в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Письмо 6

Уважаемый Мурад Эскендерович!

    Читая ваши книги, я убедилась, что только сами люди, тюрки по духу, заинтересованные в своем Прошлом (а значит, и в Будущем), способны распутать исторический клубок, ниточка за ниточкой, очень осторожно и обдуманно, шаг за шагом, бережно расчищая все завалы в нашей запутанной Истории.
     В связи с этим у меня такой вопрос. Несколько лет назад в Татарстане была издана книга Э. Паркера «Тысяча лет из истории татар» (Татары. История возникновения великого народа), переведенная В. С. Мирзаяновым. Я не встречала этот труд в библиографии к вашим книгам и не знаю, знакомы вы с ним или нет. Сам перевод я не смогла прочесть из-за его сложного языка. А ведь это редкостное издание. Конечно, мне интересно ваше мнение.
    Кроме того, не так давно в Казани прошла презентация перевода книги Отто Маенхен-Гельфена «Мир гуннов». Знаком ли вам этот труд и стоит ли его искать и изучать?

Буду признательна за ваш ответ, Л. Г.
Апрель 2011

Ответ Мурада Аджи

Уважаемая Л. Г.!

     Что сказать о книгах Эдуарда Паркера и Отто Маенхен-Гельфена? Я сознательно не включил их в список использованной литературы. Меня научил горький опыт башкир, которые издали книгу американского профессора А. С. Доннелли «Завоевание Башкирии Россией 1552 – 1740». Книга напоминает справку Госдепа США, однако горячие головы сразу же подняли ее как знамя. И никто не заметил, что в ней нет главного – знания тюркского мира. То же самое относится к названным вами книгам. Можно обсуждать детали, можно спорить, но без понимания сути научную работу не напишешь.
    Кто такие тюрки? Это не этнический, а религиозный термин. Вот, что главное! Отсюда антропологическая многоликость народа; они были первыми в мире единобожниками, союзом разных народов. Глубокая вера и духовное единство формировали их мораль и вели по континенту, дали силы осуществить Великое переселение народов. У тюрков была своя государственность. Они обладали высокотехнологичным хозяйством – железо отличало их быт, в то время как остальной мир довольствовался изделиями из бронзы. Отсюда – сильнейшее войско. Но кто из ученых сказал об их достижениях? Все молчат. Я был первым, кто обратил на это внимание и изучал тюркский мир по деталям, его составляющим. Вот откуда такое внимание читателей к книгам Мурада Аджи.
    К сожалению, для западной науки тюркский мир – это мир кочевников, варваров, дикарей, разрушителей. Такая точка зрения характерна и для российской науки, которая, кроме слов «поганый татарин» и «дикий кочевник» ничего не желает слушать, против чего мы с вами, собственно, и выступаем. Сложившаяся в науке ситуация парадоксальна. Все равно как, если бы африканец, который не видел снега, написал книгу о ледообразовании в Арктике.
    Взять того же Отто Маенхен-Гельфена, безусловно добросовестного ученого, который пытался разобраться в государственности гуннов, их экономике, культуре. Он подверг справедливой критике вымыслы средневековых летописцев и тех, кто основывается на их работах. Однако и сам остался пленником ложных теорий. Для него гунны – это вдруг нагрянувшие кочевники, разорявшие восемь десятилетий Европу и потом куда-то исчезнувшие. То же – сарматы, скифы, готы и др. Он не увидел Великое переселение народов, которое началось с Алтая в V веке до новой эры и в IV веке коснулось границ Европы. Алтай (колыбель тюркского мира!) с его самобытной культурой так и остался для него неоткрытым континентом, terra incognita. Тот же усеченный взгляд демонстрирует известнейший западный ученый Освальд Шпенглер в «Закате Европы», тюркскую культуру он даже не рассматривает…
    Подобное можно сказать и о книге Эдуарда Паркера, авторитет которого заслуженно высок в научном мире. Но он синолог, специалист по Китаю, и тюркский мир существовал для него как периферия Китайской империи. Это обстоятельство порождает ряд вопросов, и главный – кто же такие в понимании ученого тюрки? Здесь мы сталкиваемся с той же проблемой, что и в работе Маенхен-Гельфена о гуннах: один основывается на китайских письменных источниках, другой – на западных, и ни один не пользуется тюркскими. В стороне остались и археологические открытия, что естественно, поскольку они сделаны позже, чем написаны их книги.
    Понимаю, что это тема долгого разговора, но моя позиция принципиально иная. Я смотрю на тюрков глазами тюрка. Я вижу в них не татар, не башкир, не кумыков, а только своих предков, которые не знали подобных разделений. «Веришь в Бога, значит, свой», – считали они.

Ваш Мурад Эскендерович.

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор