в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

"Разбойничий" и другие соборы

     Город Эфес предложили для Собора не случайно. Греки связывали его с Богородицей, с ее последними годами жизни… Они всегда любили "чудеса" и теперь хотели стать "избранниками Божьими", чтобы так, с помощью легенды, доказать свое лидерство в христианстве.
     Им нужен был Собор именно в Эфесе!
     Египтян возглавил александрийский епископ Кирилл. "Надо не мудрствовать, а просто верить", - говорил он. На сторону Кирилла встал папа римский, который ничего не ждал от Собора, он просто хотел хоть как-то навредить грекам. Папа понимал, пересмотр церковного учения - это пересмотр мировой политики.
     "Чей Бог, того власть", - витало в воздухе Эфеса.
     Но духовного спора не получилось. Глубокие знания Кирилла все оценили сразу и по достоинству. Его страстная речь раскрыла невежество греков. Все-таки вековые традиции александрийской научной школы давали знать о себе… Спорный вопрос уладили в тот же день.
Правда, Собор на этом не закончился. Греки не успокоились. Начали ссору. Взаимные оскорбления переросли в настоящую драку. В рукопашную вмешались солдаты…
     Египтяне выиграли духовный спор, но не Средиземное море. И принялись готовить новое сражение. Им важно было развить успех - найти поддержку в Дербенте, у Патриарха христианского мира.
     Там же, в Дербенте, они услышали о Троице. О трех ликах Бога Небесного: "Един в трех лицах", - говорили тюрки о Тенгри. Египтяне решили перенести Троицу в христианство.
В 449 году они созвали новый Эфесский собор, который вошел в историю как "Разбойничий". Но он не удался александрийским богословам. Они переоценили свои знания… И тогда с досады уже слуги Александрийской церкви стали избивать греков кулаками. По лицу били они греческого патриарха Флавиана прямо в зале заседания.
     Потом "соборным отцам" предложили подписать чистый лист папируса, где должно было появиться решение. Кто противился, того снова били или кололи иголками.
Епископы подписали чистый лист единогласно.
     И - появилось решение II Эфесского собора, угодное египтянам. Правда, его вскоре отменили.

     Лишь в 451 году христиане нашли свою Троицу. Но не ту, что была у тюрков. Вместо Троицы у них фактически получилась "двоица". Греки настояли на ней.
     Случилось это событие на новом Соборе, в городе Халкидоне. И сразу разразился новый скандал, его замял в 452 году византийский император, приказав: "Никто, какого бы звания и состояния он ни был, не смеет заводить о вере публичные споры".
     Больше духовные искания уже никто не вел. Да они и не были нужны - раздел мира свершился. Церковь все стала выводить от "греческих корней". Всю историю Европы и христианства.
     Так греки победили Александрийскую церковь, унизили египтян, бросили тень на тюркскую веру, а главное - возвеличили себя. Их не смущало, что "ложную греческую Троицу" не приняли Церкви Востока. Что в Египте сразу же вспыхнуло восстание… Они торжествовали.
     А верующие яростно протестовали против греческого искажения веры. Несколько лет бурлила Палестина. Люди там шли на смерть во имя Бога Единого… Много крови впитала тогда земля.
     Византия, завершив учение о Церкви, вела теперь себя совсем иначе, она даже отказалась платить тюркам дань. Начала готовить покушение на Аттилу. "Золото у меня только для друзей, - самодовольно заявил император Маркиан, - а для врагов - железо". Он умел нагнетать обстановку.
     В 453 году к простодушным тюркам пришла первая их большая беда: Аттилу отравили. И - византийский император стал новым хозяином Европы!

     Власть Греческой церкви признали лишь римляне, на Востоке же ее назвали "христианством второго разряда". Ближний Восток не мог принять ее, мешали традиции. И он задумал создать свою веру - веру "первого разряда".
     Поиск чистой религии привел египетских ученых-богословов к идее Ислама - вере в Бога Небесного, но с иными, негреческими обрядами.

     …В Византии в те годы тоже бурлила "творческая" мысль. Но только иная. Страну захлестнуло откровенное сочинительство: придумывали святых, придумывали "чудеса". Греки утверждали себя, как могли.
     Это - тоже вклад в мировую сокровищницу. Вклад язычников.
Древнегреческого бога виноделия, сына Зевса, Диониса они сделали христианским мучеником святым Дионисием. А царя Деметрия - святым Дмитрием, богиню искусств Минерву-Палладу - святой Палладией, бога солнца Гелиоса - святым Ильей… Каждому языческому богу придумали новое житие, связав его с Византией.
     Так и жило греческое "христианство второго разряда для простонародья". Какое отношение оно имело к Богу Небесному? К религии?..
     Просвещенный мир был в ужасе.

Мурад АДЖИ
КИПЧАКИ. ОГУЗЫ. Средневековая история тюрков и Великой Степи.

Оглавление

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор