"Разбойничий" и другие соборы
Город Эфес предложили
для Собора не случайно. Греки связывали его с
Богородицей, с ее последними годами жизни… Они
всегда любили "чудеса" и теперь хотели стать
"избранниками Божьими", чтобы так, с помощью
легенды, доказать свое лидерство в христианстве.
Им нужен был Собор именно в Эфесе!
Египтян возглавил александрийский
епископ Кирилл. "Надо не мудрствовать, а просто
верить", - говорил он. На сторону Кирилла встал
папа римский, который ничего не ждал от Собора, он
просто хотел хоть как-то навредить грекам. Папа
понимал, пересмотр церковного учения - это
пересмотр мировой политики.
"Чей Бог, того власть", - витало
в воздухе Эфеса.
Но духовного спора не получилось.
Глубокие знания Кирилла все оценили сразу и по
достоинству. Его страстная речь раскрыла
невежество греков. Все-таки вековые традиции
александрийской научной школы давали знать о
себе… Спорный вопрос уладили в тот же день.
Правда, Собор на этом не закончился. Греки не
успокоились. Начали ссору. Взаимные оскорбления
переросли в настоящую драку. В рукопашную
вмешались солдаты…
Египтяне выиграли духовный спор, но
не Средиземное море. И принялись готовить новое
сражение. Им важно было развить успех - найти
поддержку в Дербенте, у Патриарха христианского
мира.
Там же, в Дербенте, они услышали о
Троице. О трех ликах Бога Небесного: "Един в
трех лицах", - говорили тюрки о Тенгри. Египтяне
решили перенести Троицу в христианство.
В 449 году они созвали новый Эфесский собор,
который вошел в историю как "Разбойничий".
Но он не удался александрийским богословам. Они
переоценили свои знания… И тогда с досады уже
слуги Александрийской церкви стали избивать
греков кулаками. По лицу били они греческого
патриарха Флавиана прямо в зале заседания.
Потом "соборным отцам"
предложили подписать чистый лист папируса, где
должно было появиться решение. Кто противился,
того снова били или кололи иголками.
Епископы подписали чистый лист единогласно.
И - появилось решение II Эфесского
собора, угодное египтянам. Правда, его вскоре
отменили.
Лишь в 451 году христиане нашли свою
Троицу. Но не ту, что была у тюрков. Вместо Троицы
у них фактически получилась "двоица". Греки
настояли на ней.
Случилось это событие на новом
Соборе, в городе Халкидоне. И сразу разразился
новый скандал, его замял в 452 году византийский
император, приказав: "Никто, какого бы звания и
состояния он ни был, не смеет заводить о вере
публичные споры".
Больше духовные искания уже никто
не вел. Да они и не были нужны - раздел
мира свершился. Церковь все стала выводить от "греческих
корней". Всю историю Европы и христианства.
Так греки победили Александрийскую
церковь, унизили египтян, бросили тень на
тюркскую веру, а главное - возвеличили себя. Их не
смущало, что "ложную греческую Троицу" не
приняли Церкви Востока. Что в Египте сразу же
вспыхнуло восстание… Они торжествовали.
А верующие яростно протестовали
против греческого искажения веры. Несколько лет
бурлила Палестина. Люди там шли на смерть во имя
Бога Единого… Много крови впитала тогда земля.
Византия, завершив учение о Церкви,
вела теперь себя совсем иначе, она даже
отказалась платить тюркам дань. Начала готовить
покушение на Аттилу. "Золото у меня только для
друзей, - самодовольно заявил император Маркиан, -
а для врагов - железо". Он умел нагнетать
обстановку.
В 453 году к простодушным тюркам
пришла первая их большая беда: Аттилу отравили. И
- византийский император стал новым хозяином
Европы!
Власть Греческой церкви признали
лишь римляне, на Востоке же ее назвали "христианством
второго разряда". Ближний Восток не мог
принять ее, мешали традиции. И он задумал создать
свою веру - веру "первого разряда".
Поиск чистой религии
привел египетских ученых-богословов к идее
Ислама - вере в Бога Небесного, но с иными,
негреческими обрядами.
…В Византии в те годы тоже бурлила
"творческая" мысль. Но только иная. Страну
захлестнуло откровенное сочинительство:
придумывали святых, придумывали "чудеса".
Греки утверждали себя, как могли.
Это - тоже вклад в мировую
сокровищницу. Вклад язычников.
Древнегреческого бога виноделия, сына Зевса,
Диониса они сделали христианским мучеником
святым Дионисием. А царя Деметрия - святым
Дмитрием, богиню искусств Минерву-Палладу -
святой Палладией, бога солнца Гелиоса - святым
Ильей… Каждому языческому богу придумали новое
житие, связав его с Византией.
Так и жило греческое "христианство
второго разряда для простонародья". Какое
отношение оно имело к Богу Небесному? К религии?..
Просвещенный мир был в ужасе. |