«Кто есть я?», «Что
есть мои корни?» Подобные вопросы наверняка
задавал себе каждый. Но не все находили ответ.
Думаю, из сотни читателей лишь единицы назовут
своего деда или прадеда, расскажут о них; о
седьмом или двенадцатом колене не говорю... А ведь
с корней, с обычаев, с традиций начинается всякий
народ. Иначе он не народ — толпа.
Семь долгих десятилетий из нас
делали серую толпу — безродный «советский
народ». Тогда умело подрубали корни народам,
отправляя их в небытие. Многое удалось. Так, в
царской России проживало 196 народов, а в
Советском Союзе осталось около 100. Половину
искоренили. Не людей — народов! Исчезли со своей
историей, культурой, традициями. Особенно
пострадал Кавказ. Его терзали еще в царское
время. Династия Романовых активно вела это
постыдное дело.
В чехарде фактов и лжи, за века
пронизавшей Россию, потеряны поколения,
зачеркнуты целые исторические эпохи. Их теперь
как бы нет в российской родословной. А они были!
Россиян издавна заставляли
забывать свое прошлое, забывать своих предков и
себя. Это давняя традиция. Были времена, когда
прятали даже семейные фотографии и альбомы,
боясь, как бы чего не вышло. Как бы не навредить
себе и особенно детям. Страх заставлял людей
прятаться и забывать... Вырастали желанные
кому-то невежды — иваны, не помнящие родства.
Было.
А корни, даже подрубленные, все
равно напоминали людям о себе: ведь собой, своим
существом, мы повторяем предков. Повторяем в
характере, во внешности, в умении понимать
окружающее. И думать. Народ нельзя уничтожить, он
неуничтожим. Значит, мы такие же, как они, наши
предки. Они не исчезли, мы — их наследство, их
семя. Таков закон продолжения жизни. Народы
действительно не исчезают. У людей исчезает
память. И то лишь на время.
У нас теперь двойная
родословная: та, что была, и та, что для нас
придумана.
Вытравливать из людей память
начали не в 1917 году и не при Романовых. Раньше,
намного раньше. Возьмем Киевскую Русь, с нее
ведут историю России. Мол, «пришли славяне на
берег Днепра, заложили в IX веке стольный
Киев-град...». С этой первой фразы, вынесенной со
школьного урока истории, мы получали кривое
зеркало, в котором всю жизнь видели только
изуродованное прошлое. Зубы дракона посеяны.
Кто были тогда славяне? Никто!
Ни один античный автор о них не упоминал. Писали о
венедах, которые жили в Центральной Европе (в
долине Вислы и Одера) до V века, до прихода Аттилы.
О венедах, которые довольствовались
собирательством и затем, спасаясь от врагов,
скрылись в лесах Восточной Европы. Вот где корни
славянства.
Эта история хорошо известна
мировой науке. О ней знали латинские авторы I
века, упоминал ее и римский историк Иордан.
Венеды были одним из диких и отсталых народов
Европы, жили по первобытным правилам. Они не
знали железа, не видели городов. Лишь невольничьи
базары оставила им римская цивилизация.
Как же могли эти «первобытные»
люди построить на берегу Днепра город
удивительной красоты? Да еще вдали от мест своего
обитания?.. На чужбине.
С загадок начинается история
России. С необъяснимых загадок. В книге
российского историка Сергея Михайловича
Соловьева нахожу затерявшуюся фразу, которая
вроде бы ставит все на свои места: пришли в IX веке
славяне к варягам и говорят (цитирую по
Соловьеву): «Земля наша велика и обильна, да
порядка в ней нет, приходите княжить и владеть
нами».
Теперь, кажется, понятна
история с Киевом, она уже чуть-чуть похожа на
правду — в Скандинавии до IX века люди жили в
городах, знали, как строить город, для чего он
нужен. А это очень важные знания, ибо они
поднимают общество с одной ступени развития на
другую. Построить город — значит поменять образ
жизни, хозяйство, армию, что, собственно, и
случилось у скандинавов в VII веке... Просто так в
жизни народа ничего не бывает. Нельзя прийти и
построить то, чего ты никогда не видел.
Однако даже если варяги и
помогли построить Киев, то возникает новое
осложнение. Киев старше любого скандинавского
города, археологи давно доказали это. Он возник в
конце IV — начале V века, когда в Скандинавии
городов еще не было. Разве не загадка?
А почему свое государство
славяне назвали словом «Русь»? Тоже неясно.
Правда, объяснений тут полно, но очень уж они
невразумительны. Опять у Соловьева нахожу ответ:
«Русью назывались варяги». Отсюда вывод: русский
— значит не славянский, а скандинавский. В
начальном своем понятии. Этим словом скандинавы
называли свои заморские владения, некие
княжества или ханства. У них было, кажется, пять
или шесть «Русей», в том числе и Киевская. Главная
их Русь лежала по побережью на север от
Стокгольма, она и сейчас там. И, разумеется,
славяне (венеды) ни к ней, ни к заморским странам
варягов не имели даже малейшего отношения.
Историю России пора приводить
в соответствие с реальностью. Это заказ времени...
В этой книге речь пойдет не о
Руси, а о Великой Степи. О Дешт-и-Кипчаке, забытой
ныне стране, в которой жили мои предки — половцы.
Себя они называли кипчаками, говорили по-тюркски.
Это на их земле в IX веке возникла Киевская Русь, и
тому предшествовала долгая история. (Не по
мановению же волшебной палочки и не на
необитаемой планете появился в V веке город Киев,
кто-то построил его.)
Никому невдомек задуматься: а
что означает слово «киёв»? Так его произносят
киевляне. Ни с одного славянского языка не
переводится это тюркское (половецкое) слово:
«киёв» — «зять». Историю-то России ведут с
кипчакского города, который в IX веке захватили
варяги, то есть русы. Отсюда — КИЕВСКАЯ РУСЬ.
(Легенда о Кие — это литературное сочинение,
нехитрая сказка о славянах-градостроителях.)
Почему Киёв кипчакский город?
Ответ прост: Великая Степь не была страной
кочевников, до IX века там стоял не один, а много
городов. Десятки. Среди них — Киев, город чьего-то
зятя... Правда, сначала он назывался Баштау. А вся
местность — «каганат Украина» (тоже тюркские
слова). Все это давно известно, так что открытия в
моих словах нет.
Известно из средневековых
карт, из книг арабских и западноевропейских
путешественников того времени, они неплохо
рассказали о тех городах, отмечая их хорошие
укрепления. В столичных центрах обитала
аристократия, там были базары и храмы, куда
приезжали люди со всей округи. Иные жители
Дешт-и-Кипчака с IV века были христианами, от них
религия пришла к язычникам-венедам. А в V веке (в 449
году) Кипчакскую епархию зарегистрировали на
Эфесском церковном соборе под названием
«Скифская».
Много, очень много неясного в
недрах российской истории.
Появлению России
предшествовало славное время — Великая Степь!
Она вовсе не была «проходным двором», как принято
о ней говорить. Каких только «народов» не
придумали ей отечественные историки: половцы,
печенеги, куманы, кума-ки... Каскад имен, венцом
которого стали «поганые татары». Однако
итальянец Плано Карпини, побывавший в Степи в 1246
году и видевший ее жителей своими глазами, все
расставил по местам. «Эти народы, — писал он, —
имели одну форму лица и один язык, хотя между
собой разделялись по областям и государям (здесь
и далее выделено мною. — М. А.)».
То был тюркский народ и
тюркский язык!
Я называю жителей
Дешт-и-Кипчака их словом — КИПЧАКИ, веду
биографию степного народа с Алтая, от тюрков.
Алтай — колыбель России, утверждаю я в своих
книгах. И не только России, но и всей современной
Европы, Среднего Востока. С Алтая началось
Великое переселение народов, которое
неузнаваемо преобразило античный мир, коснулось
многих уголков континента. Под ударами степняков
пала Римская империя, центр языческого мира.
Теория «диких кочевников»
ждет пересмотра. Хватит низводить тюркский народ
до дикарского уровня. Хватит плести про моих
предков небылицы и выдавать их за отечественную
историю. Я хочу знать правду о себе и имею на это
право.
Уже много веков сознательно
унижается тюркская культура. Это правило ввела
Римская церковь еще в V веке, на I Римском соборе в
494 году. А далеким отголоском ее решения стал
приказ Петра I: «Басурман зело тихим образом,
чтобы не узнали, сколько возможно убавлять». И
убавляли. Всеми мыслимыми и немыслимыми
способами.
Особенно постарались при
Советской власти, тогда «уничтожали» целые
народы. Первыми пострадали казаки, сложившие
головы за то, что досталась им в наследство кровь
половецкая, а с ней честь, доблесть, верность
присяге. Такими в жизни были кипчаки-половцы...
Конечно, эта книга не
бесспорна, но она написана не холодной рукой. С
чистыми помыслами брался я за перо. Думаю, мои
чувства разделил бы русский историк Н. Я. Аристов,
который задолго до меня сказал: «Верное и точное
изучение исторической жизни дает самое лучшее
средство для понимания ее в настоящую пору». Вот
зачем нужна эта книга.
«Говори правду, а правде никто
не воспротивится», — учит древнее правило Алтая.
Знаю, услышав слова «половец»,
«тюрк», «татарин», воображение каждого само
нарисует звероподобного дикаря с раскосыми
глазами, кочующего по степи. Только и умел тот
дикарь грабить и убивать несчастных славян. А
потом, в XIII веке, степняки вдруг куда-то
«исчезли», и славяне, облегченно вздохнув, стали
править миром.
Как же убийственно
невежественны мы... Мало кто из россиян
догадывается, что он и есть кипчак, половец,
степняк. Таковых, думаю, сейчас 50—80 миллионов
человек. Не меньше. И это только в России.
Синеглазых, светловолосых, коренастых, совсем не
раскосых манкуртов... О людях с восточной
внешностью, с «ястребиными глазами» вообще
молчу, им сам Бог велел называться кипчаками. Их
лица классические.
Кипчаки не исчезли, их
поработили! Не славяне, конечно.
История человечества не знает
примеров исчезновения народа. Мирное население
не уничтожали даже при самых страшных
средневековых нашествиях. ГУЛАГ — это советское
изобретение, там начали уничтожать народы,
отправляя их в вечную ссылку. Прежде жителей
поверженной страны, особенно женщин и детей, а
также ремесленников, брали в рабство, ставили в
унизительное положение, над ними издевались. Но
лишить генетического наследства не могли.
И верно, антропологи, изучая
кости, найденные в курганах VIII века, не отличают
их от материала могильников XIII века.
Антропологически одинаковые! Коренные жители
Степи, например казаки или кумыки, по сей день
хранят внешность предков. Воистину народ нельзя
уничтожить. «Казак от казака ведется», — говорят
в народе.
В Тульской области, например,
совсем рядом с Москвой, встречаются знаменитые
половецкие бабы — статуи, служившие степнякам
ориентирами. Кроме них сохранились
географические названия, их тысячи. О древнем
народе напоминают курганы-могильники. Курганы,
как правило, разграблены, но они открыли
археологам предметы быта степняков, которые
«умирали» вместе с хозяином.
Золотые блюда, ювелирные
украшения, изящные статуэтки — эти счастливые
находки приводят в восхищение ценителей
искусства... И тотчас забывается, что
великолепные произведения искусства созданы
руками «диких кочевников».
К сожалению, еще меньше
известно о духовной культуре кипчаков — что-то
уничтожило время, что-то люди. А ведь духовную
культуру Великой Степи венчала вера в Бога
Небесного.
В 312 году языческий Рим узнал о
ней, тогда степные всадники впервые разбили
армию Рима и у стен побежденного города
прочитали молитву. На тюркском языке звучала она,
а в ней рефреном — слова: «Ходай алдында бетен
адэм ачык булсун» («Каждый человек должен
предстать перед Богом с открытой душой»)...
Конечно, эти знания — крохи, раскиданные по миру,
они не позволяют судить о культуре кипчаков, но
они позволяют задуматься над ее глубиной.
Не мог же народ, сотворивший
произведения искусства, быть «диким»? Иметь
литературу и письменность, но быть
«бесписьменным»?.. Хотя, кто знает, далеко ли
время, когда человечество изумленно ахнет, узнав
о пустой странице своей истории? Есть версия,
будто в XIII веке, когда судьба Великой Степи
висела на волоске, кто-то из ханов спрятал в
Кавказских горах библиотеку — целый караван
книг.
Возможно, это слух. Но... на
Кавказе, мне говорили, находили подобные книги.
Действительно, кипчаки —
«белое пятно» в истории человечества. И в истории
России, разумеется. В современной русской речи
столько тюркских слов и выражений, что без них
она уже невозможна. Едва ли не половина. Мы их
даже не замечаем. Карман, деньги, товар, колбаса,
изба...
Опять и опять приходят ко мне
вопросы: «Кто есть мы?», «Что есть наши корни?»
Когда о кипчаках ничего не
знаешь, то нынешний учебник истории вполне
устраивает — ну исчезли и исчезли. У меня
сложилось иначе: представляете, я почувствовал
себя кипчаком! Запах полыни открыл мне мир. Будто
Бог прикоснулся ко мне. С того мгновения я стал
другим. Старая жизнь кончилась. Невероятно, но
факт — у меня появились корни, я ощущаю их тепло,
и мне легко жить.
А началось все с поездки в
Дагестан, который толком я никогда прежде не
видел.
Москва, 2000 год