в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Письмо 7

Здравствуйте, Мурад Эскендерович!

    Известие о том, что в Сингапуре пройдет выставка, посвященная Чингисхану, меня притянуло сильнее магнита. Для нас, российских татар, Чингисхан – это почти запретная тема, притягательная своим величием, связанная с болезненным для России вопросом о татаро-монголах или монголо-татарах, «страшном» народе. Очень хотелось узнать, что достоверного известно в современном мире о Чингисхане, этом «величайшем тюрке, гении всех веков и народов», как вы о нем написали, и о его народе - так называемых татаро-монголах.
    Выставку готовили американцы, место они выбрали «царское» – крупнейший в мире выставочный комплекс, Музей Науки и Искусств «Марина Бэй Сандз». Открытие этого музейного комплекса организаторы связали с именем Чингисхана. Есть, о чем задуматься, не правда ли? Здание грандиозное и впечатляющее, как и арена павильонов. Опять всесильная Америка... Зачем понадобился ей Чингисхан?

    Решение поехать в Сингапур возникло у меня сразу, хотя наша жизнь и не располагает к историко-туристическим путешествиям, но эта тема давно уже влекла меня. Путешествие началось с прочтения работы современного французского историка-востоковеда Жана-Поля Ру «Чингисхан и империя монголов». Ссылки на старинные миниатюры и артефакты, хранящиеся в музеях Парижа, Лондона, Стамбула, которыми автор наполнил свою монографию, делали ее увлекательной. И – что тоже отличало эту книгу – на каждой странице чувствовался некий непривычный позитивизм к Чингисхану! Названия глав говорят сами за себя: «Умение управлять империей», «Хорошо разработанная стратегия», «Порядок и мир», «Правосудие, забота, терпимость», «Обновление наук и искусств».
    Даже распад Империи Чингисхана исследователь показал не как «освобождение порабощенных» народов от «страшного татаро-монгольского ига», а как историческую неизбежность из-за ошибок его потомков. Падение Орды воспринято автором утратой в мировой истории. Правда, эпоху Чингисхана он видел не частью тюркской истории, а неким самостоятельным, народившимся вдруг явлением, что делало позицию автора уязвимой...
    Вот с такими мыслями в апреле 2011 года я отправлялась в Сингапур на выставку «Чингисхан», надеясь увидеть там то, о чем европейские историки лукаво умалчивают. Например, увидеть иллюстрации к книге Марко Поло XV века, где «монголы» и сам внук Чингисхана Хубилай показаны светловолосыми, абсолютно европейской наружности. Действительно, а когда и почему Чингисхан стал узкоглазым «монголом»? Вопросы!

    То был мой второй приезд в Сингапур. В первый приезд сильное впечатление оставил Музей Цивилизаций Азии, крупнейший музей, в нем собрана история существующих сегодня азиатских государств: Арабский регион, Индия, Китай, страны Центральной и Юго-восточной Азии. Все, кроме России! Ее территория, будто таинственное и загадочное место, оно «не известно мировой науке» и на музейных картах обозначено как «Северная Азия»... Мне стало немного обидно.
    Теперь я увидела совсем другой музей – потрясающий своей архитектурой и… пустотой. Входной, главный холл был пуст. Единственный экспонат – современная бронзовая статуя Чингисхана, привезенная из Улан-Батора, и стена, «обстрелянная» стрелами. Стало ясно, Чингисхан на выставке – этнический монгол, таким его сделали организаторы. Что ж, монгол, так монгол, в нашей официальной истории он тоже монгол. 

    Тем не менее, лаконичное оформление залов и коридоров производило сильное впечатление, зарождалось ощущение «магнетизма» Чингисхана, силы, которая притягивает к нему, к его личности. Здесь беглого осмотра не получится, с первых же стендов и экспозиций я чувствовала, с каким почитанием передают информацию об этом великом человеке организаторы выставки. Все пронизано почтительностью к нему!
    Сильнейшее впечатление оставляли изречения Чингисхана, развешенные по всем залам и коридорам. Тексты подобраны и представлены так, что любой человек, даже впервые узнавший о Чингисхане, сразу поймет, это - слова и мысли мудрейшего из правителей... Его слушал весь мир. Воистину, американцы – мастера пиара. Впрочем, судите сами, вот некоторые из его изречений:
    «Учите детей не забывать свои корни». «Тот, кто держит слово, имеет сильный разум».
    «Никогда не сердись, не делай так, чтобы другой человек чувствовал себя некомфортно, сначала подумай и потом говори». «Короли не убивают послов». «Когда разговариваешь с ханом или другим человеком, просто используй его имя».
    «Где можно найти мужчину, который не пьет? Если такой мужчина есть, он заслуживает высокого уважения». «Мужчина, достойный лидерства, это тот, который знает, что такое голод и жажда, который не позволит своим солдатам оставаться без пищи и воды, а лошадям выдыхаться…»
    «Звания и степени даны не по знакомству, а за достигнутое совершенство». «Наша цель будет реализована, когда весь мир от рассвета до заката объединится под силой Вечного Синего Неба».
    «Если бы вы не совершили великие грехи, Бог не послал бы на вас такого наказания, как я». «Если мой закон будет соблюдаться, тогда Вечное Синее Небо будет поддерживать людей. Если мой закон не будет соблюдаться, тогда мое царство распадется, они (люди) позовут меня, но я уже уйду навсегда».
    «Чтобы сделать мир единым, моя жизнь слишком коротка». «Если мое тело умрет, дайте умереть моему телу, но не дайте умереть моей стране».
    Это – слова полководца, сохраненные в исторических документах. Как же они не вяжутся с образом неграмотного кочевника, сироты, выросшего в условиях непрерывной межплеменной войны, главной целью которой было выживание, ведь именно так мы представляем себе юного Чингисхана. Стенд на выставке, рассказывающий о его детстве и юности, поведал, что «будущий Чингисхан» родился в клане Борджигин монгольского племени. Правнук уважаемого монгольского лидера и сын главы рода Есугея. Его отца убили, когда мальчику было 9 лет. Так как Есугей украл мать Темуджина из другого племени, его клан не хотел подчиняться ей и ее детям, сородичи в знак протеста оставили семью Темуджина в степи на погибель...
    К сожалению, эти слова не подтверждены, они похожи на миф, появившийся позже. Кто были «монголы» в то далекое время, почему они были раздроблены на множество племен? Кто были «татары», также разделенные на различные враждующие кланы? А ведь в исторических источниках перечисляются еще многие и многие другие тюркские и не тюркские роды и кланы. Почему Чингисхану удалось так быстро объединить их всех в единую державу? Было ли принципиальное этническое отличие между «монголами» и «татарами» в то время? Насколько древними являются эти и другие этнонимы, и какие народы в действительности стоят за ними? Опять вопросы!
    Но для организаторов выставки, главное не этническое происхождение Чингисхана, а его последующее величие и достижения... Но не бывает же деревьев без корней.

    Американцы подчеркнуто не задались вопросами о его этнической принадлежности. Для них сенсация в другом, они сознательно оставили без внимания происхождение Чингисхана. На одном стенде говорится о его не высокородном происхождении, на другом приведены слова духовного лица XIV века из Англии: «Знатного Короля звали Ченгисхан, который в свое время пользовался настолько великой известностью, что нигде ни в каком регионе не было такого во всех отношениях совершенного царя» (by Geoffrey Chaucer, Canterburry Tales, End 14-th centure).
    Цитата показательна. И в наше время династические правила престолонаследия очень жесткие, они касаются любого Императорского Дома в Европе, Азии или в России и остаются в королевских домах, находящихся в изгнании. Нигде династии не прерывались, все ведут начало из глубокой древности. Династические книги сохранились. Самозванцев не признавали за истинных царей или королей нигде в мире. А Чингисхана, выходит, признали за великого царя, значит, он был из царского рода…
    В истории народов важны именно детали, они помогают восстановить ход событий, по ним можно судить о мировоззрении человека, о той среде, которая формировала его взгляды на жизнь, на отношение к людям, к своей стране, к Богу. Чингисхан обладал государственным мышлением и имел высочайшие жизненные принципы, несокрушимую волю, непоколебимую веру в Бога и, главное, возможность для претворения своих планов в глобальном масштабе. У него были предпосылки, сложившиеся на протяжении веков в среде его народа. Без опыта предыдущей жизни, без соответствующего воспитания и образования, наконец, без материального ресурса феномен Чингисхана был бы не возможен. Нельзя создать армию из ничего, на ровном месте!
    Выставка «Чингисхан» вопреки желанию ее организаторов подводит к парадоксу: человек, обладающий высоким духом, верой, разумом и масштабным мировоззрением не мог выйти из дикой неграмотной среды кочевников. Тюркская среда, имеющая к тому времени многотысячелетнюю историю вполне могла взрастить такого гиганта, но тюркской историей никто не занимается, о ней вообще умалчивают... Выставка в Сингапуре лишь убедила меня в этом неприятном для тюрков факте.
    Мурад Эскендерович, нужно новое исследование, новая книга, с этим предложением я и обращаюсь к вам.

С уважением Л. Г.
Май 2011

Ответ Мурада Аджи

Уважаемая Л. Г.!

     Ваши письма оставляют надежду на то, что тюркский дух неистребим. Для жителей многомиллионного Сингапура такая выставка была нужна (там живут тюрки), нужна она для жителей Казани, Москвы и других российских городов. Интерес к личности Чингисхана понятен – это бесхозная историческая фигура планетарного масштаба. Подумать страшно – человек Второго тысячелетия и бесхозный! Столь масштабных деяний, как он, не совершил ни один правитель мира за всю историю человечества, об этом я писал в книге «Тюрки и мир: сокровенная история».
    Однако не надо и преувеличивать Чингисхана, я имею в виду его царское происхождение. Он не был царем, хотя некоторые историки называют его так.
    Да, на родовом гербе Чингисхана присутствует птица, что по древней тюркской традиции свидетельствует об аристократическом происхождении рода, птица эта – ворон, она показывала причастность рода к металлургам и кузнецам. Но не царям! Царским символом у тюрков считался сокол.
    Чингисхан, став правителем, самовольно изменил свой тотем (герб). На его знамени появился сокол, что дало повод иным историкам причислить Чингисхана к царскому роду правителей тюрков... При моем уважении Чингисхана я все-таки не считаю его царем и подтверждаю свое мнение строками биографии полководца. Когда он решил жениться на девушке из царского рода, то получил отказ: «Какое бесстыдство, дочь мою сватает. Иль не знает, что он мой челядинец и раб? Идите к нему назад и скажите, сожгу дочь, да не выдам за него; скажите ему от меня, что следовало бы его как предателя и изменника своему государю смертью казнить».
    Этот важный исторический факт сохранил для нас великий Марко Поло. К слову сказать, факт стал ключом расшифровки тайны падения Золотой Орды и других стран, где к власти пришли Чингизиды, случайности тут быть не могло. Аристократия Дешт-и-Кипчака, на территории которого появились «монгольские» страны, не признала новых правителей (самозванцев!). Начался исход тюркской аристократии, из Степи уходила элита народа – полководцы, ученые, чиновники. Событие печальное, потому что за ним следовали запустение и упадок.
    Об этом я подробно пишу в новой книге «Без Вечного Синего Неба».

Ваш Мурад Эскендерович.

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор