в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Европейские кипчаки

Географическая карта - серьезный исторический документ, несущий информацию не меньшую, чем пухлая книга. Но нужно уметь читать ее: Великое переселение народов оставило на карте свой след. Тогда, во II - V веках появилась огромная степная страна - Дешт-и-Кипчак, с ее поселениями, городами, станицами, дорожными станциями.

Тюркская культура доминировала от Байкала до Альп. По всей степной зоне. Европа тогда "начиналась" в Сибири! Минули века, все вроде бы исчезло. Но... ничего не забылось. Карта сохранила то, что не помнят люди.

Это подметил и Николай Рерих:

Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки.
Кто сложил бывшие
города.
Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Например, границы Дешт-и-Кипчака. Целы! На русском языке слово "курган", как пишет крупнейший топонимик Э.М. Мурзаев, прежде означало "граница", "межа". Почему? Потому что в первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами начиналась чужая земля.

Граница Дешт-и-Кипчака на севере проходила по Москве-реке - северный берег принадлежал финнам и уграм, а южный - тюркам*. Только в пределах Москвы известны несколько курганных групп, большинство - на южном (правом) берегу. Сохранились они и в бывшем "тюркском" Подмосковье, где были поселения тюрков, - топонимика убеждает и в этом. Например, Коломенское, его старинное название Коллома, что по-тюркски - "охранение", "обеспечение". Копотня - от "Высокое поселение" (или "Высокая трава"), Кунцево - от "Пристанище" или "Заезжий двор"... Слова явно не славянского происхождения... А к северу от Москвы-реки курганов нет - там жил другой народ, с другой культурой, и топонимика здесь иного корня и тоже не славянского.

*Видимо, здесь требуется уточняющее пояснение. Скажем, в XII веке граница не представляла собой строгой линии, как ныне. Это была достаточно широкая зона, в которой в равной мере проявлялись интересы соседей (зона общения, обмена и мира). Именно такими были Москва-река, Ока и прилегающие к ним земли до прихода сюда славян, поэтому тюркские памятники соседствуют с финно-угорскими. Это естественно. Например, Нижний Новгород сначала назывался по-тюркски - Булгар и с давних пор славился своими ярмарками. На Булгарскую ярмарку приезжали купцы из Европы, из Персии.

На крайнем юге страна тюрков доходила до Ирана, курганы тому свидетельство. Граница осталась почти без изменений, там по-прежнему живут тюрки, и называются они иранскими азербайджанцами.

Между северной и южной границей Дешт-и-Кипчака и ныне - тысячи тюркских географических названий, настоящая сокровищница для топонимики! Например, напротив Московского Кремля, на правом берегу, находится Балчуг. В русском языке такого слова нет, а по-тюркски это - "болото", "грязь". Чисто тюркский топоним.

Подобных примеров сколько угодно. Как правило, названия многих старинных городов степной России выведены из тюркского корня: Орел - "дорога на подъем", Тула - "полный", Брянск (Биринчи, Брянечьск) - "первый", "главный", Саратов (Сарытау) - "желтая гора", Симбирск (Симбир) - "одинокая могила"... Кашира, Коломна, Калуга, Воронеж, Пенза, Челябинск, Курган... Много названий, и каждое сообщает забывчивым кипчакам об их Родине.

Географические карты запечатлели следы захватнических войн Ивана Грозного и Петра I. Они показывают, как росла Русь за счет своих соседей. Карта хранит очень темную историю, которую пытаются обелить переписанные летописи. И понимаешь, что не случайно древний тюркский город Кипензай, который отмечен на европейских картах, стал русской Пензой, Шапашкар - Чебоксарами, Бурунинеж - Воронежем, Сарытау - Саратовым, Челяба - Челябинском, Биринчи - Брянском...

Самые далекие от Алтая земли при Аттиле назвали "альман" - по-тюркски "дальний". Отсюда топоним Альмания - ныне Германия. Многие "германские племена" были синеглазыми, скуластыми, с явной кипчакской внешностью, и говорили они по-тюркски, что доказывает их руническая письменность, древние обычаи и народная память. Они - выходцы с далекого Алтая!

Та же ранняя история у части населения Франции и Италии, Англии и Австрии, Югославии и Чехии. Если судить по архивам, почти до конца XVI века здесь в ходу был тюркский язык. Правда, потом во времена инквизиции Западная церковь провела в этих архивах "великую чистку", но некоторые документы, к счастью, уцелели. Они и позволяют утверждать непривычное - в Центральной Европе жили тюрки... Об этом обстоятельный разговор впереди.

Разумеется, тюркские географические названия сохранились на картах Европы. По ним неплохо читается история иных стран и народов.

Вот маршрут рода бургунд. Улус Бургунд пришел в Европу с отрогов Байкальского хребта - там самый восточный топоним "бургунд". Потом они жили в прикаспийских степях, затем часть их осела в предгорьях Кавказа - в Карачае, там селение Бургунд. А в 435 году улус, ведомый отцом Аттилы, достиг нынешней Франции, утвердив Бургундию - Бургунд-юрт... Французы-бургунды сохранили блюда из тюркской национальной кухни, что-то из одежды и утвари, не забыты традиции и обычаи. Родной язык потеряли.

А можно пройти по следам улуса Саваой. И этот топоним тонкой цепочкой выкладывается на географической карте - тоже от Алтая... По времени и он совпадает с Великим переселением. И слово "теринг" может послужить компасом в подобном историческом путешествии.

"Теринг" по-тюркски - "нечто обильное". Так говорили, например, об обширной, плодородной долине. От Балхаша (Теринг-куль называлось прежде это озеро) до Центральной Европы четко заметен этот топоним. Совпадение? Конечно нет. Соратниками Аттилы, если судить по западноевропейской литературе, были именно теринги (тюринги), бургунды и другие "германские племена". Все они были прекрасными всадниками, воевали под знаменами с крестом... И уже не удивляют строки историка Иордана о терингах, об их искусстве в коневодстве... Коренные европейцы коней тогда не разводили! И кумыс не пили. Это любимое занятие тюрков.

Посмотрим на карту Дуная - настоящий лес кипчакских названий. Кстати, "балканы" по-тюркски - "горная цепь, покрытая лесом". Так же называется один из районов Азербайджана, там удивительно красивые горы, покрытые лесом.

Говорят, черногорцев на Балканах дразнят "каратаевцами", почему? Не зная тюркского языка, не ответишь. А ответ прост. "Кара" - черный, "тау" - гора. Получилось, "каратаевцы" и "черногорцы" - одно и то же.

Тюркских топонимов на карте Евразии чуть меньше, чем звезд на небе. Однако прочитать о них трудно. Выходили книги на эту тему. Но за рубежом. Лишь узкий круг ученых знает о них. Один из них - известный географ Эдуард Макарович Мурзаев. Он написал свою, может быть, главную в жизни, книгу "Тюркские географические названия"... Книга, словно в насмешку, издана мизерным тиражом (всего пятьсот экземпляров).

Границы Великой Степи неплохо видны и в Англии. Там они - память об англосаксонских походах, которые в V-VI веках возглавили тюрки (саки или саксы?).

Разбив аборигенов, кипчаки утвердили свое "островное" государство, построив город Кент, который дал название юрту, позже королевству. "Кент" по-тюркски - "крепость из камня". То был плацдарм для продвижения в глубь островов. Напротив, через пролив, на материке воздвигли город Кале*, отсюда, как известно, и начинались англосаксонские походы, здесь готовилась переправа через пролив... Карта подтверждает эту информацию.

*"Кала" - тоже по-тюркски "крепость", но не из камня, и с земляным валом.

Но, может быть, самое любопытное, что показывает топонимика, лежит на поверхности. "Инг" в древнетюркском словосочетании означает "добыча". Не отсюда ли "Ингленд" - "Добытая земля"? До прихода тюрков острова назывались Альбион.

Еще один факт - сперва для размышлений, а потом и для споров, - Церковь в Ингленде не признала папу римского, лишь папе Григорию Великому удалось войти в доверие. Англичане следовали традициям только восточного обряда. Почему? Откуда он на островах? Их называли арианами, почему? Самый первый аббат носил тюркское имя Айдан (это означает "светлый"), он учил аборигенов вере в Бога Небесного. Пастырь шел по земле островов с переводчиком. Опять же, почему?

Кстати, а откуда в далекой Англии курганы, которые давно стали достопримечательностью? Точно такие же курганы есть и в других землях Великой Степи. В Шотландии их нет... А знают ли англичане, что их любимая игра поло (с клюшками на лошадях) зародилась на Алтае до Великого переселения народов? Там гоняли не деревянный мяч, а завернутую в кожаный мешок голову врага. У тюрков эта игра не забылась, как и другие древние игры.

Кровь кипчаков не застыла в жилах иных англичан. Внешность и поведение выдают их корни... Английские кипчаки, видимо, забыли пословицу, бытовавшую у предков задолго до англосаксонских походов: "Не надевай чужих штанов". В них не спрячешься.

Завоевав полмира, кипчаки словно ушли из истории. После каждой крупной междоусобицы улус за улусом покидали Дешт-и-Кипчак, превращаясь либо в "новый" народ, либо - сливаясь с другим. Тюрки таяли, как снег на солнце.

Ни небо, ни земля не разверзались, мор
и глад не били нас: так почему и кто -
о тюркский мой народ! - ответь, зачем и кто
закон и власть твои к погибели подвел?

Ты сам, ты сам, народ, перед своей землей,
перед каганом, что хотел тебе служить,
перед самим собой - ты сам и согрешил:
ты выбрал для себя, как смертный жребий, Зло.

Ведь не пришел никто, закованный в броню,
чтоб одолеть тебя, рассеять, взять в полон!
Ведь не пришел никто, чей был бы меч острей,
чтоб покорить тебя, согнуть, стереть с земли!
О тюркский мой народ...

Так поэт Анатолий Преловский перевел посмертное послание тюркского правителя Кюль-Тегина. Текст будто вчера выбит на камне древними рунами, а ему более тысячи лет.

Что, неужели и вправду Зло вошло в нас?.. Нет! Зло не вечно. Слово из уст врага стало ядом для кипчаков, пусть теперь Слово будет лекарством.

Мурад Аджи
Европа, тюрки, Великая Степь
Оглавление

От автора Мы - кипчаки Алтайская колыбель Великое переселение народов Наши духовные сокровища Европейские кипчаки

Часть первая
"Москальские истории" Кто они, святые Кирилл и Мефодий? "Туман" крещения Руси Переписывание истоиии Кипчакский Киев

Рисунки на страницах летописи Основные источники

Часть вторая
Мир Дикого Поля
Дикое Поле - Великая Степь Основные источники

Часть третья
Тенгри-хан и названный сын его Христос
Исчезнувшее наследие
Расколы и раскольники Основные источники

Часть четвертая
Дешт-и-Кипчак - страна незнаемая? Основные источники

Приложение
У родника святого Георгия

"Гюрджев день"
Разные Георгии
Голос забытой Родины
Тайна креста
"Железные ворота"
Григорис-Георгий
Без вины пострадавший Диоклетиан
Георгий у каждого народа свой
Начало катастрофы
Великий просветитель Армении
Противоречия
"Христиане пусть снова сделаются христианами"
"Куда отсюда? Куда идти?"
Селение Джалган
Исток известной легенды

Примечания и комментарии к Приложению

Список использованной литературы

Послесловие

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор