Наши духовные сокровища
О гуннах, то есть о кипчаках, написано много, они, мол, диким
валом прокатились по Европе и исчезли... А как возникли эти дикие
орды? Кто их растил, одел, обул, кормил? Обучил военному искусству,
вооружил, наконец. Требовались огромные материальные затраты.
На ровном месте самое сильное в мире войско не появится! "Кто
не вырастит жеребенка, тот не сядет на коня" - учит тюркская
пословица. Семьсот лет растили кипчаки "своего жеребенка", тогда они
стали всадниками, всколыхнувшими мир... Много вопросов пришлось
задать, чтобы открыть картины двухтысячелетней давности.
Заинтересовавшись геологией Алтая, я понял, почему именно там
зародилась новая металлургическая технология: здешняя руда очень
богата железом и полезными примесями... Потом внимание привлекли
слова "Багатур-Тенгри", их сохранили китайские летописи. Так тюрки
две с половиной тысячи лет назад назвали нового Бога Небесного,
который открыл им тайны железа.
И возник вопрос: а что мы вообще знаем о духовной культуре
древних тюрков? По крупицам собирались сведения о Тенгри-хане.
Культ нового Бога был связан с железом. Но почему? Видимо, не
случайно в древности железо называли "небесным металлом"... А не
метеориты ли и помогли "создать" этот культ? Небесные камни
познакомили древних людей с железом - с "металлом неба"! Возник
культ Бога-кузнеца, переросший в веру у людей, познавших силу
небесного металла.
Только с конкретного могла начаться религия! Вера в силу Бога
Небесного, в его карающий и защищающий стальной меч.
Тюрки были язычниками. Но новый Бог изменил их. Тенгри стал
сердцем новой тюркской духовной культуры. Всевышний сделал народ
непобедимым.
Алтай, даровавший тюркам дух и Бога Небесного, - святыня
тюркского народа! Предки обожествляли Родину, называли ее раем
земным. Это острое чувство осталось в крови кипчаков. Ностальгия -
болезнь тюркская. Она была, даже когда не было тюркского языка и
только зарождалась речь. Люди с восторгом смотрели на вершины Алтая
и не могли жить без них.
Древние тюрки почитали гору трех вершин Уч-Сумер. О ней сложены легенды.
Центр мира! Здесь устраивали моления и праздники... Около этой горы и
поныне не охотятся местные жители, громко не разговаривают -
священное место. Показательно, в буддийской мифологии гора Сумеру -
универсальный космогонический символ.
Позже на Алтае поклонялись
и другим вершинам - Хан-Тенгри, Борусу... Им, святым горам, доверяли
ритуальные рисунки, а потом и священные тексты. Слово и образ на
камне слились воедино, став на века духовной традицией. Отсюда
торжественность молитв и убранство храмов... Отсюда иллюстрации
книг и летописей...
Но особо почиталась гора
Кайласа на Тибете. Она была местом паломничества для тысяч людей.
Сюда, к Кайласе, по преданию, спускался Тенгри-хан.
Контуры священных Кайласы и Уч-Сумер
приводили в трепетный восторг людей, поверивших в Бога Небесного.
Эти горы, видимо, подсказали тюркам идею храмовой архитектуры... Ее
простота и изящество поражают. Все это звенья одной цепи, которая
начиналась на Алтае.
В Степи традиции почитания гор, конечно же, не забылись: на
равнине люди создавали "копии" священных гор! Сперва отсыпали
курганы - рукотворные килисы, около них собирались на молитву.
Потом храм стал символом священной горы. Молились рядом, на
специальной площадке... В Степи все было, как прежде на Алтае:
традиции берегли и дополняли.
Кипчаки, храня в душе Бога Небесного, запечатлевали Его образ
на камнях. То было напоминание о Боге. Оно очищало душу,
настраивало на общение с Создателем. Отсюда - "икона" или
"айконе"...
Поразительны глубина и простор мысли наших предков, по сути для них
храмом оставался весь окружающий мир, накрытый куполом Вечного
Синего Неба - Тенгри.
И чем глубже постигали тюрки образ Тенгри-хана, тем больше обращений
было к нему: "Бог", "Алла", "Ходай",
"Господи" - взывали они к
Всевышнему... Каждое имело свой смысл. Позже эти тюркские слова,
слегка переиначенные, вошли в лексикон других религий и народов.
Медленно открывалась мне Родина - забытая, поруганная. Но моя!..
И тем любимее становилась она. Помню, как обожгли однажды строки
Ивана Алексеевича Бунина. В его стихах я узнал себя и всех нас.
Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной -
Средь городских его друзей,
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
К сожалению, мы веками "глядели с улыбкой состраданья" на
Степь, не понимая, что она и есть наша Великая Родина. Мало зная о
ней, поверили лжи и отвернулись от ее "последнего грошика"... Я хочу
перемен, я желаю их, ради них пишу свои книги: пусть мой народ из
пресного молока вновь превратится в бодрящий кумыс. Пусть проснется
в нем Гордость.
Из глубины тысячелетий тянутся корни тюрков. Дошли отрывки
древнетюркских литературных произведений. Их язык вызывает
восхищение своей глубиной и образностью. А где сами книги?
Таинственно исчезли. Но возвращение их неизбежно. Немало ценного
хранят, например, архивы Армении и Грузии. Там есть древние
фолианты, написанные армянской графикой, но на тюркском языке.
Должно что-то сохраниться в Индии, на Тибете, в Иране - эти
страны имели долгие контакты с Великой Степью. Науке известны
древнейшие тюркские тексты, написанные еще на брахми. Буддисты
хранят их как священные реликвии.
И в Европе есть архивы, которые приведут в восторг любого тюрколога:
например, на Балканах до XIX века помнили тюркские руны. Они
служили монахам для тайнописи.
Еще совсем
не исследованы кипчакские традиции в российской культуре. А они
сильны. Вспомним хотя бы державинское: "татарски песни из-под
спуду, как луч, потомству сообщу" (выделено мною. - М.А.).
Пушкин перевел именно
тюркские сказки: царство царя Салтана и остров Буян имеют четкую
географию - Казанское ханство. Как и Лукоморье - Крым... Его
творчество имеет глубокие корни. Две тысячи лет им. Тогда уже была у
тюрков поэзия, которая и ныне приводит в восторг.
Тюркские традиции отличали
творчество Державина, Аксакова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Тютчева,
Бунина, Набокова, Булгакова, других великих классиков, предки
которых вышли из Великой Степи.
|
|