Письмо из Казахстана
Уважаемый Мурад Эскендерович!
Я столкнулся с
конфликтом веры, который происходит в
Казахстане. Из поколения в поколение, от дедов к
внукам передаются традиции, благодаря которым
живет память о народе. Это уникально: уважение
духов предков, ношение тумара, паломничество к
святым местам, празднование Наурыза, тои, скачки
(особенно игра "Кыз куу", где после того, как
джигит не догонит девушку, она начинает хлестать
его), свадьбы, дни рождения, похороны. Всегда мы
говорили: "Ата бабалардын аруагы кабыл болсын,
Хан-Танири адамга аманшылык берсин, Ауминь".
После получения независимости,
в стране открылось много медресе и мечетей. И
произошел удивительный эффект. Новые имамы,
которые обучались в арабских странах, запрещают
носить тумары, поклонятся духам предков,
отрицательно относятся к национальным играм,
меняют традиции. Теперь казахи начинают хоронить
не так, как раньше, не так, как раньше, женятся. Я
говорил с аксакалами, и они не могут понять,
почему такое происходит. Аксакалы очень
расстроены, все, что они передали молодому
поколению, оказывается, неправильно.
Молодые люди, становясь
мусульманами, уже не помнят своих дедов, не носят
тумары с полынью, осуждают старые традиции
казахов... Это противоречие было незаметным
сначала, но теперь выливается в серьезные споры.
Кто-то приносит на работу семь лепешек и раздает
сотрудникам, отдавая дань уважения предкам, а
кто-то не ест эти лепешки, считая нарушением
законов Ислама.
С уважением,
Куаныш Егимбаев.
Алматы, Казахстан. Июнь 2006. |