эфесском и других церковных соборах: речь шла об Умай, христиане спорили, как ее назвать, как сроднить с Христом
Коптская ткань. Фрагмент. IV - V вв.
Миниатюра из "Александрийской мировой хроники". Папирус. VII в.

Стр. 56
Пюпитр с христианской символикой. Дерево. 587 г. Сен-Бенуа, аббатство Сент-Круа близ Пуатье

Стр. 58 - 59
Св. Бенедикт Нурсийский. Миниатюра из Мартиролога аббатства Сен-Сепюлькр в Камбре. Скулы, разрез глаз, овал лица, пропорции тела могут многое сказать о человеке. Принадлежность Бенедикта Нурсийского к тюркскому племени очевидна. Лицо и дела святого выдают ее
Красавица из Саксонии. Деталь собора в Мейсене. Камень. 1357 г. У красавицы тоже тюркское лицо, такие встречались едва ли не на каждой улице
Дьявол, соблазняющий св. Бенедикта. Камень. XII в. Собор Сен-Мадлен в Везелэ в Бургундии

Стр. 60
Пилигримы. Рисунок из Жития св. Ядвиги. Литография XIX в.

Стр. 62
Замок Азе-ле-Ридо. Франция. Лебеди, духи-покровители замка. Каждый дом, каждый род имел своего покровителя. Отсюда еще одно имя кипчаков - "куманы", то есть "люди-лебеди", так их называли в Европе
.

Стр. 64 - 65
Пишущий ангел. 1210 г. В Древней Греции и Риме поэты не знали рифм, их стихи были не рифмованными. Традиция созвучных строк пришла в Европу с Алтая. Тюрки издревле были виртуозами слова, умели рифмовать строки в начале, в середине или в конце. Их стихи звучали… Первым европейским поэтом называют Амвросия Медиоланского (умер в 397 г.), кипчака, принявшего христианство. Он писал гимны по заказу Церкви
Железная корона лангобардов. Монца, Сокровищница. Эта тюркская корона - самая древняя в Европе, она с крестом Тенгри, сделана на Дону, в Кумании (Лебедии). Корону заказала римлянка Теодолина, вдова короля лангобардов Отари. В 774 г. ею венчали Карла Великого, основателя Франции, тогда в европейских языках появилось слово "король". (И оно тюркского корня!) В 1805 г. корону вручили Наполеону. Теперь она хранится в Италии
Шахматы. Моржовая кость. XII в. Лондон, Британский музей. О шахматах вроде бы знают все, они - из Индии. Но… индусы иного мнения. Ведь это - игра лишь Северной Индии, той, где жили тюрки, пришедшие сюда с Алтая. А вот жители средневековой Медины говорили иначе: "Шахматы придумали варвары", то есть тюрки

Стр. 66 - 67
Копья. XVI - XVIII вв. Германия
Двойная лестница, выполненная в готическом стиле. 1499 г. Австрия
Монах-переписчик. Миниатюра. XVI в.

Стр. 68 - 69
Трапеза герцога времен Каролингов (VIII - Х вв.). Реконструкция XIX в.
Замок графов Фландрских в Генте. XII - XIII вв.
Мужской портрет. Водолей из Венгрии. Бронза. XII в. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 70 - 71
Надгробие. Собор во Франкфурте-на-Майне. Камень. XIV в. Налицо смешанный брак: муж-кипчак в европейской одежде, но борода его на восточный манер поделена надвое. На груди жены брошь - фамильная драгоценность его рода
Украшение из некрополя Прохоровки. V в. до н. э. Казахстан. Точно такая же брошь, с точно таким же орнаментом, как вверху. Орнамент прежде был знаком рода, его тамгой

Стр. 72 - 73
Всадники и лучники на корабле. Фрагмент вышивки ковра из Байе. XI в. Байе, собор. Знаменитый "Ковер из Байе" вышит нитями, он содержит 72 сцены завоевания норманнами Англии в 1066 г. Ковер заказала королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, в память о том походе. При Наполеоне, в 1803 г., ковер выставляли в Париже как произведение искусства и как исторический документ одновременно. Ныне хранится в Байе
Голова дракона. Дерево, резьба. IX в. Скандинавия

Стр. 74 -75
Любовная пара. Со средневековой миниатюры. XIII в. Париж
Охота с ловчей птицей в Европе. Показательно, от тюрков Европа узнала об охоте с ловчими птицами. Это был удел ханов, который коренные европейцы называли "дикой забавой варваров". Ведь "сокол" - по-тюркски "навести руку", "беркут" - "принеси добычу". Даже лица духовного сана у тюрков с удовольствием отдавали время этой вольной забаве

Стр. 76 -77
Посадка на корабль. Фрагмент вышивки ковра из Байе. XI в. Байе, собор
Голова дракона. Украшение корабля викингов. Дуб, резьба. 800 г. Лондон, Британский музей. Дракон был духом-покровителем норманнов, их оберегом, вот почему суда северян часто украшала голова дракона. Отсюда известное прозвание скандинавов - "готы", что по-тюркски означает "дракон", "ящерица". То были символы Алтая и всей Центральной Азии

Стр. 78 - 79
Снежный барс. Миниатюра из Бестиария. Пергамент. XII в. Оксфорд. Как в Англии могли знать об алтайском барсе? Как могли сделать его своим духом-покровителем? Это явно загадка истории… Но загадка ли?
Король на заседании английского парламента. Миниатюра из средневековой рукописи. Здесь две неожиданные детали: мешки с шерстью, на которых сидят парламентарии, и корона короля. То не просто мешки, а атрибут власти в средневековой Англии и Великой Степи, корона - тоже. До прихода тюрков в Европе их не было. Слово "корона" тюркское, от "qori" - "оберегай", как и сам предмет - один из древних символов Востока. Знак, освященный Богом. Корону на голову хана опускал верховный священнослужитель, и хан с той минуты назывался царем. В Европе прижилось другое слово - "король", оно от тюркского имени Карла Великого, вернее, от его домашнего имени
Монета Генриха I, английского короля с 1100 г. Знаменитая Британская энциклопедия сообщает: "Английская монетная система началась с серебряного пенни Оффы". Но кто такой был Оффа? Пришелец-правитель, из англосаксов, то есть тюрк. Этот Оффа (757 - 796) приказал чеканить такие же монеты, что и арабский халиф Мансур, пишет далее энциклопедия. Очень любопытно. Тем более известно, что халиф Мансур перенял денежную систему тюрков! Новую не придумывал, так он сам заявил… Такие же монеты, что у Оффы, ходили во всей "тюркской" Европе и назывались "markus", как у арабов, или "mark". Бургунды, "став" франками, потом (в 1799 г.) так же назвали и свои монеты… Отсюда - марка и франк

Стр. 80 - 81
Охота с беркутом в Киргизии
Фантастический зверь. Украшение головного убора из кургана Иссык. Золото. V - IV вв. до н. э. Казахстан
Дервиш подает мяч для игры в поло принцу. Старинная миниатюра из рукописи "Мяч и клюшка" Арифи. XVI вв. С.-Петербург, Гос. публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Поло - игра с клюшкой, ее хорошо знали на Древнем Алтае и называли чавган. Мужчина, как сообщает старинная тюркская пословица, обязан уметь играть с клюшкой и метко стрелять из лука. А другая пословица учит: "Играя в чавган, не ставь на кон штаны". Игра считалась самым благородным видом спорта

Стр. 82 - 83
Люстровые изразцы из Кашана. Некоторые датированы 1267 г. Париж, Лувр
Орден Св. Григория. Такие ордена были в Великой Степи еще до Аттилы. Археологи не раз находили их в курганах. Это - знак Тенгри. Отсюда "орден" - по-тюркски "данный сверху"… Справедлив вопрос: а так ли уж неприметна тюркская культура, если даже высший орден папы римского и тот от тюрков?
Женщина у древа. Изразец. XII - XIII вв. Каир, Музей исламского искусства

Стр. 84 - 85
Мавзолеи на кладбище Мамелюков близ Каира. XV - XVI вв. И на Востоке тюркская архитектура обретала новое лицо: те же купола, те же восьмигранники, но… отделка их уже иная, чем в Европе и Великой Степи. Смысл символики тоже иной
Минарет Калян в Бухаре. 1127 г.

Стр. 87
Вознесение Мухаммеда на небо. Миниатюра из рукописи "Йусуф и Зулайха" Джами. XVI в. Ташкент, Институт востоковедения АН Узбекистана
Шахская мечеть в Исфахане, внутренний вид. XVII в.

Стр. 88 - 89
Карта области Мавераннахр ("то, что за рекой", т. е. за Аму-Дарьей). Составлена в Х в. географом Ибн Хаукалем. Знакомиться с географией тюрки начали еще на Алтае: там есть наскальные рисунки, которые несут географическую информацию. Известны также "карты" звездного неба древних алтайцев. Но они, к сожалению, почти не исследованы. Никто ими не занимался
Мавзолей султана Текеша, основателя династии Хорезмшахов, в Куня-Уренче. XIII в.
В лодке по Персидскому заливу. Миниатюра из рукописи "Чудеса Индии" Бузурга ибн Шахрияра. Х в.

Стр. 90 и 93
Молитвенный зал мечети Сиди-Окбы в Кайруане. IX в.
Таблица изменения графики арабского письма. Самой древней из известных арабских надписей считается надпись 328 г., найденная вблизи Дамаска. Она похожа на арабское письмо, но не является им. Это - явная тюркская скоропись. Другая древняя надпись относится к 512 г., и она еще не арабское письмо. Лишь к VIII в. сложилась арабская письменность, та, что знакома ныне миллионам. Тогда и стали писать по-арабски
Писец. Фрагмент миниатюры из рукописи "Послания братьев чистоты". 1287 г. Стамбул, Библиотека Сулемание

Стр. 94 - 95
Коленопреклоненный пророк. Дерево. 1520 г. Берлин, Собрание западноевропейской скульптуры. Ныне не вспоминают, что население Испании, юга Франции, части Италии в средневековье исповедовало Ислам, называло себя союзниками и "единоверцами" с католиками… Вот таким - в тюркской одежде! - европейцы-мусульмане видели Пророка Мухаммеда
Статуя царя Гагика Багратуни из Ани. XI в. Армения. В средние века тюркская одежда была в моде не только в европейских странах, но и на Ближнем Востоке. Даже в Армении цари ходили в чалме и кафтане - на тюркский манер
Средневековая башня Баку
Портрет молодой женщины. 1420 г. Вашингтон, Национальная галерея. И здесь чалма!

Стр. 96 - 97
Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове близ Москвы. XVI в. Восьмигранник! Тюркская архитектурная традиция. Слова не нужны… Это и есть настоящая, без подделки, История
Складная подставка для Корана. Резьба. Ореховое дерево. XIII в. Берлин, Музей искусства стран Ислама. Здесь тоже не нужны слова: они лишние. В орнаменте тайнопись Древнего Алтая. Орнамент - это часть культуры народа, он, словно рамка в картине. Случайностей тут не бывает

Стр. 98 - 99
Праздничное шествие. Миниатюра из рукописи "Макамы" ал-Харири .1237 г. Париж, Национальная библиотека
Татарская хоругвь с крестом и полумесяцем (военный трофей). XVII в. Стокгольм, Военный музей. Это, может быть, самый редкий в мире трофей. Реликвия! Это знамя, под ним воевала Великая Степь. Точно такое знамя принес в Европу Аттила… На нем древний тюркский символ. Потом этот символ разорвали пополам, как разорвали сам тюркский народ: христиане взяли себе одну половину, а мусульмане - другую… Крест и полумесяц стали знаками разных религий

Стр. 100 - 101
Фриз фасада замка Мшатта. Фрагмент. Резьба по камню. 743г. Берлин, Музей искусства стран Ислама
Придворная сцена времен Сельджукидов. Фрагмент. Резьба по стуку. XII в. Филадельфия, Музей искусств. Тюрки ценили науку, литературу, искусство. Ханы, например, держали наготове монеты, чтобы бросить пригоршню, другую золотых к ногам поэта. А султан Мелик-шах, из династии Сельджукидов, оставил о себе иную славу. Он собрал знаменитых астрономов, в их числе был поэт Омар Хайам, и 15 марта 1079 г. назначил начало новой эры. Ввел календарь, исправлявший ошибки в счислении времени, как прошлые, так и будущие. Это был самый точный в мире календарь. В Европе такой появился лишь спустя 500 лет
Мальвия - минарет мечети Мутаваккиля в Самарре. IX в. "Самарра"… не правда ли, знакомое название? Это - город вблизи Багдада, его возвели в IX в. в честь священной горы Уч-Сумер на Алтае. Святой город. Мечеть халифа Мутаваккиля стала там памятником, с нее начался новый стиль в строительстве мечетей. Новый, потому что в нем сошлись тюркские и местные, то есть древние месопотамские, традиции

Стр. 102 - 103
Рисунок-реконструкция храма в селении Лекит. V - VI вв. Азербайджан
Мечеть Скалы (Куббат ас-Сахра) в Иерусалиме. VII век. Реставрация и частичные переделки в XII и XVII вв.
Мечеть султана Хасана в Каире. Двор. 1363 г.

Стр. 104 - 105
Средневековая башня Баку
Султан Мухаммед. Попойка. Рисунок из рукописи "Диван" Хафиза. XVI в. Париж, Собрание Картье. Как все люди на свете, мусульмане любят праздники. В средневековье они отмечали едва ли не все праздники христиан, потому что то были общие праздники народа, чтившего Тенгри… В праздник тюркской Пасхи (Навруз-байрам) мусульмане и христиане Багдада вместе шли в монастырь Самалук и начинали веселье. Гуляли, как пишет участник тех событий Шабушти, "пока стены не начинали плясать вокруг нас". Вино святого причастия "шараб ал-курбан" текло рекой

Стр. 106 -107
Мечеть Кутубийя в Марракеше. Строилась в XII в.
Переход султана Махмуда Газневи через Ганг. Фрагмент рисунка. XVI в. Султан Махмуд слыл человеком редкого ума. Так, на берегу Аму-Дарьи он приказал выстроить через реку суда и скрепить их цепями. Получился понтонный мост, по нему султан перешел вместе с войском - его атака была внезапной. Она и решила исход войны. "Подобных мостов здесь не видели", - отмечали летописцы
Сосуд из горного хрусталя. X - XI вв. Лондон, Музей Виктории и Альберта. Менялись времена, но алтайские сюжеты не менялись. Даже назвавшись другим народом, честолюбивые тюрки хранили прошлое и передавали память о нем в своих изделиях… Орнаменты, украшения, даже здания были вздохом их уснувшей памяти
Котел. Найден в Азербайджане. XII - XIII вв. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 108 - 109
Фазы Луны. Рисунок из труда аль-Бируни по астрономии. Аль-Бируни был не только великим астрономом, но и знатоком народов. В трактате "О лунных станциях" он написал: "Арабы - народ неграмотный, не умеют писать и считать. Они принимают лишь то, что видят глазами, ибо не знают иного способа исследования". Математические расчеты великого тюрка им были непонятны. Это наблюдение ученого относилось к жителям Аравии, которые и через пять веков после принятия Ислама по-прежнему оставались необразованными
Играющий на лютне. Рельеф из Малой Азии. Мрамор. Ок. 1230 г. Берлин, Музей искусства стран Ислама. Считается, что в Западной Европе лютню узнали от арабов, поэтому название ее выводят от арабского "аль-уд" - "дерево". Но это не так. Потому что в Восточной Европе лютня была известна всегда и называлась "кобза", а играющего на ней называли "кобзарь". Инструмент тюркский, древний, а слово означает "играет на комузе". Так называемое "арабское" есть тюркское выражение "ал ёт" - "возьми пой (издавай звуки)"

Стр. 110 - 111
Изображение созвездия Змееносца. Рисунок из звездного каталога Абдаррахмана ас-Суфи. Х в.
Сократ с учениками. Фрагмент миниатюры из рукописи аль-Мубашшира "Отборнейшие мудрые изречения и красоты говорящего". XIII в. Стамбул, Музей дворца Топканы. Эта миниатюра говорит о многом. В средневековой Европе великие ученые античного мира - Сократ, Аристотель, Геродот и другие - были запрещены Церковью. Их трудов не знали. Только тюрки хранили у себя записи этих классиков человеческой мысли и восторгались ими
Миниатюра из арабской рукописи "Фармакология" Диоскорида. 1224 г. Киев, Музей западного и восточного искусства. Увлечение химией у тюрков было не забавой - искали эликсир бессмертия. В нем видели спасение от болезней и старости. Эликсир конечно же не нашли, зато получили знания о химических элементах. Эти знания так и назвали "химия" (от древнетюркского "kimja"), что означало "эликсир"

Стр. 112 - 113
Фрагмент разрушенной коптской церкви. Египет.

Стр. 114 - 115
Водолей в форме зебу, так называемый "Ширванский водолей". Бронза. 1206 г. С.-Петербург, Эрмитаж
Фрагмент мозаики из церкви Св. Михаила Афричиско близ Равенны. Стекло, смальта, природная галька. 544 г. Берлин, Раннехристианское и византийское собрание. Как и положено, панорама небесной жизни венчает своды храма. На троне Всевышний Тенгри благословляет проповедника-католика. Возможно, в этом благословении исток католической идеи - идеи союза Востока и Запада. Возможно, другое. Художник называл это произведение "Тенгри" или "Ходай", других названий и быть не могло… А не отсюда ли общеизвестное "Gott" или "God"? Так, чуть искаженно, европейцы теперь произносят имя Бога. От "Ходай"
Деталь ворот дворца Куня-Арк в Хиве. XVII в.

Стр. 116
Искандар у отшельника. Фрагмент миниатюры из рукописи "Хамсе" Низами. 1543 г. С.-Петербург, Рукописное собрание Института востоковедения РАН
Св. Георгий. Фрагмент росписи храма Кинцвиси. XIII в. Грузия. Никто точно не скажет, кто изображен здесь? В те времена тюрки его звали Джор, Джарган. Отсюда Джорджия, то есть "земля св. Георгия", или Грузия. Теперь христиане его зовут св. Георгием, а мусульмане - Хызром… Слово "Хызр" появилось от "Хазар" - названия Каспийского моря, на берегу которого (в Дербенте) герой совершил свой подвиг и обрел бессмертие

Стр. 118 - 119
Тюркское судно "карака". Старинный рисунок
Разгрузка судна. Фрагмент миниатюры из рукописи "Калила и Димна". Ок. 1350 г. Огузы, придя к власти в Халифате, очень возвысили мусульманский мир, они перевели на арабский язык бесценные труды тюркской науки и литературы. Притча "Калила и Димна" была одной из сотен
Фрагмент блюда "Силен и Менада". Серебро, позолота. VII в. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 120 - 121
Греческий огонь. Фрагмент миниатюры. XIV в.
Иконоборцы. Фрагмент миниатюры из Хлудовской Псалтири. IX в. Москва, Исторический музей. Иконоборчество - это самое настоящее преступление, акт вандализма. Его совершила Греческая церковь, она первой в средневековье начала уничтожение образа Бога Небесного. С тех пор люди стали забывать имя и лик Тенгри. То была политика

Стр. 122 - 123
Двор Бельведера в Ватикане, общий вид. Начат в 1505 г.
Арнольфо ди Камбио. Фрагмент надгробия кардинала Гийома де Брей в церкви Сан-Доменико в Орвьето. 1282 г.

Стр. 124 - 125
Члены монашеского ордена. Французская книжная миниатюра. XIV в. Париж, Национальная библиотека. На груди каждого монаха орден - тюркский знак отличия, который стал частью европейской культуры
Св. Этьен в виде дьякона. Серебро. XII в. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 126 - 127
Надгробие архиепископа Фридриха фон Веттина. Собор в Магдебурге. Бронза. 1160 г.
Гербы римских пап: Пия II, Иннокентия III, Урбана IV, Климента IV, Николая III, Григория XIII, Гонория III, Николая IV, Иоанна XXII, Иоанна XXI. У Пия II на гербе - равносторонний крест, на котором пять полумесяцев. У Николая IV - три лилии ("алтайский лотос") и две шестиконечные звезды. У Григория XIII - дракон, знак, который не нуждается в объяснении… У каждого папы - свой знак Востока
Богомильский саркофаг из Радминии. Х в. Югославия

Стр. 128 - 129
Разграбление. Миниатюра из "Французской хроники". XV в. Париж, Национальная библиотека
Рафаэль. Месса в Больсене. Фрагмент фрески Станцы д'Элиодоро. 1511г. Рим, Ватиканский дворец

Стр. 130 - 131
Крест из Миддлтона. Резьба по камню. Х в. Йоркшир, Великобритания
Олень. Навершие жезла из кургана в Саттон-Ху. VII в. Великобритания
Замок на пике Монтсегюр в Пиренеях - последнее убежище катаров в 1244 г.
Корабль викингов из Усеберга. Ок. 800 г.

Стр. 132 - 133
Сцены из жизни Сигурда. Резьба по дереву. XII в.
Сцены из жизни Сигурда. Рунический камень. XI в.
Стройка. Миниатюра из Псалтыри Барберини. XI в. Рим, Ватикан

Стр. 134 - 135
Пластина из китового уса, увенчанная двумя лошадиными головами. Найдена в Норвегии. IX в. Лондон, Британский музей
Карнарвонский замок. Строительство начато в 1283 г. Эдуардом I, присоединившим Уэльс к Англии

Стр. 136
Карта с маршрутом в Америку (Винландию) и руническими надписями. Ок. XVI в. Это не сама карта, а копия, ее случайно нашли в усадьбе архиепископа в Эстергоме на берегу Дуная, она была в частном собрании Гузы Шепеши, директора Музея. Оригинал карты таинственно исчез в архивах Ватикана
Всадник. Фрагмент рельефа из Хорнхаузена. Камень. Ок. 700 г. Халле, Музей

Стр. 138 - 139
Инициал Р из средневековой рукописи. XII в. Звери, пожирающие друг друга, - излюбленный алтайский сюжет. Он долго оставался предметом спора археологов Европы. Любопытно, сюжет встречался лишь там, где жили потомки кипчаков
Эрхарт Рейвих. Вид Венеции. Иллюстрация к "Путешествию Брейденбаха". 1486 г.
Рельеф с геральдической композицией из Венеции. Мрамор. XI - XII вв. Берлин, Гос. музеи. Все те же символы далекого Алтая



Стр. 140
Паломники. Деталь портала собора в Отэне, Бургундия. Камень. XII в. В средние века паломники из разных стран отлично понимали друг друга: по сути, они говорили на одном языке. Иногда его называли "варварским", или "вульгатой", а чаще - "божественным языком". То было тюркское наречие. В европейскую культуру его ввел в конце IV в. Иероним, кипчак, один из первых поселившихся в Западной Римской империи. Он же придумал письменность, которая пришла на смену рунам. Сегодня эта письменность известна как глаголица. Иероним перевел на "народный язык" священную книгу христиан - Библию
Скорбящая крестьянка. Деталь собора в Кельне. Камень. Ок. 1322 г.

Стр. 142 - 143
Посадка рыцарей на корабли для отправки в крестовый поход. Миниатюра из рукописи "Статут ордена Святого Духа в Неаполе". XIV в.
Фридрих Барбаросса - крестоносец. Миниатюра из рукописи "История Иерусалима". XIII в. Легендарнейшая личность средневековья! Разумеется, не потому, что его, как и Чингисхана, звали Рыжебородым. Этот человек едва ли не единственный, кто отказался держать стремя папе римскому, когда тот спешивался с коня. Он дерзко сказал папе, мол, не ты дал мне власть над народом, а Тенгри

Стр. 144 - 145
Взятие Антиохии, I крестовый поход. Миниатюра из средневековой рукописи
Возвращение крестоносца. Фрагмент надгробного памятника в Нанси. Это памятник графу Гюго де Водемону - участнику II Крестового похода, рядом - его жена, дочь герцога Лотарингского. Их лица и выразительны, и узнаваемы. Настоящие кипчаки. Видимо, не все потомки кипчаков забыли древнее правило предков: "брать в жены только своих". Не потому ли одна из женщин, участниц крестовых походов, стала женой султана и матерью знаменитого халифа Имада ад-дин-Зенги, который в XII в. не раз бил крестоносцев
Рыцарь. Деталь собора в Кельне. Камень. Ок. 1322 г.

Стр. 146 - 147
Посвящение в рыцари. Миниатюра из "Оксфордского кодекса"
Бой рыцаря с драконом. Водолей. Бронза. XIII в. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 148 - 149
Битва крестоносцев с мусульманами. Витраж аббатства Сен-Дени. XII в.
Рыцарь. Надгробие в кафедральном соборе в Глостере. XII в.

Стр. 150 - 151
Карл Великий. С мозаичного портрета. Начало IX в.
Портрет бургунда. Железный шлем. XVI в. Лондон, Британский музей
Рыцари. Литография XIX в.

Стр. 152 - 153
Чудо Георгия о змие. Фрагмент фрески церкви в Старой Ладоге. Это очень редкий памятник средневековья: в нем - изменение биографии святого Георгия. На иконе как бы сошлись воедино два сюжета - новый и ранний. Проповедник стал воином, он на коне, но по-прежнему не убивает змея… Новое всегда медленно вытесняло старое из памяти людей
Вооружение рыцаря. С ковра из Байе. XI в. Байе, собор
Рыцарь. С ковра из Байе. XI в. Байе, собор

Стр. 154 - 155
Домбра, королева музыкальных инструментов, в казахской юрте
Турнир. Миниатюра из "Хроники Фруассара". XV в. Франция


Стр. 156 - 157
Рыцарский турнир. Из "Книги турниров" герцога Вильгельма IV. XVI в. Мюнхен, Гос. библиотека
Дезидерио да Сеттиньяно. Портрет принцессы из Урбино. Известняк. XV в. Берлин, Собрание западноевропейской скульптуры

Стр. 158 - 159
Выборы императора. Рисунок из рукописи "Кодекс Балдуина Трирского". Кобленц, Провинциальный архив. Коронация - вроде бы обычный сюжет, но… до прихода тюрков правители Европы не носили корон. Так, головы императоров Рима венчали диадемы (см. стр. 25, бюст Юлиана), а это совсем другое
Штурм Замка любви. Резьба по слоновой кости. 1400 г. Берлин, Гос. музеи
Бенедетто Антелами. Статуя музыканта с баптистерия в Парме в Ломбардии. Фрагмент. XII в.

Стр. 160
Битва крестоносцев с египетскими отрядами. С витража из аббатства Сен-Дени. XII в.
Искодарский михраб - молитвенная ниша в стене мечети. Резьба по дереву. X - XI вв. Узбекистан. Неопровержимое свидетельство! Орнамент полностью повторяет алтайские узоры, которые ныне обычны как в Европе, так и на Востоке (см. стр. 71)

Стр. 162 - 163
Взятие Антиохии крестоносцами. Витраж аббатства Сен-Дени. XII в.
Деталь арки. Церковь в Цунде. Камень. XII - XIII вв. Грузия
Портрет царицы Тамары. Фрагмент росписи пещерного монастыря Вардзия. 1184 - 1186 гг.

Стр. 164 - 165
Крепость в Хертвиси. X - XIV вв. Грузия
Григорий Гагарин. Баня XVII в. в Шемаха. Рисунок
Лошади в доспехах. Деталь украшения. Золото. IV в. до н. э. Тбилиси, Музей Грузии им. С. Джаншиа

Стр. 166 - 167
Правитель на охоте. Фрагмент гравированной чаши из Мосула. Бронза. Ок. 1300 г. Берлин, Музей искусства стран Ислама
Чингисхан. Рисунок из китайской рукописи "История первых четырех ханов из рода Чингиза". Этот рисунок даже недостоин серьезного разговора. Он - плод воображения китайского художника, а китайцы, как известно, всех людей рисуют похожими… только на китайцев. Иначе не умеют! Этим и прекрасно национальное искусство. Не задумываясь, каждый народ рисует мир таким, каким его видит

Стр. 168 - 169
Путники в горах. Пейзаж в стиле Ли Чжао-дао. Фрагмент свитка. Живопись на бумаге. VII - VIII вв. Был в собрании музея Гугун. Пекин
Монгольский конный лучник династии Минг. Рисунок цветной тушью. Лондон, Музей Виктории и Альберта

Стр. 170
Женская статуэтка. Фигура из погребения в Китае. Терракота. VII - X вв. Лондон, Британский музей

Стр. 173
Образец уйгурского письма. Фрагмент рукописи "Биография Сюань-цзана". XI в. С.-Петербург, Рукописное собрание Института востоковедения РАН
Портрет чиновника. X - XIII вв. С.-Петербург, Эрмитаж

Стр. 174 - 175
Осада китайской крепости войсками Чингисхана. Фрагмент миниатюры.
Взятие Самарканда войсками Чингисхана. Миниатюра из Чагатайской рукописи. XVI в.

Стр. 176 - 177
Пизанелло(?) Портрет Сигизмунда Люксембургского. Пергамент на дереве, темпера. 1430 г. Вена, Музей истории искусства. Искусство средневековья - это до сих пор тайна, которую отличает выразительный художественный язык. Ученые не знают, что это за стиль, отмеченный почти во всей Европе. Откуда он? Его назвали интернациональной готикой. Мол, у него нет родины, нет хозяина. Однако так ли это? И случайно ли, что именно на тюркских землях, порой далеких друг от друга, отмечено одинаковое искусство. Фландрия, Ломбардия, Бургундия, Тоскана, Каталония, Англия, берега Рейна, земли нынешних Австрии, Венгрии, Германии, Чехии. Вот не полная его география… Где истоки этой особо мягкой живописи и изящности? Конечно, на Алтае. У тюрков!..
Похороны Чингисхана. Фрагмент миниатюры из индийской средневековой рукописи

Стр. 178 - 179
Руины древнего города Булгар. X - XIV вв. Татарстан

Стр. 180 - 181
Софийский собор в Киеве. Фрагмент. XI в. Архитектура собора даже не напоминает, а повторяет внешний вид храмов древнего Булгара. Очевидно, мастера одной школы создавали их - школы Великой Степи.
Торг в Новгороде. Фрагмент миниатюры. Лаптевский том
Владимир I, великий князь киевский с войском. Фрагмент

Стр. 182 - 183
Черная палата в древнем городе Булгар. X - XIV вв. Татарстан
Древний тюркский храм в Булгаре. X - XIV вв. Татарстан

Стр. 184 - 185
Уход к монголам людей Галицко-Волынской Руси. Миниатюра из венгерской хроники. 1488 г. Вот так через два столетия после событий начали сочинять новую "историю" Руси: появляются легенды об ужасах дани, а потом - и о "татаро-монгольском иге"
Батый. Рисунок из китайской рукописи "История первых четырех ханов из рода Чингиза"
Прибытие русского князя Федора Ростиславовича в Орду за ярлыком на сбор дани с Руси. Клеймо иконы. XV в. Ярославль, Собрание Музея-заповедника

Стр. 187
Фрагмент иконы Владимирской Богоматери. Москва, Третьяковская галерея

Стр. 188 - 189
Фрагмент скульптурного декора Дмитриевского собора. Владимир. 1194 г. Этот собор - один из древнейших на Руси, он - предмет спора архитекторов. По их мнению, здание копирует храмы раннесредневековой Ломбардии, те самые храмы, которые строили тюркские мастера и в Закавказье, и в Европе. Сходство бесспорное. Но… тюркскую архитектуру в России не признают. Вот и спорят, не зная, что в XIX в. француз Виолле-ле-Дюк в своем исследовании "дошел" до Алтая и объявил миру о тюркской храмовой архитектуре. А другой ученый, австриец Йозеф Сржиговский, написал уникальный труд по истории иконографии, которая тоже, как выясняется, начиналась с Алтая

Стр. 190 - 191
Ледовое побоище 1242 г. Фрагмент миниатюры из "Лицевого летописного свода". XVI в.
Рыцари немецкого ордена преследуют шведов. Средневековая миниатюра

Стр. 192
Готический свод внутренней лестницы для всадников, ведущей во Владиславский зал. Деталь. Дворец Собеслава в Праге
Сражение польских и монгольских войск в 1241 г. С польской росписи. XV в. Варшава, Национальный музей

Стр. 194 - 195
Ужасы инквизиции. Рисунок из книги Самюэлла Кларка "Мартиролог"
Замок Ланже. Франция
Св. Доминик. Айверу, Музей

Стр. 196 - 197
Улица в Вене
Костер инквизиции. С миниатюры средневековой рукописи

Стр. 198 - 199
Сожжение еретиков в Париже. Миниатюра. XIII в.

Стр. 200 - 201
Университет в Саламанке. Фасад. 1515 г. Испания
        Фрагмент иконы Христос Пантократор. 1363 г.

Стр. 202 - 203
Крепостная башня в Пекине. Неоднократно перестраивалась. XV - XVII вв.
Мужская голова. Фрагмент погребального сосуда, найденного близ Самарканда. Терракота. Ок. VII вв. Узбекистан. В таких сосудах (раках) хранили кости знатных людей. Возможно, в подобной раке покоятся останки кого-то из сынов Чингисхана и даже самого Чингисхана. Это маловероятно, но не исключено, ведь могила Чингисхана не найдена. Тюрки мастерски скрывали свои захоронения

    Стр. 204 - 205
    Ганс Бальдунг. Дикие лошади. 1534 г.
   
    Стр. 206
    Ганс Бальдунг. Околдованный конюх. 1544 г.
   
    Стр. 215
    Охота с ястребами. Фрагмент шкатулки из Франции. Кость. XIV в. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

    Переплет:
        Крестоносец в кольчуге. Книжная миниатюра. XIII в. Лондон. Британский музей
        Птица Верхнего мира - знак единения тюрков. Войлок. V в. до н. э. Алтай

    Оборот форзаца:   
    Комплекс Пахлаван Махмуда в Хиве. Майолика. XIV в.

Мурад АДЖИ
КИПЧАКИ. ОГУЗЫ. Средневековая история тюрков и Великой Степи.

Оглавление

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор