в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Ислам

     Высшая награда у католиков - орден Святого Григория. Он - копия орденов Древнего Алтая. Тот же знак Тенгри… Символично? Конечно. Как символично и то, что Греко-Римская церковь, сохраняя у себя старое, алтайское, уничтожала память о нем. Не только в Англии - всюду.
Потому что старая вера мешала управлять народами.
     И римский папа, и византийский патриарх шли на все для достижения своих целей. Они втаптывали в грязь все тюркское, духовное и придумывали свое, языческое. Например, в церквах откуда-то появились вещи Христа, мощи его последователей. И люди стали молиться на эти предметы. Такая "религия" уже не отличалась от язычества.
     Едва ли не каждая церковь получила реликвию.
     Порой доходило до абсурда: в церквах хранился десяток голов Иоанна Крестителя… Один винодел, узнав, что вино в его подвалах скисло, собрал по капле из каждого кувшина в один и поставил его около мощей святого Стефана. На другой день к вину вернулся вкус. Родилось "чудо" о святом Стефане.
     Язычники в одежде пастырей хозяйничали всюду…
Вера, что родилась в IV веке на Кавказе, забывалась, отходила на задний план, как и все тюркское. Ее меняли. Европейцы по велению Церкви назвались "христианами", но общего у них было мало. Разногласия оставались. Средневековая Европа бурлила, как в жерле вулкана. Тюркское, римское, греческое, кельтское - все смешивалось и плавилось, чтобы вылиться и застыть остекленевшей лавой.
     Застыть на века!

     …Иначе было на Ближнем Востоке. Там Церковь тоже искала себя, свое лицо и власть. Но не в язычестве, а в философии - в поиске смысла жизни. Образ Тенгри сиял на небосклоне, его не заслоняли идолы.
     Любой поиск, как известно, приносит плоды. Плодом свободной мысли Востока стало явление, которое вошло в историю человечества коротким и мощным словом Ислам - учение, данное Всевышним.
     Узнали о нем в Аравии, в то самое время, когда папа римский Григорий Великий повел отчаянную атаку на лангобардов. В 609 году аравитянину Мухаммеду явились божественные откровения, их потом признали новым учением, а его самого - Пророком.
К сожалению, о Пророке известно совсем мало. Почти ничего достоверного не сохранилось. Его жизнь - легенда, сложенная из слов и образов. Наука не в силах подтвердить или опровергнуть их… Значит, все вполне могло быть именно так.
     Мухаммед был неграмотным, в юности он ходил с караванами по пустыне, потом вел торговые дела одной вдовы, на которой женился. Однажды он услышал далекие голоса и удивился им.
     Три года являлись ему откровения, и он рассказал о них. Но в городе Мекке его даже не дослушали: люди не увидели смысла в новой религии. Ее молитвы показались им несносными, а отдача десятой доли доходов - вопиющей несправедливостью. Горожан устраивало язычество.
     Увы, религия не возникает после божественного откровения. Общество само определяет, быть вере или нет. И какой ей быть.
     Мухаммеда признали лишь близкие, они и создали общину. Община росла медленно. Едва ли в ней было сто мусульман и через десять лет…
     Ныне Ислам исповедуют сотни миллионов людей. Целые страны. Интерес к нему огромен. И все отмечают загадочность его рождения: неграмотные погонщики верблюдов придумали Учение, которому в философском мире нет равных. Возможно ли такое?
     Здесь явно какая-то тайна, ответ на которую может дать только Коран.

     Коран - это бесценное сокровище Ислама, книга проповедей и назиданий Пророка. Главный закон мусульман. Его законченный текст появился на рубеже VII - VIII веков, почти через пятьдесят лет после смерти самого Мухаммеда. Как и Ислам, он вызревал положенное время: ведь Учение не рождается в одночасье. Так устроен мир, в котором властвуют Дух и Время.
     По истории Ислама написаны сотни книг, но ясности нет. Богословы по-разному видят ранний Ислам. Они спорят об Истине, об Учении, приводят доводы, которые противоречат друг другу. Но у религии не может быть двух Историй.
     История, как правда, бывает только одна…

     "Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим" - "во имя Аллаха Милосердного, Милостивого". Мысли человеку дает Всевышний, так было, есть и будет.
     Здесь, в этой книге, никто не высказывает сомнения, но мусульманин обязан верить Корану, а не людям, в какой бы одежде те ни ходили… Известная ныне "арабская версия" Ислама (как и версия о "греческом" христианстве) очень похожа на миф. На большой миф, который сложился к XIX веку! Так свидетельствует История. А ее не переделать.
     Мусульмане, видно, уже забыли, что Ислам в средневековой Европе называли "египетской ересью". И это было не случайно. Он почти не отличался от учения Египетской и Абиссинской церквей. Египет, тогдашняя колония Византии, в Исламе видел путь к свободе, ибо: "Чей Бог, того власть".
     Духовные традиции Египта и Эфиопии, а не Аравии стали почвой Ислама.
Новой верой проникались в первую очередь христиане - люди, уже познавшие Бога Небесного. Ближний Восток не желал больше быть рабом Византии. Ислам был нужен ему. Он не менял христианства - религии отцов! - но делал веру свободной от власти греков. Сохранял в чистоте образ Бога Небесного и этим привлекал людей из колоний Византии.
     Образ Бога Небесного в "египетском" христианстве и в Исламе был совершенно одинаковым. Просто поразительно. Да иначе быть не могло. Религия - это часть культуры народа, его мораль, она не возникает в пустыне и не объединяет людей одними лишь словами. Пусть даже самыми правильными словами на свете. Мало услышать божественные откровения, надо понять их.           Донести до других людей.
     Ислам - великое творение Востока. Его начало - Тенгри, потому что две с половиной тысячи лет люди впервые подняли взор на Небо.
     На Вечное Синее Небо!
     Ислам помог Египту и всему Ближнему Востоку обрести свободу… Влияние тюрков здесь огромно. А то, что об этом с XIX века перестали вспоминать, еще не означает, что тюрков не было. Были!
     Вспомним, одно из обращений к Тенгри - Алла (от "ал" - "рука") - Дающий и Забирающий. Только тюрки поднимали ладони перед собой и, глядя на алтайское Небо, произносили "Алла" за тысячу лет до Ислама… Так стало в Исламе.
     Алтай знал 99 обращений к Тенгри. И в Исламе 99 обращений к Аллаху. Те же самые.
     "Алла-иль-Алла", - произносили мусульмане, начиная молитву. "Господи (Алла)! Сойди, Господи (Ил Алла)!" Это же чисто тюркская фраза… Привычная для тюрка-мусульманина и сегодня. Он редко скажет "Аллах", с придыханием, как арабы, говорит "Алла", а чаще - "Тенгри", обращаясь к Всевышнему… Старики помнят слова своих дедов.
     Ислам учит, Аллах - всемогущ. Как Тенгри.
     Аллах создал растения, животных, человека. Как Тенгри.
К Аллаху обращают молитвы, падая ниц. Как к Тенгри… Что же различает Их? Единобожие - главная идея Ислама. Но именно единобожие и принесли тюрки в западный мир: Бог-дух, Создатель мира сего. И никого рядом.
     Ислам сохранил обитающих между Богом и людьми ангелов и демонов. А их народ Алтая знал всегда. Остался даже падший ангел, глава злых духов - Иблис.
     Ничто не забылось, ничто не исчезло из древней веры тюркского народа.

     "Нет Бога, кроме Аллаха", - говорят мусульмане. Точно так говорил народ Алтая… Слово в слово: "Нет Бога, кроме Бога"… Так, действительно, что отличало ранний Ислам от тюркской веры?
     Почти ничего. Только обряд, которого в VIII веке не было у мусульман и который им следовало найти. На становление обряда ушли века.

Мурад АДЖИ
КИПЧАКИ. ОГУЗЫ. Средневековая история тюрков и Великой Степи.

Оглавление

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор