| Письмо из БакуУважаемый Мурад Эскендерович!      Интерес к прошлому в
        обществе растет, это видно по книгам, выпускаемым
        в последнее время (в книжном магазине "глаза
        разбегаются"). Интерес к Вашей экспедиции в
        Нахичевань был очень заметным в Азербайджане, ее
        итоги обсуждались в нашей прессе. Ваша версия
        Всемирного потопа крайне любопытна и, учитывая
        часто применяемый в Библии такой
        "символический" прием пересказа реальных
        событий, она имеет право на жизнь.Интерес к экспедиции,
        действительно, большой, а трудности, которые Вам
        пришлось одолеть, вызывают у всех уважительное
        отношение. Многие из нас не знали о существовании
        могилы Ноя в Нахичевани. Также интересно будет
        прочитать о результатах Вашей поездки в Кахский
        район, о ней сообщали бакинские газеты. В одной из
        передач по телевидению, ведущая, путешествующая
        по Азербайджану (есть цикл таких передач, на мой
        взгляд, очень любопытных), рассказывала о
        предании, согласно которому потомки Аттилы
        построили древний монастырь в этом районе, где
        Вы, наверное, и побывали.
 В связи с монастырями хочу сообщить
        следующее, в Акстафинском районе на границе с
        Грузией находиться Кешишдагская высота (кешиш
        означает "священник") с древним
        пещерно-монастырским комплексом. Там есть много
        вырубленных в скале монашеских келий, фрески,
        каменные кресты и различные эпиграфические
        надписи (газета "Зеркало" №91, 17 мая 2003 г.).
 Район этот издревле заселен
        тюрками, возможно, монастырь связан с Кавказской
        Албанией. Памятник находится в районе бывшего
        армейского полигона и, к сожалению, он подвергся
        разрушению в 1970 - 1972 годах. Однако и то, что
        осталось, необходимо было бы восстановить и
        сделать объектом исследования ученых, местом
        паломничества и интересным объектом для
        туристов. Естественно, нужно внимание со стороны
        властей.
 Но правильно ли считать этот
        комплекс христианским? Действительно ли его
        строили прибывшие из Сирии проповедники? И верно
        ли мнение о существовании у древних германцев,
        равно как у албанцев, культа бога Креста?
        Сторонники этой версии утверждают, что Символ
        крест есть символ бога Креста. Тогда будет
        интересен вопрос, связанный со свастикой как
        солярным символом. Она, выходит, не символ Солнца,
        а символ Северного полюса. Вернее, вращения Земли
        вокруг оси, проходящей через Полярную звезду.
        Таким образом, крест, или аджи, - это символ
        Солнца, а свастика - Северного полюса, то есть
        самой Земли. Не так ли?
 …В одной из книг Вы пишете про
        Карамзина, мол, Кара-Мурза. Кара - "чёрный".
        Мне кажется, у слова кара есть и другой смысл.
        Наряду с Синим небом для древнего человека было
        еще ночное, черное небо, на фоне которого видны
        звезды и планеты, т.е. Вселенная. Поэтому для
        человека того времени существовали Кёк-хан и
        Кара-хан. Отсюда ночное, черное небо - символ
        огромного, необъятного, безграничного. Названия,
        связанные со словом кара в тюркском языке
        встречаются очень часто (Кара Дениз, река Кара-су,
        город Анкара, река Ангара, имена композитора Кара
        Караева, отца Огуз-хана - Кара-хана и т.д.). Тогда
        Черное море - это Великое море, а Карамзин -
        Большой Мирза?
 Разумеется, это далеко не все вопросы,
        которые мне хотелось бы задать, но я надеюсь, что
        найду ответы на них в Ваших новых работах.
 
 С уважениемРасул Рагимов.
 
 Октябрь 2005 г.
 
 |