в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Великое переселение народов

...Пришел день, когда тесно стало на Алтае: слишком много людей обитало там, земля не могла прокормить всех. Наступила трудная минута, заставившая посмотреть в даль.

С Алтая дороги вели на четыре стороны света. По какой идти? Какую выбрать?

Алтай в I веке был для предков целым миром. Это и Родина, и горы Южной Сибири, и Байкал (Бай-куль). Действительно, целый мир, где главенствовала тюркская культура! Алтай еще назвали "Тенгри-тау" (по-тюркски - "Божественная гора") или "Эдем" ("Земля праотца"). Отсюда тюрки сделали первые шаги в мир, отсюда начиналась точка отсчета их географии.

"Прямо" значило идти на восток, направо - на юг, налево - на север, назад - на запад.

Левые пути (на север) короткие, их закрывали тайга и болота. Немногие соблазнились ими, они вышли на реку Лена ("Илин" - по-тюркски "Восточная") и поселились там. Тех тюрков ныне знают под именем "якуты". Не остались без внимания пути вдоль Енисея ("Энесай" - "Мать-река") и Оби ("абе" - по-тюркски "бабушка", то есть "Бабушка-река").

К востоку от Алтая лежали труднопроходимые дальневосточные леса и болота. Переселяться туда с алтайских земель никто не стремился.

Были южные маршруты, но и они не решали судьбу народа, которому стало тесно. Тюркские всадники вошли в Индию. От них началась знаменитая Солнечная царская династия. Тюрки основали также огромное Кушанское ханство, объединив земли нынешней Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии.

Заметим, I - III века и весь "индийский период" тюркской истории абсолютно забыты тюрками, но не забыты в самой Индии и Иране. Там по-прежнему обожествляют хана Канишку (78 - 123), чистого душой и стойкого в вере. Богу Небесному - Великому Тенгри поклонялся он, основоположник северной ветви буддизма.

Канишка остался символом кипчака и всей тюркской культуры в далекой Индии. Тюрки там были известны давно, они - народ-загадка, который неожиданно появился с севера и неожиданно исчез. Но исчез, оставив археологические следы - скульптуры, рельефы и другие произведения искусства, а также храмы и монастыри. И литературные предания о нагах - людях, поклоняющихся змеям... Кто знает, а может быть, легендарные арии тоже были с Алтая?

При царе Канишке (правильнее все-таки Хан Ерке, или Канерка - так чеканилось его имя на монетах) Алтай жил Кушаном (Кашмиром?) - тысячи тенгриан-паломников приходили сюда с севера, чтобы поклониться святым местам, которые обустроил Канишка.

Тогда тюрки и дали свой - новый для буддистов! - обряд почитания Бога Небесного, Тенгри-хана. Этот факт зафиксирован в истории буддизма и Индии.

Поныне на Востоке помнят и чтут тех тюрков, сохраняя предания об их священной стране Шамбхале (Шамбкале)*, которая лежала далеко на севере и в которой жили святые люди... Это опять о тюрках! Священная страна Шамбкала была в горах Алтая, где семь снежных вершин и где хранится божественный железный крест - мировая ваджра... Всё по-прежнему так. Но только тюрки о ней не вспоминают.

*Шамбкала (по-тюркски "светящаяся крепость") иногда произносят как Шамбала и связывают ее с Гималаями. Такая версия вызывает вопросы, потому что в преданиях речь идет не о Гималаях, хорошо известных в Индии, а о стране, лежащей далеко на севере. Алтай как раз находится далеко на севере от Индии, он с давних пор, наравне с Гималаями, считался духовным центром Востока. Кроме того, на Алтае выплавляли железо и делали кресты из него, на Тибете же древние следы черной металлургии не обнаружены.

Дороги, проторенные в Индию две тысячи лет назад, не заросли травой. Бийский тракт еще служит. Но стал он короче, и не ходят по нему паломники. Уцелела и другая древняя дорога на Тибет - Нерчинский тракт...

Лишь на запад от Алтая долго не было наезженных дорог. Сказывалась психология жителей гор: люди боялись незнакомой степи и искали пути только в привычных горах.

В степь уходили лишь в крайнем случае. Две с половиной тысячи лет назад на Алтае случился конфликт веры: язычество сменилось на религию. Получило распространение тенгрианство. Но не все приняли Бога Небесного, несогласные ушли. Ушли в степь, их назвали "скифы" (видимо, от "скиты", то есть "скитальцы"). Официальная история скифов трактуется по-другому*. Но... в причерноморской степи и в Алтайских горах "скифские" археологические памятники абсолютно одинаковые. Что же отличает скифов от тюрков? Ничего.

*Российская академическая наука упорно относит скифов к иранским народам, не приводя абсолютно никаких письменных памятников. Ссылаются только на Геродота, подчеркнуто игнорируя противоречащие ему археологические находки. Однако изучение скифских памятников показывает, что так называемые "неизвестные письмена" на них, порой принимаемые за затейливые орнаменты, есть не что иное, как руническое письмо тюрков. Отдельные слова и фразы на древнетюркском прочитываются четко. Это (и описанные Геродотом обычаи степного народа) позволяет утверждать, что скифы были тюрками, а не иранцами, у которых иная письменность и иная культура.

И тем не менее скифы "бесхозны", утверждает российская наука, забывая наставление Н.М. Карамзина: "Народы не падают с неба и не исчезают сквозь землю..." А что, если скифы сохранились?! Что, если сегодня они носят имя "чуваши"?! Слишком уж необычен этот тюркский народ. Живет в центре кипчакского мира, но не с ним. Всегда был чуть в стороне.

Духовная культура чувашей, которых сегодня называют христианами, еще недавно была совершенно другой, нехристианской. Она не забылась в народе. Она удивительно напоминает ту, что была у тюрков на Алтае в глубокой древности: их верования не имеют аналогов. Язык чувашей своеобразен - певучий, мелодичный и очень древний, он понятен далеко не всякому тюрку... Чуваши - живая страница тюркской истории, к сожалению, еще не прочитанная мировой наукой.

Часть "скифов", видимо, сохранилась и на Украине. Они забыли родной язык, но едва уловимые детали их быта напоминают о далеком прошлом народа. Например, своеобразные орнаменты народных вышивок - точно такие же, как у чувашей. Они несут в себе ценную информацию, о которой разговор впереди. Или - погребальные обряды... Словом, "скифские" страницы полны тюркских тайн.

Зато последующие алтайские страницы читаются отменно: Великое переселение народов II-V веков четко прописало их. Для народа перенаселенного Алтая Судьба открывала один путь в будущее - через степь. Других просто не было. Лишь степь оставалась почти незаселенной территорией, способной принять многочисленный народ.

Но потребовались десятилетия неимоверных усилий и труда, прежде чем горцы научились жить в степи. В новой для себя природной среде, в которой всё было не так, как в привычных горах! Это - чрезвычайно важная географическая предпосылка, в которой ключ к познанию всей тюркской истории.

Отсутствие леса, например, вынуждало искать новые строительные материалы. Климат заставлял придумывать другие типы жилища, создавать иные формы быта. О воде, топливе, пастбищах, сохранении запасов - о многом теперь приходилось задумываться. Только сильный, смекалистый и трудолюбивый народ могла принять степь. Прежде люди редко селились здесь, потому что слишком трудна жизнь в степи, слишком неприветлива и своеобразна ее природа.

Правда, иные историки, не видевшие степь, "отправляют" сюда разные народы, с легкостью переселяя их на тысячи километров. Они даже не задумываются, что неподготовленный человек и шага не ступит по степи - погибнет.

Без коня и сегодня не пройти там ста километров. Во-первых, не выдержит обувь. Во-вторых, не умея ориентироваться и не имея навыков степной жизни, выжить здесь невозможно: эта одна из самых трудных для человека природных зон Земли. Даже в пустыне проще, там по крайней мере не бывает морозов и снега.

А в степь наши историки "отселяли" целые народы (с обозами, со скотом). Им, кабинетным обитателям, неведомо, что суровая зима с невыносимыми буранами - это степь; жаркое лето с испепеляющими суховеями - это тоже степь; полное безлюдье, отсутствие ориентиров - и это наша степь. Такой - пугающей - предстала она перед тюрками.

Прошли десятилетия, прежде чем кипчаки стали для нее своими, они сказали: "Наша степь". И пошли по степи на запад.

Великое переселение народов - грандиозное событие. Но что это было? Как выглядело оно? Неверно полагать, будто шла неорганизованная толпа. Теория "кочевых цивилизаций", полагающая, что люди скитались по степи в поисках пастбищ для скота, слишком примитивна. Она не учитывает реалии жизни. А для тюрков с их высокой культурой не подходит и вовсе. Жизнь была намного сложнее.

Может быть, к переселению народы подтолкнуло изобретение нового - сухопутного! - вида транспорта. Брички, потом вежи и избушки на колесах... Возможно, все начиналось иначе - не с изобретений. Мы никогда не узнаем, как было в действительности: что шло сначала, а что - потом. Ясно другое: во II веке на запад двигалась не толпа, не вереница людей, не орды кочевников.

Благодаря находкам археологов известно, что в степи закладывали новые поселения, города и станицы, строили дороги и переправы через реки... Шло освоение территории - дело неспешное, кропотливое. Заселение - это не "гуннские набеги", как утверждают многие. И даже не конная атака. В среднем на сорок километров в год (!) углублялись тюрки в степь. Расстояние одного конного перехода, впрочем, год на год, конечно, не приходился. И это естественно. Два с половиной века продолжалась их дорога от Алтая до Атлантического океана.

Два с половиной века мучительно тянулась она. Люди приходили на новое место, заселяли его, и потом их старшие дети шли дальше, чтобы начать все с начала. Младшие по установившейся тогда традиции оставались с родителями (кстати, эта древняя традиция сохранилась в народе до сих пор).

Великое переселение народов, что бы ни говорили, было продуманным движением вперед. Оно не могло возникнуть вдруг. Оно готовилось семь веков! С момента изобретения тюрками металлургического горна. Не сразу прорезали Великую Степь дороги и оросительные каналы. Не сразу между поселениями была налажена почта (ямы). В трудах и поисках верных решений проходили десятилетия... Пока наконец, в Степи появились цветущее Семиречье, ставшее прообразом Шамбкалы, и другие оазисы в степи. (Их и не дали исследовать академику А.Х. Маргулану.)

Они возникли не по мановению волшебной палочки. Их строили люди, которые знали, как строить и что строить.

Конечно, не вписывается всё это в теории о "диких кочевниках"... Но в Великой Степи сохранились остатки той тюркской цивилизации. Мало того, есть китайские, персидские, арабские хроники, которые упоминают о ней.

Две тысячи лет назад к западу от Алтая начала зарождаться удивительная страна с удивительной культурой. Она быстро превращалась в центр мировой духовной жизни. Это тоже факт, зафиксированный в мировой истории.

Сюда приезжали учиться!.. Видимо, одним из приезжих в Тенгри-Тау был еврей по имени Йешуа. Его воспоминания о неминуемом приходе всадников - посланцев Божьих - отражены в древнейшей книге христиан - Апокалипсисе. Позже имя "Йешуа" превратилось в "Иисус Христос"... Нигде, кроме Алтая, он не мог встретить конное войско и духовенство, служившее Богу Небесному.

Ни в духовной, ни в материальной, ни в военной жизни кипчаки не уступали никому. В этом убеждают не только древние хроники Востока, но и легенды и предания разных народов. Сказание "Акташ", например, повествует о легендарном хане Акташе, который первым из тюрков вышел к Волге и "подчинил себе все земли от Идели до Кавказа". Соседи искали союза с ним... Есть и другие произведения, в которых драгоценными россыпями высвечивается былое.

Однако кто из тюрков назовет сегодня имена великих деятелей того периода? Где прочитать об их свершениях и походах?!

В знаменитой Британской энциклопедии есть сведения о стране тюрков. Но Европу интересует тюркская (кипчакская) тема ровно настолько, насколько позволяет идея европоцентризма. Весь мир ей видится как приложение к Европе.

Вот и не знаем, что совершил хан Баламир? Как возвысился царь Харатон? Чем увековечил себя мудрый Донат? В "кочевнических" монографиях о них нет и строчки.

Видимо, авторам страшно даже подумать, что именно кипчакские цари - Баламир, Харатон, Донат - вывели степняков в Европу; что перед тюрками склонялись правители Византии и Рима. Не сказана правда и о величайшем из великих тюрков - Аттиле, гордости нашего народа!

Аттила завершил Великое переселение тюрков: Европа лежала у его ног, платила дань... Но ныне о тех событиях рассказывают совсем по-другому. Тюрки не знают своей истории и получают ровно столько, сколько оставляют им.

Непобедимого Аттилу победили не римское войско, не объединенная армия Европы - собственное величие. Тяжелейшее это бремя. Оно раздавило Аттилу, он забрал мир у своего народа! После смерти полководца осталось сто восемьдесят четыре (!) сына, девочек не считали. Могли ли претенденты на трон отца сидеть спокойно, имея в жилах кровь самого Аттилы? Конечно, нет. Начались жесточайшие междоусобицы... Тюрки дрались сами с собой. Пока не надели себе ошейник раба...

Народ раскололся.

С них, с этих осколков, началась история бургундов, савойцев, хорват, баварцев, саксонцев, каталонцев, сербов, чехов, болгар и других "малых народов" Европы, которые в представлении европейских историков вдруг возникли из ничего... Будто с неба упали.

После Аттилы Великая Степь разделилась на враждующие каганаты, улусы, семьи... Начался бой всех против всех. Междоусобицы никогда не стихали. Продолжаются они и поныне. С неприязнью к ближнему входило и уходило из жизни каждое новое поколение.

И поспорили братья промеж собой,
И вымали мечи булатные,
И рубили друг друга до смерти,
И, рубяся, корились, ругалися,
И брат брата звал обманщиком.
Наконец полегли до единого...

И доселе их внуки рубятся,
Все рубятся за правду за истину,
На великое себе разорение.

Слова эти оставил поэт Алексей Константинович Толстой. О его тюркском происхождении говорят и родословная, и фамильный герб, и, конечно, стихи, в которых он глубоко и проникновенно передал старинные степные предания.

Мурад Аджи
Европа, тюрки, Великая Степь
Оглавление

От автора Мы - кипчаки Алтайская колыбель Великое переселение народов Наши духовные сокровища Европейские кипчаки

Часть первая
"Москальские истории" Кто они, святые Кирилл и Мефодий? "Туман" крещения Руси Переписывание истоиии Кипчакский Киев

Рисунки на страницах летописи Основные источники

Часть вторая
Мир Дикого Поля
Дикое Поле - Великая Степь Основные источники

Часть третья
Тенгри-хан и названный сын его Христос
Исчезнувшее наследие
Расколы и раскольники Основные источники

Часть четвертая
Дешт-и-Кипчак - страна незнаемая? Основные источники

Приложение
У родника святого Георгия

"Гюрджев день"
Разные Георгии
Голос забытой Родины
Тайна креста
"Железные ворота"
Григорис-Георгий
Без вины пострадавший Диоклетиан
Георгий у каждого народа свой
Начало катастрофы
Великий просветитель Армении
Противоречия
"Христиане пусть снова сделаются христианами"
"Куда отсюда? Куда идти?"
Селение Джалган
Исток известной легенды

Примечания и комментарии к Приложению

Список использованной литературы

Послесловие

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор