в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Вспоминая Нахичевань-на-Дону

Письмо 1

Здравствуйте, Мурад Эскендерович!

     Прежде всего, позвольте выразить восхищение тем мужеством и научной добротностью, которыми отличаются ваши книги. В официальной истории нашей Родины много «белых пятен», что становится понятно даже школьнику, я это понял еще в советское время. А то, что изучала в школе моя дочь в начале двухтысячных, ясности не прибавило.
    Теперь позвольте представиться. Сергей Евгеньевич (о фамилии чуть позже), 55 лет, родился, вырос и окончил университет (мехмат) в Ростове-на-Дону. Потом переехал в Черноголовку в академический институт, где занимаюсь математическим моделированием в Институте проблем химической физики РАН... История не мое хобби. Однако как-то уж случилось, что и у меня были вопросы, связанные с историей, их я вынашивал всю сознательную жизнь и, по крайней мере, на один, похоже, нашел ответ в вашей книге.
    Итак, я родился в Пролетарском р-не Ростова-на-Дону, который до революции был армянским поселением и назывался Нахичевань-на-Дону. По свидетельству официальной истории поселение возникло раньше Ростова благодаря указу Екатерины II, позволившей переселиться армянам на Дон из Крымского ханства. Сей указ якобы был издан в расчете на то, что отъезд армян из Крыма ослабит тамошнюю власть, поскольку уезжал мастеровой и торговый люд... Здесь и начинаются загадки. Сказочной кажется царская милость, позволившая армянам компактно переселиться, даром получить землю и иметь собственное самоуправление. Вплоть до 1917 года Нахичевань-на-Дону имела собственную думу и полицию, называемую дашнаками.
    Однако все эти вопросы как-то отпадают сами собой, если предположить, что предложение о переселении было сделано, собственно не армянам, а некому тюркскому роду (или части его), игравшему не последнюю роль в Крымском ханстве. Причем, исповедовавшему волею судеб христианство или же даже свою исконную веру, а не мусульманство. Для последнего утверждения, кстати сказать, тоже есть основания. Достаточно обратить внимание на еще одну группу загадок истории, связанную уже с самим Ростовом-на-Дону и его окрестностями.
    По официальной версии, до семнадцатого века это была необжитая земля. Ну, чуть ниже ее по течению Дона существовало античное поселение Танаис, скифские курганы и много позже – редкие казачьи станицы. Однако практически каждому коренному ростовчанину известно, что под Ростовом находится разветвленная сеть подземелий, вырытая… задолго до появления города. Раньше эту информацию держали в тайне, сейчас рассекретили, правда, без ответа на вопрос, откуда она взялась.
    С советских времен я привык черпать информацию для размышления из любых источников. И вот, совсем недавно посмотрел документальный фильм, посвященный милой нашему ТВ откровенной мистике. Какой, собственно, мистический вопрос в ней обсуждался, я не запомнил, но некоторые факты меня заинтересовали.
    Сейчас Ростов-на-Дону уже практически слился с маленьким городком Аксай, стоящим, как и он, на некогда высоком берегу Дона. Так вот, в этой передаче говорилось и о непонятных подземельях под Ростовом (о чем, собственно, я знал), и о том, что Аксай также стоит на очень старых подземельях. Более того, оказывается, там под землей обнаружили церковь. Точнее, какую-то часть ее, которую показали по телевизору. Большая часть подземелий пока так и остается неисследованной.
    Но это не все. Как утверждалось в самом фильме, в 15-м или 16-м веке в Аксай приезжал какой-то чин из папского окружения. Приводилась и его фамилия, т.е. это факт, отраженный в архивах. Господин имел какое-то тайное поручение. Он прожил там несколько лет и, в частности, нашел эту самую церковь. Уже тогда она была совершенно заброшена и никому не известна – господин изрядно потрудился, прежде чем ее нашел. При церкви он обнаружил библиотеку, которую отправил к себе в Европу, а потом … постарался физически уничтожить эту церковь. Не помню – то ли взорвал, то ли просто нанял людей с ломиками.
    Интересная информация, не правда ли?
    Еще один момент, может, и не покажется вам интересным, но все же. В Ростове в советские времена, как и везде, уничтожали храмы. Несмотря на то, что бывшая Нахичевань-на-Дону составляла довольно существенный район города, в ней уничтожили абсолютно все православные храмы! Можно было бы только горестно вздохнуть, если бы ни одна совсем маленькая деталь. В той же самой Нахичевани в те же самые годы, когда уничтожались ее последние храмы, была выстроена армянская церковь под патронажем самого высшего духовенства Армении. Она строилась именно как действующая и осталась таковой вплоть до сего дня.
    Заканчивая эту тему, сделаю еще одно замечание. В Нахичевани-на-Дону во времена моего детства многие говорили на армянском языке. Но этот «нахичеванский» армянский язык сильно отличается от того, на котором говорят в Армении. Причем настолько сильно, что ереванские и нахичеванские армяне вынуждены общаться между собой на русском языке. Выводы делайте сами.
    Теперь о моей фамилии. Мой папа – потомок тех самых армян, переселенных из Крыма. Он и все наши родственники были уверены, что мы, что ни на есть, «чистые» армяне, хотя наша фамилия до советских времен была Арабаджи-Закиевы, а потом просто Закиевы. Для меня были полной загадкой ее истоки вплоть до того, как я прочитал вашу книгу. Я думал, что она очень редкая, чуть ли не уникальная армянская фамилия. Потом узнал, что у меня есть однофамильцы в Татарстане, в Казахстане, в Чечне, в Осетии. Голова пошла кругом. С вашей помощью я, похоже, установил, она тюркского корня, и в этом нет ничего удивительного.
    Если верны ваши выкладки, то я самый, что ни на есть чистокровный тюрок. Кстати, «странность» моей армянской фамилии была не редкостью среди армян Нахичевани-на-Дону. Я, например, знаком с Камурджиевым, он, как и я, абсолютно уверен, что у него чисто армянская фамилия. Я прочитал только одну вашу книгу «Дыхание Армагеддона» и понял, что должен прочитать остальные, потому как увидел в вас не «пантюркиста», а умного человека, болеющего душой за то, что творится на многострадальной Родине. Вы смогли открыть завесу над тем, что реально было, но что хозяева мира сего не хотят делать общедоступным.
    В заключение пожелаю вам здоровья, успехов и стойкости в вашем нелегком труде.

С уважением, Сергей Евгеньевич Закиев.
Черноголовка, Московская область.
Июль 2011.

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор