в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Английские кипчаки

     И об англосаксонских походах старательно забыто.
     Веками придумывались рассказы о зверствах пришельцев… Мифы громоздились один на другой. Дошло до абсурда. В истории Великобритании теперь лучше разбирается необразованная публика, чем ученые. Слишком там все перепутано.
     Ранняя история по существу не изучена: запрещала Церковь, которая сама "творила историю" Англии. В VIII веке монах-бенедиктинец из монастыря Ярроу Беда Достопочтенный написал книгу "Церковная история англов". С нее и началось неправда, которая, как тина, навсегда затянула некогда чистую Темзу.
     Однако есть и другая, по-настоящему яркая, работа - это труд величайшего английского историка Эдуарда Гиббона. Семь непревзойденных томов, написанных в XVIII веке. Ученый рассказал о средневековой Европе, как никто. Рассказал подробно и чуть больше, чем позволила ему Церковь. Этого "чуть" вполне хватило, чтобы вызвать упреки папы римского и его слуг.
     "Прошлое Великобритании так хорошо знакомо самым необразованным из моих читателей и так темно для самих ученых", - печально заметил Гиббон.
     Действительно, не было захвата Англии, островитяне сами пригласили "мудрейших саков" (так они называли кипчаков) к себе на остров. Сами отвели им плодородные земли, чтобы те научили их пахать. Сами взяли их необычные породы скота. Они признали Тенгри и Его крест. Тоже сами!
     Тюркский дух из английской истории выветривался старательно - веками. Уже забыты "бродячие гунны", сошедшие на берег туманного Альбиона и ставшие любимыми героями старинных английских баллад.
     Будто и не было в Англии проповедника Айдана, открывшего островитянам веру в Бога Небесного, - пастырь шел по английской земле с переводчиком, потому что был не из местных… Раньше из тех же рук в 432 году принял крест и самый почитаемый святой Ирландии - Патрик.
     Надо заметить, в те годы латинского креста не существовало. Его придумали век спустя. У христиан был тюркский, равносторонний крест. Такие кресты и остались на памятниках старой Англии, только их находят археологи.
     Это очень важная для историка подробность.
     Имя Айдан (по-тюркски - "светлый") англичане произносят теперь чуть иначе - Иден. Пусть. Но сам подвиг проповедника, к их чести, они не исказили, оставили без изменений. Правда, без многих подробностей!

     Забыты и древние курганы, что остались в Южной Англии со времен Аттилы. Хотя и они вроде бы на виду, не исчезли. Точно такие, как курганы Алтая. Или Великой Степи... В местечке Саттон-Ху графства Суффолк есть даже царский курган, самый крупный из пятнадцати здесь известных.
     Там найдены оружие, золотые украшения. Тончайшая работа, настоящие произведения искусства. Орнаменты чисто тюркские. Особенно прекрасны фигурки оленя. Они - полная копия алтайских оленей. Будто привезены оттуда… И это в Англии, в стране, на которую в V веке нагрянули "дикие варвары", как утверждают учебники.
     Между прочим, слово "Лондон" - тюркское, оно уже в V веке подсказывало босоногим английским мальчишкам, что там, у реки, водилось множество змей.
     О древнеанглийском языке здесь лучше вообще не говорить. Чтобы не портить будущий праздник тюркологам-лингвистам, которые, может быть, обратятся к этой загадке. Их, наверняка, увлечет поразительное сходство тюркских и древнеанглийских слов. Примеров немало. Вот несколько первых попавшихся.
     "Молодой" - "янг", "немедленно" - "тап", "сытый" - "ток", "прикреплять" - "так"… Очень близки по смыслу и написанию древнетюркские и английские: "одежда" - "мода" (ton), "делать надрез" - "зарубка" (kert - kerf), "греметь" (tang tung et - tang). Даже знаменитый лондонский Тауэр "связан" с холмом, на котором стоит - "тау" (холм, гора).
     Уж не наречием ли тюркского языка был язык старой Англии? "Вот в чем вопрос!"
     Англичане принимали латынь под давлением Церкви, их книги тому свидетельство. Например, "Законы Этельберта" - самая ранняя книга на древнеанглийском языке, она появилась на рубеже VI - VII веков в городе Кент. В ней повторялись… законы лангобардов и других кипчаков. Потому что по ним жили и новые англичане. Текст написан рунами, как и другие древнеанглийские тексты. Потом книга таинственно исчезла. Почему? Тоже понятно.
     Книги старой Англии Церковь сожгла в кострах инквизиции. Но остались копии, которые время от времени находят при самых неожиданных обстоятельствах. Этим находкам нет цены.
     А древнеанглийская литература, судя по всему, была очень выразительна. Скажем, в поэтическом "Бестиарии" есть три духа-покровителя. Снежный барс, рыба-кит и куропатка… Откуда англичане узнали о барсе, который водится на Алтае. Откуда узнали об алтайских обычаях ублажения духов?
     Иные "английские" привычки прямо-таки тюркские. Особенно их любимое похлопывание по плечу. Без этого тюрк - не тюрк.
     А знают ли забывчивые англичане, что их старинная игра в поло (с клюшками на лошадях) тоже зародилась на Алтае задолго до Великого переселения народов? Только там играли не деревянным шаром, а головой врага, завернутой в кожаный мешок. То была торжественная игра Победы.
     Нет. Кровь кипчаков не остыла в холодных жилах англичан. Ее сполна выдают внешность и поведение этих людей: умеют разгорячить себя. Понимают толк в боксе или просто в драке.
Даже чай пьют по-прежнему - с молоком, как пастухи на привале, потому что только так пили чай их предки. Любят коней и скачки, потому что без коней и скачек нет кипчака. Они гоняют в своей Англии лис и оленей, так охотились тюрки - верхом на коне, а по-другому не умели и не желали. Прекрасно знают англичане и соколиную охоту… Откуда все это в жителях заброшенного Альбиона? Окраины Римской империи?
     Интересный народ: берегут традиции, не понимая, что традиции - это осколки их прежней культуры. Той, которая забыта! Вернее, которую велено забыть!
     Например, до последнего хранили свои старинные денежные знаки и монеты. Их "запутанные" деньги, вызывавшие пересуды, - тоже отзвук степной эпохи. Так, английский "шиллинг" произошел от тюркского "шелег" - "неходячая монета", в нем тоже двенадцать мелких или ходячих монет. "Пенс" - от "пенег", то есть "мелкая монета". Ну и, конечно, сам "стерлинг", эта денежная весовая единица у тюрков называлась "сытыр", "сытырлиг" и тоже равнялась двадцати шелегам… Все в точности и у англичан.
     Сходство тюркского "манат" и английского "мани" лишь усиливает это наблюдение. И то, и другое - "деньги".
     У себя в парламенте англичане - уже столько веков! - держат мешок с овечьей шерстью. Тот самый, что у кипчаков был символом власти. В Великой Степи на нем сидели избранные судьи! Ходят во фраках и не знают, что фраки - с Алтая.
     А соседи англичан - шотландцы, те, которые носят юбки и наслаждаются унылой волынкой, ведут иной быт, ничего "тюркского" они терпеть не могут. Потому что им это чуждо. И другой народ Великобритании, уэльсцы, которых сами англичане так и называют "чужими", тоже не приняли "тюркского"… У них иное веселье - слишком скучное для настоящего тюрка.
     Английские кипчаки ходят теперь важными и самонадеянными, как индюки, забыв, чему учили их предков на Алтае. "Не надевай чужих штанов, - говорили им, - в них не спрячешься"… Это была народная мудрость!

     Монахи-бенедиктинцы одели-таки англичан в чужие штаны, но не спрятали их. Не сделали новым народом.
     Предводитель монахов, Августин, в 597 году стал первым английским епископом. С папской руки в Англии утвердилась власть Церкви. В числе католиков первой стояла знать. А четвертое-пятое ее поколение уже с отвращением смотрело на своих "диких" предков… Все повторилось в точности, как у лангобардов и бургундов!
     Монахи высадились на острове Тан у Кентского побережья. И пошли к королю, зная, что его жена до замужества тайно стала католичкой. Она и приютила монахов. Вскоре Этельберт, еще не король, но уже и не хан, принял католичество, а вслед за ним - его подданные.
     Они с той поры исполняли волю папы римского, "Наместника Христа на Земле". Правда, иные англичане из упрямства ставили в храмах два алтаря - один для Тенгри, второй - для Христа. Но это уже ничего не решало: душа народа была продана.
     А спор о том, чей алтарь лучше, длился недолго, он решился в 663 году. Римляне вновь перехитрили, пообещав доверчивым англичанам ключи от Неба, если в их храмах останется один алтарь. И он остался. Англия стала христианской.
     Но двоеверие все равно сохранилось, оно - норма, которая отличает Англиканскую церковь до сих пор: католичество - темная тень ее прошлого.
     Несмываемая печать.

Мурад АДЖИ
КИПЧАКИ. ОГУЗЫ. Средневековая история тюрков и Великой Степи.

Оглавление

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор