в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Мир Великой Степи

ЧАСТЬ 1


      В присвоении лавров кипчаков русские не одиноки. Этот лакомый кусок, бесхозно лежащий на дороге Времени, притягивал и других. Первыми, кто заявил на него свои права, были германцы, сделавшие историческое лицо (царя кипчаков Аттилу) своим национальным героем, персонажем литературных произведений. Его именем названы горы.
      Это уже серьезно! Подумать только: потомки кельтов, которых нещадно громил Аттила, назвали его своим национальным героем. А тюрки не помнят его.
      Атли, Этцель - такие имена получил кипчакский полководец в германо-скандинавских былинах и сагах. Однако будем справедливы: лишь у южных германцев, например, в "Песне о нибелунгах" или в песне "Вальтарий" Аттила воспевается как могущественный монарх, который в силу своего великодушия позволяет себе и слабость, и нерешительность. Так, он пассивно наблюдает за интригами во дворце, не спасает от гибели сына и жену. И его за это не осуждают, а, наоборот, восторгаются им.
      Современные литературоведы не смогли объяснить такое "пассивное", с их точки зрения, поведение Аттилы, они удивились ему. Впрочем, их незнание показывает, как отличны одна от другой восточная и западная культуры, восточное и западное миропонимание.
      Если бы знали европейцы, что, согласно адату (закону), уважающий себя кипчак не помогал своему сыну ни в чем и никогда, даже в минуту смертельной опасности. Больше того, он не имел права пальцем касаться сына, где бы тот ни был, пусть даже на рогах у быка. Лишь другой человек, не отец, мог помочь попавшему в беду ребенку.
      Сурово? Конечно. Но только так, с помощью суровых адатов, кипчаки воспитывали молодого человека, которому жить в Степи. Пусть сам разгоняет тучи над головой!
      Авторы "Песни о нибелунгах" и "Вальтария", вне всякого сомнения, по крови были кипчаками, они помнили степные адаты, это чувствуется по многим очень точным деталям. Вот почему их герой Этцель (Аттила) сохранял благородство даже, казалось бы, в непозволительной, с точки зрения европейца, ситуации.
      Утверждать так позволяет весь ход истории. С 435 года Аттила расширял владения Дешт-и-Кипчака на севере Европы. Они, тогда еще с братом Бледой, отдали много сил, чтобы выйти к берегам Балтики. Следами их пребывания стали новые города. Возможно, тогда и вошло в обиход слово "балту". По-тюркски оно означает "секира", "топор". Этим оружием встретили их аборигены, но оно мало помогло. Шашка оказалась надежнее.
      С тех самых пор в Скандинавии появились письменные памятники с тюркскими рунами, оленные камни, которые хорошо знакомы археологам. Присутствие тюрков было очевидно. Союз двух народов креп и вылился в появление новой культуры. Ее носителями стали "норманны", известные также под именем "варяги"... Это мало исследованная тема, профессиональные историки ее боятся, как огня. А между тем путешественник и этнограф Тур Хейердал увлекся ею.
      Знаменитого мореплавателя заинтересовало, почему правители норманнов ездили верхом на конях? Почему в военное плавание они брали на борт коней? Почему их суда украшала тюркская символика? Та, что с Алтая. Но главное даже не это. Скандинавы начали плавить железную руду, пахать землю, словом, их быт во многом стал походить на тюркский.
      Впрочем, все это было давно известно. Об этом написаны древние саги. Например, "Сага о Виланде" - чудесном кузнеце-мастере. Там сказано почти все. Даже то, что Виланд сделал из черепа врага чашу для вина (чисто тюркский обычай!). И в "Саге о Сигурде" (Зигфриде) много примет тюркской символики. Особенно - упоминание о "нибелунгах". Кто они? Вряд ли сразу ответишь. Неизвестно, вернее - забыто. Оказывается, в древности тюрки называли так богатырей, служивших дракону, на их гербе (вернее, знаком покровителя рода) был дракон.
      Знаменитая "Песнь о нибелунгах", выходит, имеет исторические корни и хозяина...
      Подобного не скажешь о "Песнях об Атли" и "Речах Атли". Эта литература тоже отнесена к древнегерманской, но в ней образ Аттилы совсем иной. Он, как и положено образу завоевателя, жестокий.
      Кто их авторы? Не кипчаки, точно. Жестокость не была в традициях Степи. Неприятные проблемы казни там решались быстро и просто: был кинжал, была шашка. Их вполне хватало. В крайнем случае - веревка, если расставались с человеком, который не заслуживал даже приличной смерти. И уж на самый крайний случай, скажем, за воровство в храме, вора живым закапывали в землю. Все делалось быстро и без лишней жестокости.
      Не исключено, что авторами "Песен об Атли" и "Речей Атли" были русы или кельты. Они не знали традиций Степи и приписали ей традиции Северной Европы. Это видно даже невооруженным глазом.
      Ощущение неудовлетворенности остается и после чтения других песен. Например, в исландской "Саге о Вельсунгах" или в норвежской "Саге о Тидреке" Аттила представлен злым, жадным властителем, коварно заманившим в ловушку бургундского короля Гуннара и его брата Хегни, чтобы завладеть их кладом... Здесь тоже явная передержка. Такого не было и быть не могло, конфликт с бургундами носил совсем иной характер. Они предали Аттилу, орда продалась римлянам, за это он и наказал ее. При чем здесь клад?
      Аттилу, как и всех кипчакских царей, отличало абсолютное равнодушие к золоту, сокровищам. Это было ценностью лишь в европейском понимании. У степняков оно не ценилось. Там можно сидеть на мешке с золотом и быть презираемым. Золото ничего не давало, кроме забот.
      В цене были не вещи - поступки! Именно на духовном, а не на материальном основаны восточная культура и восточное миропонимание. Золотые побрякушки - это пустышки. Конь - вот кто ценился выше любого золота. Еще шашка и лук. А остальное добывали трудом.
      Для степняка были священны три желания. Первое - оседлать коня. Второе - съесть мясо. Третье - привести жену. Аттила полностью отвечал кипчакским традициям, он любил действие, поступок. Поступок мужчины!
      Вот на чем строилась психология восточного человека, носителя восточной культуры! Вот что определяло модель его поведения! Это очень важное обстоятельство, оно позволяет понять и объяснить причину иных исторических событий, даже человеческих трагедий и страстей.
      Южные германцы, несомненно, несли в себе нетленный груз Востока, он поныне отличает их, пусть даже европейцев. Неравнодушные люди! Их литературные произведения об Аттиле точнее и строже, в них дух свободной Степи, может быть, сохранен помимо желания авторов. Но иначе они не умели. Это в крови.
      Поразительно, воины Аттилы в поэмах и балладах южных германцев "становились" рыцарями даже в XII веке. Поэты не боялись нарушить ход Времени, потому что хотели видеть своих героев рядом. Баварцы и саксонцы гордились этими страницами своей истории и долго не желали расставаться с ними... Правда, сейчас они не знают, что эти их страницы написаны на тюркском языке.
      Известно, в средневековье имя Аттилы упоминали даже в церковных проповедях... И это самое, на мой взгляд, поразительное.
      Впрочем, чему удивляться, язык кипчаков сохранялся в Южной Германии до XV века. Значит, крестоносцы, уходившие отсюда на завоевание Константинополя в 1204 году, отдавали команды на тюркском (кипчакском) языке.
      И это - не преувеличение!

      Одним из первых ученых, открывших заново эту забытую тайну, был датчанин Вильгельм Томсен. Его работы, выполненные в XIX веке, - в золотой коллекции мировой науки. Томсен чуть было не взорвал Европу, - взрыв грозил отозваться большим пожаром в столь складно написанной истории Старого Света. Но пожар умело затушили.
      "Какие гунны?", "При чем здесь эти варвары?" - вопрошали люди, прочитав безукоризненную работу выдающегося датского ученого, убедительно доказавшего, что история Европы без истории тюрков пуста и несостоятельна.
      Вильгельм Людвиг Петер Томсен (1842-1927) родился в семье почтмейстера городка Рандерс, здесь прошло его детство, здесь он начал университетскую карьеру. Занятия теологией не принесли молодому человеку удовлетворения, его увлекали другие науки. Томсену повезло: ему встретились выдающиеся преподаватели, которые обратили внимание на его феноменальную память и разглядели в юноше дар языковеда-филолога.
      Он воспитывался в образцовых традициях европейской школы. В путешествиях перед ученым открывался живой неповторимый мир, а в библиотеках - мир ушедший. Арабский, персидский, японский, китайский, цыганский - десятки языков постиг Томсен, пока не познакомился с экзотическим для Европы тюркским языком.
      Ученый почувствовал в нем тайну, почувствовал сердцем. Но разум долго противился голосу чувств, до тех пор, пока не представился случай.
      В 1887 году Томсена пригласили профессором на кафедру сравнительного языкознания в Копенгагенский университет. Мировую известность ему принесла работа о происхождении Русского государства. (Именно русского, а не славянского!) Надо ли говорить, что исследование профессора выразило точку зрения, существенно отличную от той, что принята в России.
      Собственно, профессор Томсен и был одним из первых ученых, кто писал правдивую - без политики! - историю Руси, такой, какой она и была.
      Неспособность ни опровергнуть, ни принять выводы исследования, в котором не нашлось места легендам и вымыслам, сделала имя профессора Томсена если не запретным, то по крайней мере не афишируемым среди российских ученых. Жаль! Мир от него узнал правду о Киевской Руси. Профессор Томсен не раз посещал Россию, он блестяще знал европейские (венедские) корни славянской культуры.
      Именно этот ученый обнаружил то, что всегда ускользало от российских ученых, - он выявил тюркскую основу культуры, которая ныне ошибочно называется "русской". Профессор научно обосновал известное. Говорят же французы: "Поскреби любого русского, будет татарин".
Вот Томсен и "поскреб" Русь.
      А началось все с письменных памятников, открытых в России, вернее, в Южной Сибири, на древней родине кипчаков. Памятники эти простояли более тысячи лет забытыми.
      Изучать их, равно как и историю колонизованных народов, российская наука не собиралась. Наоборот, со времен Петра I памятники методично уничтожали, как и все, что связано с "малыми народами". Царь Петр писал в указе: "А басурман зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять". И убавляли. Геноцид - старая традиция доброй матушки-России.
      Традиция, которая не забывалась ни при какой власти.
Вот почему находки Даниэля Готлиба Мессершмидта остались без внимания. Этот ученый из Данцига в 1719-1727 годах путешествовал по Сибири. Неподалеку от Нерчинска ему показали руины древнего кладбища, там сохранились причудливые камни, покрытые рельефными изображениями и надписями.
      С изображениями все ясно: сцены охоты, животные, лица, орнаменты были выполнены с большим вкусом. Письменные же знаки показались немецкому ученому знакомыми, напоминающими древнегерманские руны. Но он сразу отмел глупую догадку: слишком далека Сибирь от Германии.
      В Петербурге его находку приняли без восторга. На снятые копии с уникальнейших памятников не стали даже смотреть, не говоря о том, чтобы публиковать их. Письменность велено было считать скифской. А копии сдать в архив за ненадобностью. Никого не смущало, что скифы так далеко на востоке не жили. Впрочем, к чему эти детали?
      Позже, с помощью одного из послов Екатерины II, эти копии тайно попали в Европу и там были изданы. Как видно, воровство и подпольная торговля древностями практиковались в России уже тогда... Словом, мир узнал о забытой странице своей истории - правда, речь еще не шла о древнетюркской культуре.
      О сибирских стелах с диковинными рисунками заговорили даже в салонах знати, уж очень все выглядело таинственным и величественным. Особенно после публичных высказываний аббата Бальи о сибирской Атлантиде и об атлантах-сибиряках, которые погибли при загадочных обстоятельствах...
      Так что публикация о находках Мессершмидта не прошла бесследно. С той поры для многих европейских ученых охота за древностями из Сибири стала страстью. За бесценок авантюристы скупали редчайшие произведения искусства, на которые щедры были Сибирь и вся степная Россия, их курганы. Сколько же богатств потеряно, но и сколько найдено в ходе этого откровенного грабежа.
      К началу XIX века в Южной Сибири было открыто несколько памятников, испещренных таинственной письменностью. Явственно проступали следы удивительной и неизвестной в Европе цивилизации, которая манила к себе, к сожалению, именно авантюристов. Они рисковали не для того, чтобы узнать, а для того, чтобы заполучить.
      В Париже, в мировом центре востоковедения, едва ли не каждый год обсуждали тогда новые и новые находки, привезенные из России. Конечно, о многих находках владельцы молчали, чтобы не вступать в конфликт с законом: речь шла о золотых изделиях, на обладание которыми требовались документы.
      Наконец, парижским востоковедам показалось, что собрано достаточно, пора подумать о дешифровке таинственной письменности. Первыми взяли на себя ответственность академики А. Ремюза и его вечный противник в научных дискуссиях Ю. Клапрот. Они оба, как титаны, хотели сдвинуть гору. Тщетно. Не удалось даже определить, к какой группе языков могли бы относиться загадочные письмена.
      Тайна лишь сгущалась.
      А в гипотезах недостатка не было. Экспонаты не давали покоя. Кто-то склонялся к версии об их скифских корнях. Придумали даже народ "чудь". Однако большинство исследователей сошлись на признании новых письмен древнегерманскими рунами, хотя бы по причине их внешнего сходства. Без всякого обоснования - отнести, и все. Потому что они одинаковые!
      Как часто бывает в науке, безрезультатность, отсутствие идей мало-помалу охладили интерес к загадочным памятникам, и они вновь погрузились в тысячелетнюю дрему, в ожидание своего часа.
      Интерес к сибирским находкам пробудился в 1875 году, когда вернулся из экспедиции финский ученый М. А. Кастрен. Он выпустил работу под названием "Енисейские надписи". Это была, пожалуй, самая полная работа. Все, что желала неуемная душа археолога, было там. Последнее слово отдавалось языковедам, а они молчали, набрав в рот воды. У них-то идей и не было.
      Ажиотаж зарубежных ученых разбудил Россию. На VIII Российском конгрессе археологов Н. М. Ядринцев, как говорится, "открыл Америку": он, побывав в Маньчжурии, обнаружил то, что больше века изучали европейские археологи. Его доклад был принят к сведению. И все.
      А тем временем весной 1890 года в безлюдной местности на сибирской реке Орхон финский исследователь А. Гейкель нашел еще два древних памятника. Радости ученого, который пробрался сюда вместе с братом и женой, не было предела.
      Первый памятник представлял собой каменную плиту, похожую на мемориальный камень. По тому положению, в каком она лежала, Гейкель догадался, что она упала с постамента. Видимо, здесь было какое-то грандиозное сооружение, от которого остались руины.
      На сохранившихся орнаментах можно было разобрать драконов, пятиугольные таблички с надписями. Но многое выглядело разрушенным, стертым безжалостными стихиями. Получив, что можно было получить от этого памятника, ученый сделал вывод: работа китайская.
      Смущала, однако, небольшая деталь - китайская надпись покрывала только одну сторону каменной плиты. На трех других просматривались письмена уже знакомого "древнегерманского" рунического алфавита. Точно такого же, как на всех других сибирских находках. Почему?
      Неподалеку от этой плиты находился четырехугольный алтарь. Рядом с ним погруженные в землю остатки какого-то длинного строения. Археологи составили точный план памятника. И начали копать. Вскоре обнажилась засыпанная землей стена, выложенная из кирпичей. Потом археологи нашли семь статуй с отбитыми головами. Они были явно не китайской работы.
      Глядя на них, Гейкель понял, что версия о китайском происхождении отпадает. Одежда, оружие указывали на тюрков.
      Однако ясности это не прибавило: при чем здесь тюрки?
      В километре от раскопа археологи нашли еще один такой же памятник, только более крупный. Он тоже был покрыт надписями, часть которых, к сожалению, стерлась. И опять - одна сторона памятника была с китайскими иероглифами, а три другие с уже известными "неизвестными" письменами - видимо, тюркскими.
      Гейкель и его товарищи еще не подозревали, что открыли надгробие принца Кюль-тегина и его брата Бильге-кагана. Найденные надписи они скопировали и увезли с собой, а в 1892 году издали в Гельсингфорсе. Вроде бы у таинственной письменности объявился хозяин, хотя все на свете точно знали, что тюркской письменности нет, слишком диким был этот народ. Варвары же!

      Сведений о загадочных "сибирских письменах" набралось более чем достаточно. Следы их были замечены и в находках около Урала, Волги, Дона, Днепра, Дуная. Оставалось лишь найти человека, который прочтет то, что за сто лет собрано археологами.
      Такой человек, к счастью, нашелся. Правда, никто не придал значения тонюсенькому (в несколько страничек!) докладу, который был представлен Датскому королевскому научному обществу. Доклад был подписан именем, ничего не говорящим археологическому миру, - какой-то В. Томсен, профессор кафедры сравнительного языкознания Копенгагенского университета.
      Случилось это 15 декабря 1893 года - дата второго рождения тюрков!
      Копии надписей с загадочными "сибирскими" письменами попали к профессору Томсену совершенно случайно. И в счастливую минуту. Любознательный человек, он не мог пройти мимо. Сначала установил направление письма, чтобы выяснить, как читать надписи. Оказалось, читать следует не слева направо, а справа налево.
      Следующий шаг состоял в подсчете букв. Он тоже не утомил маститого профессора. Это позволило сделать заключение, что речь идет об уникальной, не известной ранее письменности, стоящей между алфавитным и слоговым письмом, принятым на Западе и на Востоке.
      А дальше все было уж совсем просто для человека, который знает три десятка языков.
Первое слово было Тенгри. Божественное предзнаменование! Оно первым вышло из молчавшего камня. Ученый не знал, что означало оно, лишь позже из текста он догадался, что речь идет о "Небе", о "Боге Небесном".
      Так и было. Великий Тенгри открыл в XIX веке древнетюркскую письменность, которой, как считалось, не было, но которая во II веке ушла с Алтая в Европу и там "пропала" вместе с кипчаками. Прочитанный Томсеном язык принадлежал народу, который китайцы называли "ту-кюэ".
      Чистейший тюркский язык, диалект, намного более древний, чем все известные диалекты.
После этого открытия датчанин Томсен стал знатоком тюркских диалектов, вскоре он мог свободно читать, писать и говорить на языке Аттилы. Стараниями профессора кипчакский алфавит был вырван из цепких лап забвения.
      Стало ясно: открыта уникальная, почти не известная культура, носителями ее были "гунны", "варвары", "геты" и так далее - словом, тюрки. Скрывать их культуру дальше было уже невозможно.

      Прошло три года. Вышла книга ученого, где за лаконичным названием "Дешифрованные орхонские надписи" лежал ключ к прочтению древних тюркских текстов. В книге был не только алфавит, но и перевод всех известных надписей. Это - первый и единственный в мире учебник кипчакского языка, о котором потомки кипчаков в России, похоже, и не слышали.
      После В. Томсена сомнений не было ни у кого - в Южной Сибири за пять веков до нашей эры была величественная империя. Она прожила свою жизнь, оставив к началу нашей эры лишь следы. Народ пропал. Куда? Как? Почему?
      Требовалось новое исследование.
      Забегая вперед, замечу: чувство первооткрывателей испытали российские археологи во главе с академиком А.П. Окладниковым. Они в XX веке открыли Сибирь - ту исчезнувшую цивилизацию, чье существование предположили европейские археологи.
      ...Итак, в XIX веке мир узнал, что в каменных посланиях передали предки нам, своим потомкам. Камни заговорили. Заговорила молчавшая веками тайна Великой Степи.
      Тексты, открывшиеся В. Томсену, были различны и по возрасту, и по содержанию. Какие-то из них относились к периоду, предшествовавшему Великому переселению народов, какие-то - к более позднему времени. Но во всех текстах выразительность фраз не оставляла равнодушным. Высказывания были близки нам, потомкам тех людей.
      То были древние слова тюркского народа!
      Содрогнемся же, кипчаки, пусть закипит наша уснувшая кровь, слова мудрейшего Бильге-кагана обращены к нам, позорно забывшим свое родство:
      "Небоподобный, неборожденный... каган, я ныне сел на царство. Речь мою выслушайте идущие за мной, мои родичи и молодежь, союзные племена и народы.
      После сотворения голубого неба и земли были сотворены сыны человеческие. Над ними восседали мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Они собрали племена, так появился тюркский народ. Четыре угла света были нам врагами. Но они покорили народы, жившие по четырем углам света, и принудили их к миру. Имеющих головы заставили склонить головы, имеющих колени заставили преклонить колени.
      Мой младший брат, Кюль-тегин, скончался, я же заскорбел, зрячие очи словно ослепли, разум словно потух. Небо определяет нам жизнь, сыны человеческие рождены, чтобы уйти".
      Таковы строки. В простоте их мудрость. Но могли ли увидеть в страшном сне великие предки, как обмельчают их потомки? Все растеряли, даже имя.

      В книге Томсена немало полезного. Поначалу она интересовала лишь востоковедов. Потом - лингвистов, историков, политиков. И открылись новые факты, которые дополнили ее.
      А факты таковы. Мюнхенский ученый-любитель Франц Бабингер, работая в семейном архиве князей и графов Фуггеров в Аугсбурге, наткнулся на старинные тексты, они относились к событиям 1553-1555 годов. Эти тексты были срисованы со стены какого-то здания, служившего, видимо, конюшней; их всегда принимали за экзотическую картинку из Стамбула либо за орнамент. Словом, за ерунду, случайно оказавшуюся среди деловых бумаг.
      Но Франц Бабингер прочитал книгу профессора В. Томсена и узнал в этой "ерунде" тюркское руническое письмо!
      Он тут же отослал фотокопии прославленному дешифровщику древнетюркского письма господину Томсену в Копенгаген. И тот был поставлен в тупик. Рождалась тайна. Присланные руны (буквы) были другими. Почему отличались они? Этим и прекрасна настоящая наука - ответ на один вопрос рождает новые вопросы.
      Новое исследование навело Томсена на мысль о европейском диалекте тюркского языка. Но это вызвало лишь недоумение. Откуда? Не могло быть такого.
      Правда, найденный текст проливал свет на одно событие, известное из венгерских хроник, сомневаться в его достоверности не следовало. Документ подлинный. Но ученый обратил внимание, что руны в нем походили на насечки или зарубки. Собственно, этим и отличались они от "сибирских" рун. Значит, здесь был свой - европейский! - стиль письма, близкий по манере к греческому или латинскому.
      Открытый текст В. Томсен назвал "древневенгерским", первым знатоком этого языка стал Франц Бабингер (он подготовил большую научную работу). Правда, сразу же выяснилось, что подобные тексты вовсе не редкость в европейских архивах, но им никогда не придавали значения. Просто никто не задумывался над этими якобы случайными бумажками.
      Почти все найденные документы были написаны правильно - справа налево. Лишь один текст, относящийся к 1501 году и найденный в Чиксентмиклоше, был написан неправильно и читался слева направо. Стало очевидно: тюркский язык был языком общения в Центральной Европе*. Его когда-то знали все. Делопроизводство - составление купчих, планов земли, счетов и т. п. - велось на нем. Вот откуда удивительное сходство древнетюркских и древнегерманских рун.

* Справедлив вопрос: почему именно в XV - XVI веках тюркский язык исчез из Центральной Европы? Какие причины побудили европейцев вычеркнуть его из своей речи и памяти. Причина одна - нашествия с Востока! И вновь тюрки. Сначала войска Батыя, потом огузы, которые заняли в 1453 году Константинополь и начали колонизировать Европу, неся в христианские страны идеи ислама. Жестокая схватка огузов и кипчаков продолжалась веками, она продолжается и ныне. Якобы недавно вспыхнувшая война на Балканах между христианами и мусульманами один из эпизодов той войны, которая то затухает, то разгорается вновь. Забыты причины, забыты знамена, а братоубийство продолжается. И опять ведут его тюрки!

      Бабингер даже нашел забытый труд венгерского историка Телегди, который в 1598 году написал книгу о языке кипчаков. Казалось бы, тайна европейского диалекта тюркского языка вот-вот раскроется: она вся лежала на поверхности и не представляла собой тайны.
      Требовалось признать очевидное и написать о нем. Но этого-то никто и не сделал.
      Франц Бабингер был ученым-любителем. Он оставил без внимания, что в Венгрии живет народ "секели" (секлеры), который, пожалуй, единственный в Европе издревле называет себя потомком гуннов, хотя и не говорит на языке предков. В народе живет память, запечатленная в литературных произведениях, в письменных документах.
      Когда бакалавр Ганс Дерншвам из Лейпцигского университета приехал к секелям, чтобы познакомиться с их древними документами, то обнаружил, что они иные, чем древневенгерские тексты. Он скопировал их и, недовольный, уехал.
      Но стоило взглянуть на них опытным ученым, как они развели руками, - документы оказались на чистейшем древнетюркском языке. На языке Аттилы!
      Вот теперь-то круг сомкнулся окончательно. С научной точки зрения не вызывало сомнений, что предки жителей Центральной Европы (а именно там до XV века бытовал тюркский язык) и есть кипчаки. Те самые кипчаки, которые провели Великое переселение народов и которые считались исчезнувшими... Впрочем, как уверяют очевидцы, в иных венгерских, австрийских и немецких деревнях тюркский язык сохранился и поныне, но ни один тюрколог не удосужился послушать его.
Казалось бы, налицо научное открытие, не оставляющее даже места для споров.
      А споров как не было, так и нет. Они нежелательны для очень многих, это потребовало бы привести мировую историю в соответствие с реалиями жизни. Но большинство устраивает ложь!
      Где-то посчитали, что работы В. Томсена наносят удар по обостренному национальному чувству европейцев. И не только - ведь "кипчакское" прочтение истории Европы не оставляет камня на камне и от всей "теории" народонаселения: трещит индоевропейская версия, как старая галоша на морозе. Надо же признать, что не из Индии, а с Алтая пришли европейцы. Там родина современной Европы... Вот почему в XX веке и не было ошеломляющих открытий.
      Так, вялотекущие исследования. Лишь бы увести подальше от Истины.
      К сожалению, в среде ученых есть люди, которые всегда задают себе очень скучный вопрос: "Зачем это мне нужно?" Они - политики от науки. Их не смущает "провал" в хронологии Европы: найденные документы написаны либо до VII-VIII веков, либо в XV-XVI веках. А остальные якобы пропали.
      Нужна смелость, чтобы сказать: тюркские документы уничтожены, как и все тюркское. Впрочем, не все. Опять же свидетельствуют очевидцы, что в библиотеке Ватикана хранится немало книг, написанных на "гуннском языке".
      О существовании таких книг упоминал и знаменитый историк средневековья Моисей Каганкатваци. Не исчезли. Просто к ним нет доступа.

      В сознание европейцев их нынешнюю культуру вкладывали умело. Как? Это тема для другой книги. Мечом и огнем веками выжигали историческую память народов, Ватикан работал над этим. У него была целая программа, которую предложил папа римский Григорий I. Она внедрялась почти 350 лет.
      Потом были крестовые походы, инквизиция... Миллионы людей исчезли, сотни библиотек сгорели. А с ними исчезла и память о былом.
      И что уже совсем не удивляет - этому помогали кипчаки. Вернее, их обычаи: "среди лягушек стань лягушкой". Пословица пришлась, как лыко в строку. Тюрки становились "лягушками" и тем спасались от гибели на кострах инквизиции, но чужие маски вскоре приросли к их лицам. Теперь они зовутся не по имени, а по маскам! Баварцы, саксонцы, болгары, чехи, сербы, поляки, венгры, англичане...
      Сомнительна "история", которой они бравируют.
      Как тут не вспомнить английского писателя Р. Киплинга, его часто вспоминают на Западе: "Всякий русский - милейший человек, покуда не напьется. Как азиат, он очарователен. И лишь когда настаивает, чтобы к русским относились не как к самому западному из восточных народов, а как самому восточному из западных, превращается в этническое недоразумение, с которым, право, нелегко иметь дело".
      Если бы знал мастер слова, над кем смеется... Над собой! Себя выставляет невеждой и "этническим недоразумением". Англосаксонский поход в V веке, как известно, провели люди Аттилы, они основали Англию. Кичиться "западным" происхождением просто глупо. Каждый второй европеец - тюрк по крови! И никуда ему не деться от своих корней, даже на туманном Альбионе.
Говорили же на Алтае: "Не надевай чужих штанов", в них не спрячешься...
      Предки европейцев пришли с Востока. Великое переселение народов раскрасило нынешние демографические карты Старого Света... С реалиями надо считаться.
      Корни Европы просматриваются в работах ученых: зерна, брошенные В. Томсеном, дают всходы, они легли на благодатную почву. Например, есть труды академика Виктора Максимовича Жирмунского (1891-1971) о германском и тюркском языкознании. Это серьезный научный труд.
Тюркская культура оставила неизгладимые следы в Евразии. В их поиске интересно работают отец и сын Л. Р. и И. Л. Кызласовы. Очень любопытно исследование археолога К. А. Акишева, он закрыл надуманную Петром I "скифскую" тему в науке.
      Ученый в кургане Иссык нашел чашу с рунической надписью на тюркском языке. Находке, как и кургану, две с половиной тысячи лет! Надпись - самый древний письменный памятник, она свидетельствует о языке тюрков. Что еще надо? Причем это не единственная находка.
      Но... Москва не признала ее. Не пожелала. И вынесла находке убийственный приговор: руны нацарапаны позднее. Почему? На каком основании сделан вывод? Неизвестно. Выходит, чашу подложили в курган после захоронения.
      Ну что сказать?.. Московские "летописцы" всегда были святее папы римского.
Вот и не знаем мы о тюркской письменности. О своей истории. О выразительной поэзии наших предков. А они понимали в ней толк, их строки - это звуки того времени:

Ты только щедрость мне оставь -
пусть отличат по ней меня,
потом коня ты для меня
найди - и в бой пошли меня!

(Здесь и далее перевод А. Преловского)

Таковы стихи времен Аттилы. Великий полководец вполне мог знать их. Или эти хрустальные строки, возможно, написанные его современником:

Бог создал мир низин и мир высот,
чтоб там всегда вращался небосвод,
чтоб звезды там вершили свой полет, -
там ночь исправно день сменяет.
Бог небесам цвет бирюзы придал,
нефриты звезд по небу разбросал,
созвездие Весов он нанизал, -
и ночь исправно день сменяет.
Скакун Судьбы над миром проскакал,
огонь он высек, и заполыхал
мир травяной: стал жарок, дымен, ал...
и пламя до сих пор не затухает.

      Вот она, наша древняя поэзия... Но ее, по утверждению невежд, как бы и нет.
      Этими выразительными строками восторгался не только Аттила, но и знать Индии, Китая. Благодаря хану Эрке (царю Канишке) там сохранились древнейшие тексты на брахми... И оттого, что Европа не говорила о древнетюркской поэзии, стихи не становились хуже.

      Ленинградский тюрколог Л. Ю. Тугушева долгие годы собирала в архивах разбросанные повсюду древние рукописи. Она доказала, что у кипчаков был литературный язык. Предисловие к ее замечательной книге "Уйгурская версия..." читается как обвинительный документ. И какое счастье, что нашелся человек, который собрал воедино текст и прочел его.
      Тугушева сделала невозможное - не дала погибнуть литературному памятнику, который был обречен на погибель. ("А басурман зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять", - снова вспоминается указ Петра I.) Единственный в мире экземпляр древнетюркского произведения потомки Петра порвали на части и распродали по свету! Им важно, чтобы тюрки оставались "дикими кочевниками" и "погаными татарами".
      Никто не подумал, что эти редчайшие страницы являются страницами истории России, ибо ее историю писали не только на берестяных грамотах, но и тюркскими рунами.
      Охранять одно и уничтожать другое? Это все равно что выкалывать себе один глаз, устраняя конкурента другому глазу... Безнравственно и глупо.

ЧАСТЬ 2

      Памятники прошлого - что эхо, застывшее в камне, бронзе, золоте, бумаге. И чем мощнее звучит оно, тем сильнее желание узнать о "голосе", издававшем величественные звуки. Однако в истории с кипчаками подобного не случилось: их голос утонул в разноголосице культур и народов.
      Их эхо уходит в пустоту неуслышанным.
      Европа довольствуется открытиями XIX века, новые кипчакские страницы ее страшат. У западных ученых ослаб интерес к древней Степи. В России сложилось того хуже. После Октябрьского переворота 1917 года началась борьба с пантюркизмом, в стране объявили открытый бой всему, что связано с тюркской культурой. Тюркологов в 1937 году репрессировали одними из первых. Был уничтожен весь цвет советского востоковедения. А самих тюрков (крымских татар, карачаевцев, балкарцев, ногайцев) в 1943-1944 годах подвергли уничтожению.
      Но жизнь продолжалась и в Советском Союзе, преподнося сюрпризы самым ярым борцам с пантюркизмом.
      В 50-е годы началось "масштабное", как говорили тогда, освоение Сибири. Создание сибирских городов, научных центров, заводов-гигантов. В Сибирь потянулась молодежь, в том числе из среды археологов. Стране требовались сибирская наука, сибирская история, которые должны быть интернациональными, социалистическими и, конечно, выдающимися.
      По незнанию (другого слова не подберу) крупные научные силы Страны Советов приступили к "масштабному" изучению кипчакской темы. Никто из стратегов Кремля даже не догадывался, на что направлялись немалые государственные средства. Вот она, воля Божья!
Судьба, кажется, улыбнулась и кипчакам.
      В 1961 году на научную конференцию приехал археолог Алексей Окладников, простой советский ученый. Он приехал на простую научную конференцию в Горно-Алтайск. Вроде бы ординарное событие, но ему суждено было попасть в историю.
      Надо заметить, что подобные конференции всегда проходили скучно и муторно, при пустующем зале. Участники собирались на открытие, а потом разбредались до закрытия и банкета. Ученым важно было общение между собой, а не прослушивание докладов, которые все равно будут позже опубликованы в итоговых материалах.
      Окладников не был исключением. На той конференции в Горно-Алтайске, спасаясь от скуки и назойливых собеседников, он пошел в городской парк проветриться. Тысячи людей бывали в этом парке, тысячи людей проходили красивой тропинкой вдоль речки Улалинки. Речка как речка, вода журчит, камни разбросаны по берегам.
      На одном таком камне и остановился взор ученого. Идти дальше Окладников не смог.
      Нужно родиться охотником, чтобы увидеть затаившегося зверя. Нужно родиться рыболовом, чтобы почувствовать рыбу в реке. Алексей Павлович родился археологом, он всю жизнь выискивал следы древности. И находил!
      Гладкая овальная галька, которую он поднял в городском парке, была с одного бока заострена. Первобытный человек убрал лишнее, ненужное, чтобы из гальки получилось орудие труда - каменное рубило. Ни река, ни ледник так не расколют камень. Только человек... Удивительная наука эта археология, она заставляет человека радоваться обыкновенному камню! Радоваться лишь потому, что тысячелетия назад этот камень согревала рука другого человека.
      По неприметным следам, по крохотным деталям, всегда ускользающим от обывателя, ученые судят о давно минувшем. В этом и состоит таинство их науки, ее колдовская притягательность. Настоящий археолог среди тысячи камней отличит тот, единственный.
      Потом на холм около речки Улалинки приехала экспедиция, и начались раскопки. В городском саду, где вечерами играл духовой оркестр, была открыта одна из древнейших стоянок первобытного человека. Это было как раз то, чего ждали в Кремле. Вот она - масштабная Сибирь!
      Сотни предметов глубокой старины предстали перед учеными. Алтай стал знаменитым, о нем заговорили во всем мире - подобных открытий в истории планеты было несколько. Речь шла об уникальной "сибирской" культуре. Археологи доказали, что Сибирь была заселена в глубокой древности, а кем заселена? Этот вопрос не стоял.
      Все складывалось как нельзя лучше; средств на "сибирскую археологию" государство не жалело: освоение Сибири - дело государственное!
      Но чем больше предметов находили ученые, тем сильнее росло их удивление: находки не походили ни на какие другие, найденные вне Сибири. Похоже, древние сибиряки знали какую-то особую технологию обработки камня. Их орудия были не обиты, а именно обработаны. Будто шлифованные на самом современном шлифовальном станке. Их каменными ножами вполне можно бриться... Чудеса, недоступные нынешнему человеку.
      Призрак грандиозного научного открытия замаячил на горизонте.
      Позже, после вмешательства инженеров, физиков и представителей других наук, далеких от археологии, выяснилось, что алтайцы действительно не обивали камень, как это делали в остальном мире их современники, а обрабатывали его огнем и водой. Поэтому их орудия были столь совершенными и отличными от других.
      Древние алтайцы показали себя неплохими знатоками природы. Они знали, какие камни поддавались такой обработке, а какие нет. Следовательно, для них горы были не просто горами, а хранилищами горных пород. Забегая далеко вперед, нужно заметить, что в современной геологии и в горном деле сохранилось немало понятий и терминов, которые пришли в мировую науку от этого алтайского народа, они тюркского корня: кайло, бутора, кирка и другие.
      Жаркие споры начались в экспедиции Окладникова, когда попытались определить возраст находок, долго спорили. Когда сделаны каменные орудия? Методом радиоактивного датирования установили: двести тысяч лет назад! Невероятно.
Ничего подобного в российской археологии еще не случалось. Настоящая фантастика.
      Столько лет назад на Алтае появились первые каменоломни. Значит, уже тогда здесь жили люди, которым в один прекрасный день понадобились эти каменоломни. В Европе в ту пору людей, кажется, еще не было. Вот когда началась история России...
      Кто же они, те каменных дел мастера? К какому народу относились? Нет, народом их называть было рано. Они между собой общались жестами и отдельными звуками. Должны пройти тысячелетия, прежде чем они научатся говорить, мыслить, восхищаться и удивляться. Но археологи дали им имя - троглодиты. Так называют племена, которые живут в пещерах.
      В предгорьях Алтая и в других местах Южной Сибири известны пещеры, где обитали древние люди. Однако самой щедрой на находки оказалась пещера на высоком утесе около речки Кан. Несколько тысячелетий прожили здесь троглодиты.
      Культурный слой около подножия пещеры превышал шесть метров. Настоящий клад для археолога.
      Множество каменных орудий найдено в этом кладе. Было видно, как менялась технология обработки камня: от грубых, самых древних предметов до аккуратных, гладких, более поздних. По сохранившимся костям убитых животных ученые воссоздали природу той далекой поры. Антилопы, носороги, мамонты и другие крупные животные не сумели спастись от умелых охотников. Горы костей остались под обрывом, на котором был вход в пещеру.
      Рядом с охотниками обитали ремесленники. Иначе как объяснить найденные заготовки каменных ножей и кинжалов? Как объяснить происхождение бус и других женских украшений, сделанных из скорлупы страусовых яиц? Этим находкам 40-45 тысяч лет.
      Разве не удивительно? Первые украшения! Их примеряли женщины, конечно, не все, а избранные. Это значит, что тогда у первобытных людей зародились эстетические чувства, видимо, тогда появились зачатки речи, а с ней - первые песни, сказки, воспоминания, которые веками копила память, но не было способа выразить свои ощущения соплеменникам.
      Приблизительно к этому времени относятся и другие находки, например, тонкие клинки, похожие на современные кинжалы. Только каменные! Попадались и простые каменные ножи - для работы. Много изящных и острых наконечников для стрел.
      Находок действительно было много. Самых разных. Они показывали, как из века в век развивалась удивительная культура, названная "алтайской" или "сибирской". Как она шла от грубого каменного рубила, найденного в Горно-Алтайске, и, наконец, словно из семечка, проросла в молодое деревце в суровом таежном саду. Плоды этого деревца были, как плоды рая, - желанными.
      Именно орудия труда позволили тогда иным племенам покинуть Алтай, свою колыбель, свою прародину, и начать откочевывать на равнину, в лес. Они уже могли уходить. У них было, чем защитить себя. Люди пошли в неизвестность - осваивать равнинную Евразию.
      Началось заселение безлюдных земель, которым суждено было называться Россией.
      В степь выходить те племена боялись, при встрече с хищником их не спасли бы каменные орудия, а другой защиты в степи нет: она слишком открыта, слишком беззащитны ее обитатели. Поэтому древние люди селились только в лесах, только там, где можно скрыться и уцелеть.
      Та эпоха, а продолжалась она не один век, не прошла бесследно. Археологи нашли ее следы. Оказывается, существовал коридор из Алтая в Европу, он проходил по южной оконечности зоны лесов. Через Урал, Поволжье. Там найдены места древних стоянок с изделиями, удивительно похожими на алтайские.
      Эти находки заставили ученых задуматься о роли и месте человека на Евразийском континенте. Выходит, даже в глубокой древности не было деления на Восток и Запад. Дороги между Востоком и Западом существовали всегда*. Это было единое евразийское пространство, о котором мы просто забыли.

* Давно высказывалось мнение о "нефритовом пути", но не находили ему подтверждений. В отрогах Саянских гор известны месторождения этого редкого камня, их разработку начали в глубокой древности. Минерал нефрит пользовался особым уважением у алтайцев - их каменные, острые ножи делались как раз из нефрита.

      К 6-5 тысячелетиям до нашей эры, то есть после образования того коридора, некоторые племена, прошедшие по нему, осели в Европе. Они назвали себя уграми, финнами, литами, эстами, венедами, кельтами, викингами. Стали "коренными" европейцами... А тогда они не очень-то отличались одно от другого. Все шли с Алтая, все селились в лесах, по берегам рек, все одинаково прятались от зверья, все кочевали, пока не дошли до мест своего "законного" обитания.
      Изучение той древней истории натолкнуло ученых на мысль: а только ли на запад отправились те алтайцы? Видимо, иные племена переселились в Америку и заселили ее. Сегодня их называют "индейцами". Есть много подтверждений тому... Значит, и Америка начиналась на Алтае.
      То было первое Великое переселение, правда, еще не народов. На Древнем Алтае продолжали жить те, кого дальние дороги не манили. Они по-прежнему ютились в пещерах, охотились, делали замечательные орудия и оружие. А еще они любили друг друга, учились восхищаться красотой. Чтобы потом доверить свое восхищение камню.
      Тысячи лет первым рисункам, высеченным на скалах. Произведения первобытного искусства, их красоту и силу современный человек не всегда поймет и примет. Но они особенные, эти рисунки, чтобы понять их, надо почувствовать ту жизнь, которую создавали люди. Лишь тогда откроется глубина их творчества, их духа.
      Далеко не каждую скалу художники превращали в "холст". Выбирали некоторые, приметные издалека - желтого, оранжевого либо коричневого цвета. Жизнь сама подсказывала им сюжеты. Обычно рисунки располагали группами - в одном, другом, третьем месте на огромной скале. С точки зрения техники все они абсолютно одинаковы: выбитые долотом мелкие точки сливаются в узкий желобок, он-то и "ведет" изображение по скале.
      Одного пытливого взгляда достаточно, чтобы увидеть: рисунки на скалах говорят и о том, что древние алтайцы умели считать. Археологи заметили, что фигурки животных на каменных картинах собраны группами. Но как? По пять или по десять штук. Это же счет по пальцам!
      А еще цифра "семь" была знакома алтайским художникам. Почему семь? Потому что она связана с фазами луны, отсюда в неделе семь дней... Но разве могли дикари так много знать? Выходит, они уже не были дикарями.
      И охотились они с собаками, это тоже не ускользнуло от внимания художников. На одной из картин изображен мужчина, отправляющийся на охоту, за спиной его лук, на боку - кожаный колчан со стрелами, а вслед бежит собачка. Сцены быта, они дороги нам своей обыденностью и домашней простотой.
      Конечно, рассказать обо всех рисунках, известных академику А. П. Окладникову, можно только в отдельной книге, что он сам и сделал. Однако нельзя не отметить, что в сюжетах каменных "картин", нарисованных четыре тысячи лет назад, наметились изменения: силуэты зверей отошли на второй план, их оттеснили изображения людей.
      Это было критическое для алтайцев время - время появления у них сохи и колеса, период возникновения нового быта, перевернувшего их прежнее, в общем-то "троглодитское" хозяйство. Первые курени (или, как их называли, аилы) появились тогда же.
      Сначала незатейливые, потом выполненные строже, фигурки людей (чаще женщин) заполняли полотно "картины". Они лишь с виду грубые, эти фигуры, выполненные на камне, - их тоже надо уметь увидеть, почувствовать и полюбить.
      С той далекой поры известны каменные скульптуры (их еще называют "каменные бабы"), они стали постоянными спутниками алтайцев, за века почти не менялись. Те же скуластые лица, ровные, чуть приплюснутые носы, приземистые массивные фигуры. И неповторимый разрез глаз. Глаза, похожие на молодую луну, отличают тюрков и сейчас.
      Так примерно три тысячи лет назад на Алтае и прилегающих землях сложился союз племен, который назывался тюркским. Людей объединяли язык, внешность, культура.
      Долгое время во главе того союза стояло племя имак. На языке древних алтайцев "имак" означало "змей", "дракон". Образ змея тогда и стал символом тюрков. Он красовался на боевых знаменах, был элементом узоров, украшений.
      Уже тогда Змей Горыныч стал добрым героем сказок.
      Образ дракона, скорее всего, пришел на Алтай из Индокитая, где духовные традиции более древние и более "отточенные"... Хотя это спорно. Образ змея по-прежнему жив в сознании тюркского народа, он сохранился в поговорках и пословицах, старинных преданиях как образ духа - чистого, домашнего, родного и очень близкого.
      Алтай и Индия прежде, две с половиной тысячи лет назад, были как одно целое, они жили единой духовной жизнью, их соединяли дороги (знаменитый Висячий проход) и родственные связи людей. Ведь с Алтая в Индию переселилось много народа. Тюрки правили в Северной Индии, создали там свое государство.
      То время сохранилось в древних индийских легендах. Одна из них рассказывает о "нагах", людях, поклоняющихся змею. Так индусы называли тюрков, страна которых лежала далеко на севере, там, где спрятаны несметные сокровища и железный крест. Под именем Шамбху они знали эту страну. А еще ее называли Шамбхкала (по-тюркски "светящаяся крепость").
      Наги были музыкальные существа, любившие поэзию. Их женщины славились редкой красотой. В Индии хранится старинная книга "Махарабхарата", в которой рассказывается, как сюда пришла религия, как сложилась духовная культура... Тюркам там уделено достойное место.
      Стоит ли много говорить, если Будду (а учение о нем появилось именно в те годы!) индусы называли "Шакьямуни", то есть "тюркский бог"... Значит, учение о нем распространяли именно они, тюрки. Тем более что Будда перевоплощался в нага, как говорит легенда.
      Появление змея, несомненно, обогатило духовные сокровищницы Индии и Алтая, но в быту самих алтайцев оно мало что изменило. Археологи среди находок того периода, правда, выделяют бронзовые и медные вещицы, которые все чаще и чаще появлялись там.
      Но откуда они? Непонятно. Видимо, тоже из Индокитая. На Алтае их делать явно не могли, а научились позднее.
      Долго сказывалось отсутствие медной руды: Алтай небогат этим сырьем. И тем не менее... Академик Окладников высказал оригинальное суждение. Если месторождения олова и меди были одно на Алтае, другое за Байкалом, то сибиряки в эпоху бронзы для поддержания металлургии на Алтай возили медь, а с Алтая - олово. Иначе не было бы у них бронзы. Разумное предположение дало результат.
      Так нашли первые древнейшие центры металлургии, их знали, где искать.
      Вот чем объясняется появление "филиалов" Алтая за Байкалом. Рудное сырье тому причина! С них началась Саха-Якутия, наша северная кладовая. На скалах близ Лены и Ангары примерно в ту пору нарисованы первые "алтайские" наскальные картины, построены первые поселки "алтайской" архитектуры.
      Сходство поразительное: художественные образы, стиль произведений искусства - все одинаковое. Впрочем, нет, совсем не все.
      В Восточной Сибири, наверное, воздух был лучше, а вода мокрее. Иначе чем объяснить, что художники там явно талантливее своих алтайских учителей. В их картинах уже заметны две противоположности, которые стали эталоном тюркского искусства на все времена: реалистически точная передача объекта и необычайная стилизация. Налицо смешение видимого с воображаемым, духовным.
      Может быть, в этом и состоит идеал любого искусства? Борьба, страсть и каменное спокойствие. Все рядом, все переплелось... Замечу вскользь, именно в этом стиле выполнены летописные миниатюры из Киева. Поэтому-то и не оставляют они равнодушными.
Взрыв, отделивший век камня и бронзы от века железа, все-таки назревал. Он пришелся на V век до нашей эры. Это событие народная память запечатлела приходом к тюркам их пророка Гесера, который рассказал о новом боге - "Багатур-тенгри". Боге-кузнеце, научившем людей плавить железную руду.
      Началась новая эпоха в жизни алтайских тюрков.
      Эту эпоху лучше других знал археолог самого высокого уровня, профессор Сергей Иванович Руденко. Читать его книги - одно наслаждение: он не просто искал и находил следы древностей, но давал объяснения своим находкам. Этому человеку я поверил безоговорочно, как ученик верит учителю. Он ничего не "реконструировал", не фантазировал, а объяснял, потому что был еще и доктором технических наук. Людей с таким кругозором в науке единицы.
      Находки Руденко позволили мне говорить о тюркской культуре, о бревенчатых избах, об одежде, о посуде и о многом другом... Не беда, что он не называл своих "алтайцев" тюрками (страна боролась с пантюркизмом). Но металлургическое прошлое Алтая раскопал именно он.
Конечно, железо - металл древний, известный еще египетским фараонам. "Небесным металлом" везде называли его. Позже на Кавказе и в Малой Азии железо добывали из железной руды, но его выжигали из нее, получая так называемое "кричное железо", пригодное для ковки.
      Тюрки у себя на Алтае придумали свою технологию, которая жива до сих пор во многих странах мира. Они додумались руду не выжигать, а плавить в металлургических горнах, получая чугун и сталь. Между прочим, "чугун" - тюркское слово, "булат" - тоже. Они - памятники той далекой поры.
Железо в руках тюрков перестало быть драгоценностью, как у египетских фараонов, оно превратилось в повседневный, рабочий металл. Вот самое главное, что отличало тюркскую культуру много веков. Вот что дало тюркскому народу необыкновенную силу.
      Никто, ни один народ мира, не имел столько железа. Только тюрки. Свои кузнечные горны алтайцы умело прятали от глаз чужестранцев, но именно кузнечные горны и изделия из железа были постоянными спутниками тюркской культуры, особенно при их продвижении в Европу.
Они, как курганы, как каменные бабы, как войлок, оставались с народом навсегда. Были его визитной карточкой.
      Кузнечные горны строили у месторождений железной руды. На территории нынешней Белгородской области усилиями местного краеведа-энтузиаста Анатолия Григорьевича Николаенко найден целый металлургический "завод", построенный кипчаками-кузнецами примерно в V-VI веках. Здесь дымили сотни горнов.
      И подобные находки случались в Степи не единожды.
      Видимо, нет нужды рассказывать о них и об истории железа, которое ценилось не ниже золота, все это известно. Менее известно другое - высказывания современников о тюрках, когда начиналась эта новая эра, самый канун Великого переселения народов.
      Случайно, "просто так" Великое переселение не возникло бы.

      А причины ему были.
      Китайцы отмечали поразительно высокое развитие тюрков. Китай первым почувствовал силу "обновленных" тюрков, которые, разбив его армию, заставили платить дань. Огромный Китай с его вековыми традициями оказался бессильным: он выкладывал то, что ему приказывали.
      Почувствовали на себе удары тюркских шашек и иранские народы, обитавшие в Средней Азии.       И они научились платить дань. По сохранившимся свидетельствам китайцев, в 165 году до нашей эры сильные иранцы (видимо, сарматы) ушли со своей родины на новые земли, в степи Кавказа.
      Европейские источники захватывают более поздний период, но и они красноречивы, и по ним можно узнать кое-что о Дешт-и-Кипчаке. Например, в книге "Истории" Менандр Протектор рассказал о путешествии византийца Зимарха в страну тюрков. Византиец был поражен: драгоценным в Европе железом здесь торговали уличные торговцы! Он не поверил глазам своим, на зуб пробовал железо.
      Даже эти два факта, взятые из целого ряда, показывают, что налицо научно-техническая революция, настоящий переворот, который совершили на Алтае. Хорошо ли, плохо ли, но в то время завоеванные тюрками народы и страны приобщались к достижениям более высокой культуры... Конечно, все это можно скрывать, оспаривать или не замечать. Как и делается уже давно.
      Но отрицать этот факт нельзя. Так было!
      Естественно, литературные источники, рассказывающие о той великой поре, появились много позже, чем сами кузнечные горны. Археологи же нашли то, что не попадало на глаза чужакам. Например, находка чугунного сошника (прообраза плуга) на Алтае говорит сама за себя, тому дедушке-плугу более двух тысяч лет.
      Как можно говорить после этой находки, что тюрки были кочевниками? Не с плугом же под мышкой кочевали они?
      ...Вряд ли кто совершил в этой области столько открытий, как академик Окладников - Колумб сибирской археологии. Беда в том, что археологи работали в годы, когда ради "борьбы с пантюркизмом" черное называли белым. А зеленое - синим. Нельзя было упоминать народ, который жил на Алтае и который подарил миру столько замечательных открытий.
      Нельзя было говорить и о том, что стало с этим народом.
      "Исчезнувший народ" - такое условное наименование выбрали для тюрков. Даже в Энциклопедии о них не писали. О других народах писали, а о них - нет. Больше того, нарочно подчеркивали, что не тюрки жили на Алтае. Тюрки, мол, вели кочевой образ жизни и были монголоидами, а мифические "алтайцы" и "сибиряки" жили в избах и были европеоидами.
      Эти фразы предназначались не для науки, а для тех, кто "руководил наукой".
      Главное - археологи доказали первенство Алтая в новом земледелии. В том, которого не было нигде в мире. Доказали не словами, а конкретными находками - плугом. А остальное - мелочи, пережитки прошлого, они наверняка забудутся.
      Если на Алтае было "не примитивное, мотыжное, а высокоразвитое, плужное земледелие", то, продолжает свои рассуждения академик Окладников, было и "применение тягловой силы рабочего скота". На сказанное хотелось бы обратить особое внимание. Мысль эта возникла у него после раскопок на берегу реки Унги поселка, исчезнувшего две тысячи лет назад.
      Удивительнейшее место!
      Во-первых, городище Улан-Бор просуществовало много веков. Во-вторых, там жили еще и ремесленники, которые среди прочего делали жернова для мельниц. Людям было что молоть... Или опять "нет" скажут в Москве?
      Около мельницы нашли кувшин с просом. Значит, просо было знакомо "исчезнувшему народу". А просо и рожь, как известно, являлись главными культурами на пашнях кипчаков, их отмечал у людей Аттилы византийский посланник Приск. Это закономерно, природа Южной Сибири такова, что только неприхотливые растения успевали здесь вызреть за короткое и жаркое лето.
      Скотоводческо-земледельческий поселок одним фактом своего существования позволяет еще раз усомниться в кочевом образе жизни кипчаков. Рубленые избы! Они говорят за себя сами. Хотя и кочевки были - на отгонные пастбища. И кибитки были, в них летом жили чабаны... Рисунки на скалах подтверждают это.
      Из всех животных тюрки отдавали предпочтение, конечно, коню. Его одухотворяли. Нет чище существа на земле, чем конь, нет величественнее. Один только запах его для настоящего мужчины дороже нектара. В тюркском языке сорок (повторю - сорок!) эпитетов, обозначающих только масть коня. Ни один язык в мире не имеет столько.
      Значит, наш народ не просто катался верхом.
      Конь - это плоть и кровь кипчака, и он платил взаимностью: вывел в степь, открыл ее чарующие просторы. Собственно, жизнь степняка с "гуннских" времен и проходила на коне или рядом с ним. Другой жизни предки не признавали. Лучших коневодов мир не знал.
Специально для своего "конного" образа жизни кипчаки придумали одежду. Шарвар - первые в мире штаны, сапог - первая в мире высокая обувь, удобная для езды на коне. Все это слова, пришедшие с Алтая. Седло со стременами, каблук к сапогу и многое-многое другое появилось на свет потому, что какой-то неугомонный мужчина понял, что, оседлав коня, он лучше увидит мир.
      Поэтому "оседлать коня" всегда было священным желанием тюрка.
      Городок Улан-Бор удивил археологов и обрядом захоронения. Такой обряд им прежде не встречался.
      Издревле тела покойников алтайцы отдавали птицам, небесным посланникам. Люди верили в перерождение души и в вечную жизнь. Потом появилась традиция хоронить тела вместе с предметами, необходимыми для жизни на том свете. Даже самого бедного человека отпускали в мир иной, положив в его могилу хотя бы две стрелы. На всякий случай... На кладбище городища Улан-Бор ничего не нашли. Ни в одной могиле. Ни бусинки, ни простых дешевых украшений. Ничего. Только кости.
      Очевидно, люди здесь исповедовали неизвестное науке религиозное воззрение, лишенное культа предмета. Его пытались связать с зороастризмом, с буддизмом, с христианством, с манихейством. Тщетно. Связи не наблюдалось. Налицо была какая-то религия, в чем убеждали и другие, очень интересные находки.
      Так, в бассейне Верхнего Енисея археологи встретили каменные плиты с изображениями священнослужителей (клириков) в ритуальных одеждах, с пышной шевелюрой, жезлами. Там же на древних наскальных картинах вместе с фигурами клириков в мантиях есть изображение алтаря. Неведомая религия явно была распространена едва ли не во всей Южной Сибири. Но что это за религия, археологи не знали.
      О древней духовной культуре Алтая им рассказывали находки, но ученые не понимали их "языка". Самая древняя - каменная рыба. На ее брюхе равносторонние кресты. Это - солнечные, небесные знаки, они указывали, согласно традициям Востока, на признак небесной природы почитаемого божества. Но какого?
      Это были интересные находки! Их важно было понять и объяснить.
      В более поздних ритуальных предметах "небесную" рыбу дополнял елень - солнечный олень... Эти атрибуты древнейших обрядов академик Окладников датировал 3-2 тысячелетиями до нашей эры. У тюрков, как и у тибетцев и других народов Востока, постепенно сложилось три образа мира. Рыба считалась жителем вод, змей - преисподней, они вместе олицетворяли "нижний мир", страну мертвых; елень олицетворял "верхний" мир - небесную стихию.
      Из этих трех образов сложился символ веры: крест. Равносторонний.
      Вернее, не крест, а фигура, подобная кресту. В некой священной точке, которая называлась "аджи", сходились четыре линии жизни. Верхняя (линия еленя), две боковые (рыбы и самого человека) и нижняя - линия змеи. Получался знак, олицетворяющий гармонию мира и человека в этом мире.
      Хотя толковать "аджи" можно иначе: это - отраженные лучи божественной благодати. Как алмаз играет на солнце лучами, так и он озаряет божественными лучами четыре стороны света.
Равносторонние кресты из золота или железа в захоронениях археологи находили не раз, размером они были с известный орден святого Георгия или немецкий Железный крест. И до царя Аттилы была эта традиция. "Орден" - по-тюркски "данный сверху".
      Как и когда появились в Южной Сибири эти кресты, эти обрядовые, религиозные картины? С клириками в длинных одеждах? Здесь опять показали себя "законы" советской науки. Данные были известны, но называть их было нельзя. Предложили настоящую белиберду, и она всех устроила: конец прошлой эры - середина новой. Иначе говоря, плюс-минус тысяча лет.
      Такая приблизительность не случайна: в стране, где атеизм был государственной идеологией, разговоры на религиозную тему не поощрялись. Предметы культа, изображенные на скалах, вроде бы говорили о христианском обряде. Наличие креста развеивало всякие сомнения.
Но о каком христианстве речь, если раскапывали-то "дикую" азиатскую культуру? Если Киевская Русь крестилась только в X веке? Если до нашей эры вообще не было христианства? Вот и юлили, "выкручивались", называя белое зеленым.
      Факты налицо, а объяснить их не могли. Вернее, не имели права.
      Один осторожный коллега Окладникова высказался примерно так: "Несторианский толк христианства получил здесь распространение к середине IX века или несколько раньше". То, что это "несколько раньше" измерялось веками, никого не смущало. Правила игры, принятые в советской науке, соблюдены, финансирование работ продолжалось, и их публикация была гарантирована.
      Применили и еще один ходовой прием советской науки: если открытие не вписывалось в идеологическую схему о диких тюрках-кочевниках, то придумывали новый народ. В Улан-Боре таким народом оказались согдийцы, якобы пришедшие сюда из Таджикистана.
      Почему именно из Таджикистана? Там, оказывается, были найдены светильники, похожие на те, что оказались среди находок Улан-Бора. И все!.. Не правда ли, верный признак для вывода о "новом" народе!
      Академик Окладников показал себя не только хорошим археологом, но и "политически грамотным" ученым, когда написал: "Глубинная Азия была родиной тюркоязычных кочевых племен, которые издавна стремились и на запад, вплоть до Днепра и Дуная". Вот так (чудовищным для нормальной науки, но изворотливым советским языком) обрисовал он границы Дешт-и-Кипчака, которые полностью согласуются с описаниями Иордана и других историков.
      Был Дешт-и-Кипчак! Все-таки был! Именно это и следует из замысловатой фразы именитого ученого.

      "Глубинная Азия" - колыбель тюркского народа, ее открыли и изучили археологи. Они сделали ряд выдающихся открытий. Каждая их находка раскрывала становление великой, уникальной культуры. Это была тюркская культура.
      Но чтобы не навлечь гнев властей, ученые называли ее "сибирской" и приписывали "исчезнувшему народу". Пусть. Главное - факты. Важно, чтобы сами находки были. А потом с ними можно разобраться.
      Разве не удивительно: в одной из пещер академику Окладникову открылось изваяние, в нем ученый даже заподозрил подделку. Уж очень современно выглядело оно. Лицо казалось женским, при свечах это впечатление усиливалось, но стоило отойти к краю пещеры, как овал лица преображался. Из камня проступал образ воина. Мужественное лицо мужчины. Работа очень тонкая. Художник вырезал ее из природного сталагмита, навечно оставив свое произведение в этой пещере.
      Что удивило академика? Прядь волос, свисающая с бритой головы. Оселедец. Резко очерченный овал лица, подрубленный подбородок с ямочкой и локон на левой стороне головы. Вот он, хохол.... Самый древний памятник ему!
      "Небесный человек", святой, которому поклонялись воины.
      Обряд оставлять локон на бритой голове был заимствован тюрками, вероятно, у индусов-кришнаитов, которые олицетворяли святость на Востоке.
      Древние рисунки и скульптуры Южной Сибири, бесспорно, убедительнее слов и сами в словах не нуждаются. Возможно, не все они высечены рукой тюркского мастера. Возможно, в "сибирской культуре" интернациональное начало - не только тюрки творили ее. Все это вполне допустимо, что-то сибиряки заимствовали у китайцев, иранцев, тибетцев, индусов, с которыми поддерживали активные связи. Но...
      Во II веке началось Великое переселение народов, и опустели городища "глубинной Азии". Ушел народ, а вместе с ними ушла отсюда его культура. На Родине остались лишь единицы. Они уже не представляли силу. Не могли сохранить прежнюю жизнь в этих краях.
      И каменные картины отобразили это. Последние их сюжеты представляли грандиозное зрелище - ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ! В них все чинно, торжественно. Рисунки на ленских скалах пощадило время.
      Вот что пишет о них Окладников: "Главным сюжетом здесь являются изображения лошадей и всадников. Лошади часто украшены султанами и подшейными кистями. На шеях видны острые зубцы подстриженной гривы. Лошади иногда одеты в специальную броню, которая, как и броня на фигурках всадников, передается поперечными линиями. У всадников видны в руках копья с флажками".
      Казалось бы, одного этого достаточно, чтобы, доверившись воображению, услышать конский топот, увидеть всадников. Все-таки Великое переселение народов! Однако ж - тишина.
      В ленском селе Шишкино на скале запечатлена батальная картина: конные воины со знаменами в руках, их кони в богатых сбруях. Прорисованы даже детали одежды всадников. Разве это безвестные воины? Разве еще какой-нибудь народ мира, кроме тюрков, имел тогда подобное войско? Сколько же еще им молчать в таежной тишине?
      Художественные произведения "глубинной Азии" таят в себе ответы на многие вопросы. На них есть еще и древнетюркские руны, надписи-заклинания. Их, несомненно, оставили авторы картин и скульптур. Вот самый лучший автограф "исчезнувшего народа".
      Все исчезло из Сибири вместе с этим народом. И появилось в Европе!
      "Картины" сибирских художников дополняют свидетельства европейских историков, которые впервые увидели конное воинство в IV веке. Все совпадает. Больше того, археологические находки, например, венгерских ученых точно повторяют "исчезнувшие" сибирские, которые изучал академик Окладников. Они будто копируют их, с той лишь разницей, что по времени моложе.
      А ведь расстояние между Центральной Азией и Центральной Европой - это и есть путь, который со II по V век совершил народ, вошедший в историю под именем "гунны", "варвары", "геты" и т. д. Или, как он сам называл себя, - кипчаки.
      Великое переселение народов, конечно же, не могло пройти бесследно, иначе бы оно не было Великим!

      В Венгрии археологи нашли металлические пластины, украшенные тонким орнаментом "алтайского" рисунка. Пластины были двойными: верхняя (серебряная или золотая) прикреплялась к нижней (медной или бронзовой). Таких пластин в сибирских захоронениях не было. А все остальное - шашки, украшения конской сбруи, наконечники стрел, пояса и бляшки - ничем не отличалось.
      Итак, что же выходит? Придя в Европу и подчинив себе Степь, "исчезнувший народ" сохранил свои древние традиции. И вместе с тем нашел что-то новое для себя. Его культура не умерла на новом месте, не растворилась, а продолжилась.
      Об этом говорят даже обыкновенные кирпичи. И они, оказывается, несут археологу уйму информации. Стены зданий в "глубинной Азии" выложены из таких же точно кирпичей, как и здания городищ, фундаменты которых сохранились на Дону. И здесь, и там кирпичи с изображением совершенно одинаковых животных и всадников. Они сделаны одной рукой.
      Из таких же кирпичей (с теми же "фирменными" знаками!) сложены здания древнеболгарской столицы Преславы; возможно, она и была городом, заложенным Аттилой, куда приезжал Приск. Там же, в Болгарии, найдены наскальные рисунки, будто скопированные с алтайских... Все это далеко не случайные совпадения.
      Между прочим, слово кирпич - тюркское (правильнее "кирпеч"). Европа до прихода тюрков не знала о кирпичах. Полагать, что тюрки ничего не смыслили в строительстве дворцов, тоже было бы ошибкой. Около сибирского города Абакан откопано кирпичное "здание дворцового типа", как его скромно назвали археологи. Почти две тысячи лет этой находке.
      Свои кирпичи тюркские мастера делали строго заданного размера - 26-27 см длиной, 5-6 см толщиной. Не больше и не меньше. Половина длины есть ширина, она как раз умещается на ладони мужчины. Все было очень практично. Семь с половиной кирпичей - это одна сажень (с учетом толщины раствора, разумеется)... Мера длины. В одной сажени три аршина.
      Вот так - с измерений! - начиналась тюркская архитектура. Строители имели перед собой проект, поэтому здания получались красивыми, аккуратными, строгими. Без проекта, без расчетов таких не построить. Этот тюркский стиль утвердился в Европе, сначала в Византии, потом - во всей Римской (Западной) империи.
      Еще раз скажу: мало кто ныне вспоминает, но строительство Константинополя византийский император доверил тюркам, они создавали восточный город в честь своего Бога Небесного, в пику языческому Риму! Чтобы город был прекраснее старой столицы. Им это вполне удалось... Тюрки построили неповторимые здания и в Западной Европе. Их архитектурный стиль назвали "готическим", он - лицо старой Европы.

      Голова идет кругом после книг академика Алексея Павловича Окладникова, выдающегося ученого-археолога, который в черные годы цензурного террора нашел в себе мужество написать правду, чем обессмертил свое имя: "Древняя тюркская Сибирь оказывается теснее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее культуры оказались много богаче и ярче, чем можно было полагать ранее. У берегов Байкала, на Ангаре и Лене сходились и расходились пути древних культур Востока и Запада, существовали мощные по тем временам самобытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятной. Как мы видим по находкам... Прибайкалья... эти связи ведут на Дон и на Дунай". Впервые правду о кипчаках заявили открыто, без оговорок.
      Воистину Европа начиналась в Сибири!

Мурад Аджи
ПОЛЫНЬ ПОЛОВЕЦКОГО ПОЛЯ

От автора
Открытие самого себя

ПОЛЫНЬ ПОЛОВЕЦКОГО ПОЛЯ

Степные корни России

Что же такое — «русский»?
Что надо отцам «славяно-русов»?
Кто они, святые Кирилл и Мефодий?
Туман крещения Руси
Переписывание истории
«Конкретных свидетельств ничтожно мало»
Кипчакский Киев

Окна в исчезнувший мир

Степь кипчаков
Мир Великой Степи

Вечное Синее Небо — Тенгри
Религия и власть

Дешт-и-Кипчак — забытая страна

МЫ — ИЗ РОДА ПОЛОВЕЦКОГО

Любо, терцы!
Карачаевцы
Христиане из прошлого
Вместо заключения — несколько слов об использованной литературе

ПРИЛОЖЕНИЕ

АДАТЫ КУМЫКОВ

Источники записей
Адаты при убийствах
Адаты при ранениях
Адаты при похищении девушек
Адаты при изнасиловании и прелюбодеянии
Адаты, относящиеся к воровству
Адаты по оказанию уважения и почета друг к другу
Адаты, когда прибыл гость
Отношение жен к мужьям
Отношение отцов к детям
Отношение сыновей к отцу

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор