Европейские кипчаки
Географическая карта - серьезный исторический документ, несущий
информацию не меньшую, чем пухлая книга. Но нужно уметь читать ее:
Великое переселение народов оставило на карте свой след. Тогда, во II -
V веках появилась огромная степная страна - Дешт-и-Кипчак, с ее
поселениями, городами, станицами, дорожными станциями.
Тюркская культура
доминировала от Байкала до Альп. По всей степной зоне. Европа тогда
"начиналась" в Сибири! Минули века, все вроде бы исчезло. Но...
ничего не забылось. Карта сохранила то, что не помнят люди.
Это подметил и Николай Рерих:
Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки.
Кто сложил бывшие
города.
Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Например, границы Дешт-и-Кипчака. Целы! На русском языке
слово "курган", как пишет крупнейший топонимик Э.М. Мурзаев,
прежде означало "граница", "межа". Почему? Потому что в
первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами начиналась
чужая земля.
Граница Дешт-и-Кипчака на севере проходила по Москве-реке -
северный берег принадлежал финнам и уграм, а южный - тюркам*.
Только в пределах Москвы известны несколько курганных групп,
большинство - на южном (правом) берегу. Сохранились они и в бывшем
"тюркском" Подмосковье, где были поселения тюрков, - топонимика
убеждает и в этом. Например, Коломенское, его старинное название
Коллома, что по-тюркски - "охранение", "обеспечение".
Копотня - от
"Высокое поселение" (или "Высокая трава"), Кунцево - от
"Пристанище" или "Заезжий двор"... Слова явно не славянского
происхождения... А к северу от Москвы-реки курганов нет - там жил
другой народ, с другой культурой, и топонимика здесь иного корня и
тоже не славянского.
*Видимо, здесь требуется уточняющее пояснение. Скажем, в XII
веке граница не представляла собой строгой линии, как ныне. Это была
достаточно широкая зона, в которой в равной мере проявлялись
интересы соседей (зона общения, обмена и мира). Именно такими были
Москва-река, Ока и прилегающие к ним земли до прихода сюда славян,
поэтому тюркские памятники соседствуют с финно-угорскими. Это
естественно. Например, Нижний Новгород сначала назывался по-тюркски
- Булгар и с давних пор славился своими ярмарками. На
Булгарскую ярмарку приезжали купцы из Европы, из Персии. |
На крайнем юге страна тюрков доходила до Ирана, курганы тому
свидетельство. Граница осталась почти без изменений, там по-прежнему
живут тюрки, и называются они иранскими азербайджанцами.
Между северной и южной границей Дешт-и-Кипчака и ныне -
тысячи тюркских географических названий, настоящая сокровищница
для топонимики! Например, напротив Московского Кремля, на правом
берегу, находится Балчуг. В русском языке такого слова нет, а
по-тюркски это - "болото", "грязь". Чисто тюркский топоним.
Подобных примеров сколько угодно. Как правило, названия
многих старинных городов степной России выведены из тюркского
корня: Орел - "дорога на подъем", Тула - "полный",
Брянск (Биринчи, Брянечьск) - "первый", "главный",
Саратов (Сарытау) - "желтая гора",
Симбирск (Симбир) - "одинокая могила"... Кашира, Коломна, Калуга,
Воронеж, Пенза, Челябинск, Курган... Много названий, и каждое
сообщает забывчивым кипчакам об их Родине.
Географические карты запечатлели следы захватнических войн
Ивана Грозного и Петра I. Они показывают, как росла Русь за счет своих
соседей. Карта хранит очень темную историю, которую пытаются
обелить переписанные летописи. И понимаешь, что не случайно древний
тюркский город Кипензай, который отмечен на европейских картах, стал
русской Пензой, Шапашкар - Чебоксарами, Бурунинеж - Воронежем,
Сарытау - Саратовым, Челяба - Челябинском, Биринчи - Брянском...
Самые далекие от Алтая земли при Аттиле назвали "альман" -
по-тюркски "дальний". Отсюда топоним Альмания - ныне Германия.
Многие "германские племена" были синеглазыми, скуластыми, с явной
кипчакской внешностью, и говорили они по-тюркски, что доказывает их
руническая письменность, древние обычаи и народная память. Они -
выходцы с далекого Алтая!
Та же ранняя история у части населения Франции и Италии,
Англии и Австрии, Югославии и Чехии. Если судить по архивам, почти
до конца XVI века здесь в ходу был тюркский язык. Правда, потом во
времена инквизиции Западная церковь провела в этих архивах "великую
чистку", но некоторые документы, к счастью, уцелели. Они и позволяют
утверждать непривычное - в Центральной Европе жили тюрки... Об этом
обстоятельный разговор впереди.
Разумеется,
тюркские географические названия сохранились на картах Европы. По
ним неплохо читается история иных стран и народов.
Вот маршрут рода бургунд.
Улус Бургунд пришел в Европу с отрогов Байкальского хребта - там
самый восточный топоним "бургунд". Потом они жили в прикаспийских
степях, затем часть их осела в предгорьях Кавказа - в Карачае, там
селение Бургунд. А в 435 году улус, ведомый отцом Аттилы, достиг
нынешней Франции, утвердив Бургундию - Бургунд-юрт... Французы-бургунды
сохранили блюда из тюркской национальной кухни, что-то из
одежды и утвари, не забыты традиции и обычаи. Родной язык потеряли.
А можно пройти по следам улуса Саваой. И этот
топоним тонкой цепочкой выкладывается на географической карте -
тоже от Алтая... По времени и он совпадает с Великим переселением. И
слово "теринг" может послужить компасом в подобном историческом
путешествии.
"Теринг" по-тюркски - "нечто обильное". Так
говорили, например, об обширной, плодородной долине. От Балхаша
(Теринг-куль называлось прежде это озеро) до Центральной Европы
четко заметен этот топоним. Совпадение? Конечно нет. Соратниками
Аттилы, если судить по западноевропейской литературе, были именно
теринги (тюринги), бургунды и другие "германские племена". Все они
были прекрасными всадниками, воевали под знаменами с крестом... И
уже не удивляют строки историка Иордана о терингах, об их искусстве в
коневодстве... Коренные европейцы коней тогда не разводили! И кумыс
не пили. Это любимое занятие тюрков.
Посмотрим на карту Дуная - настоящий лес кипчакских названий.
Кстати, "балканы" по-тюркски - "горная цепь, покрытая
лесом". Так же
называется один из районов Азербайджана, там удивительно красивые
горы, покрытые лесом.
Говорят, черногорцев на Балканах дразнят "каратаевцами",
почему? Не зная тюркского языка, не ответишь. А ответ прост. "Кара" -
черный, "тау" - гора. Получилось, "каратаевцы" и
"черногорцы" - одно и то же.
Тюркских топонимов на карте Евразии чуть меньше, чем звезд на
небе. Однако прочитать о них трудно. Выходили книги на эту тему. Но
за рубежом. Лишь узкий круг ученых знает о них. Один из них -
известный географ Эдуард Макарович Мурзаев. Он написал свою, может
быть, главную в жизни, книгу "Тюркские географические названия"...
Книга, словно в насмешку, издана мизерным тиражом (всего пятьсот
экземпляров).
Границы Великой
Степи неплохо видны и в Англии. Там они - память об англосаксонских
походах, которые в V-VI веках возглавили тюрки (саки или саксы?).
Разбив аборигенов, кипчаки
утвердили свое "островное" государство, построив город Кент, который
дал название юрту, позже королевству. "Кент" по-тюркски -
"крепость
из камня". То был плацдарм для продвижения в глубь островов.
Напротив, через пролив, на материке воздвигли город Кале*, отсюда,
как известно, и начинались англосаксонские походы, здесь готовилась
переправа через пролив... Карта подтверждает эту информацию.
*"Кала" - тоже по-тюркски "крепость",
но не из камня, и с земляным валом. |
Но, может быть, самое любопытное, что показывает топонимика,
лежит на поверхности. "Инг" в древнетюркском словосочетании
означает "добыча". Не отсюда ли "Ингленд" -
"Добытая земля"? До прихода тюрков острова назывались Альбион.
Еще один факт - сперва для размышлений, а потом и для споров, -
Церковь в Ингленде не признала папу римского, лишь папе Григорию
Великому удалось войти в доверие. Англичане следовали традициям
только восточного обряда. Почему? Откуда он на островах? Их называли
арианами, почему? Самый первый аббат носил тюркское имя Айдан (это
означает "светлый"), он учил аборигенов вере в Бога Небесного.
Пастырь шел по земле островов с переводчиком. Опять же, почему?
Кстати, а откуда в
далекой Англии курганы, которые давно стали
достопримечательностью? Точно такие же курганы есть и в других
землях Великой Степи. В Шотландии их нет... А знают ли англичане, что
их любимая игра поло (с клюшками на лошадях) зародилась на Алтае до
Великого переселения народов? Там гоняли не деревянный мяч, а
завернутую в кожаный мешок голову врага. У тюрков эта игра не
забылась, как и другие древние игры.
Кровь кипчаков не застыла в жилах иных англичан. Внешность и
поведение выдают их корни... Английские кипчаки, видимо, забыли
пословицу, бытовавшую у предков задолго до англосаксонских походов:
"Не надевай чужих штанов". В них не спрячешься.
Завоевав полмира, кипчаки словно ушли из истории. После каждой
крупной междоусобицы улус за улусом покидали Дешт-и-Кипчак,
превращаясь либо в "новый" народ, либо - сливаясь с другим. Тюрки
таяли, как снег на солнце.
Ни небо, ни земля не разверзались, мор
и глад не били нас: так почему и кто -
о тюркский мой народ! - ответь, зачем и кто
закон и власть твои к погибели подвел?
Ты сам, ты сам, народ, перед своей землей,
перед каганом, что хотел тебе служить,
перед самим собой - ты сам и согрешил:
ты выбрал для себя, как смертный жребий, Зло.
Ведь не пришел никто, закованный в броню,
чтоб одолеть тебя, рассеять, взять в полон!
Ведь не пришел никто, чей был бы меч острей,
чтоб покорить тебя, согнуть, стереть с земли!
О тюркский мой народ...
Так поэт Анатолий Преловский перевел посмертное послание
тюркского правителя Кюль-Тегина. Текст будто вчера выбит на камне
древними рунами, а ему более тысячи лет.
Что, неужели и вправду Зло вошло в нас?.. Нет! Зло не вечно.
Слово из уст врага стало ядом для кипчаков, пусть теперь Слово будет
лекарством.
|
|