Что, мы другая порода людей? (письмо-напоминание)
Здравствуйте! Мир Вашему дому!
Профессионально уже много лет я занимаюсь исследованием
сахарного диабета, мой опыт порой подталкивал меня к осмыслению самых разных
идей, далеких от биологии, но, тем не менее, связанных с нею. Ваши книги
будто переродили меня: я поняла свой характер, иные мотивы своего поведения,
стала гордиться ими, иначе не выжила бы в этом запутанном мире.
Впервые я читала вашу книгу в 1998 году, трудные то были
времена – искушение ценностью денег. Поначалу думала, что это советское
время и наши родители не так воспитали нас, у меня не получается врать,
выкручиваться, не умею копить. Надо мной смеются: «Что ты книжки покупаешь?»
А они для меня, как глоток чистой воды, чистого воздуха. После ваших книг
поняла, не одна я такой породы.
Особенно когда узнала, что в Ясе Чингисхана был запрет на
еду украдкой, не поделившись с попутчиком. И стало ясно, почему кусок в
горло не лезет, если ем в одиночку. Негостеприимных людей тюрки осуждали...
Стал объясним мой интерес к Европе, России, православию. Бабушка говорила:
«Ярка ягненка носит – трава быстрее растет». Лишь верующие многодетны, от
Бога и для Бога растят они детей, относятся к ним, как чуду (балажан). Я
по-другому увидела людей – увидела и поняла их презрение к деньгам,
непримиримость, даже алкоголь как проявление поиска свободы. Узоры, и те
теперь вижу по-другому после ваших книг.
Самое главное, мне легко было принять это внутреннее
единство натур, о котором душа знала с детства! Так я задумалась о культуре
народа, о «генной памяти» людей... Это великая сила!
Хочу написать о моем отце. Он родился в Курганской
области, «среди тайги, волков и староверов». В детстве от старших слышал о
Степи, но поверить не мог, что где-то есть земля без леса, они были сосланы
и не имели право вернуться на Родину, в Казахстан. Когда он вернулся и стал
разыскивать родных, то, проходя мимо стариков, по обычаю приветствовал их и
назвал семь колен своих предков. Один из стариков со слезами на глазах
спросил: «Неужели кто-то в живых остался?» Так отец в 33 года узнал, что
Степь, которую он с детства видел во сне, не придумана.
Он стал тюркологом, выписывал журнал «Советская
тюркология», читал «Аз и я», писал наши имена рунами. В 1977 году
единственного сына назвал именем Куль-Тегин, сшил ему золотой костюм из
кургана Иссык. Искал список народов, произошедших от тюрков – 92 народа по
поговорке.
Отец очень радовался вашей книге в 1998 году. Он
рассказывал, что из двадцати миллионов тюрков на территории Казахстана
выжили три и те, кто не знал, что они настоящие тюрки. Он считал, что наше
имя Алаш, по имени первого кагана Восточной Степи... Как-то пишу в прошедшем
времени, хотя отец мой жив. К сожалению, он тяжело болен и мне горько, но я
не могу с ним обсудить то новое, что узнаю. Когда в этом году в Эрмитаже
увидела золотую бляху «Отдых кочевника», заплакала: по фотографии я знала о
ней с детства, она для меня знак дома...
Отца всегда интересовали разные темы. Например, откуда
пришла в Европу популярность кисломолочных продуктов? Или – макаронных
изделий? Откуда в мире столько разновидностей пельменей и плова? А чай с
молоком? Это же знак Великой Степи, наша национальная кухня, ее встретишь и
в городе, и в самом отдаленном хуторе, наши люди просто не знали другой еды.
Перед тем, как переехать в Россию, я прочитала вашу
«Тюрки и мир: сокровенная история» и не удивилась, что Тульская область –
по-прежнему тюркская земля, только она забыла об этом. Мы ездили летом
оттуда в Казахстан, дорога шла через лесостепь, и я отчетливо видела следы
Великого переселения народов. Их много, тюркская топонимика буквально
господствует.
Интересно, по мнению биологов, лесостепь – это
свидетельство того, что здесь на протяжении сотен лет жили люди, потому что
лес в степи, как грядка, требует ухода. Сейчас леса здесь гибнут, их не
рубят и не ухаживают за ними. Заметила: в Симбирске (Ульяновская область)
земля жирная, черная, как уголь, сколько тысяч табунов удобряли ее, а рядом
Мордовия, там земля, как цемент.
Значит, Степь имела культуру хозяйства, здесь процветало
скотоводство, была почта, перевозки, постоялые дворы... Интересной была наша
поездка, каждое дорожное сообщение на удивление точно вплеталось в узоры
истории Великой Степи. Теперь понимаю, что, например, документальный фильм о
Чингисхане это ложь вперемешку с фактами. Ложью биологи объясняли, почему у
каждого двухсотого современного человека «гены Чингисхана», а правильнее –
тюрка... Значит, нас было действительно много?
Все думаю и думаю над изречением на камне Кюль-Тегина:
почему рассеяна память о тюрках? Вглядываюсь в свои поступки и понимаю: мы
люди другой породы – гордые, талантливые, непримиримые, и вместе с тем на
удивление доверчивые, увлекаемы идеей, не держимся за свою землю, потому что
наши предки считали, земля, как и деньги, принадлежит не людям, а Богу.
Поэтому-то они и заселяли лишь свободные земли, жили бок об бок с другими
народами, перенимали их опыт, так до сих пор продолжается в степной России,
где по-прежнему все на виду.
Проезжая через «русские» и «татарские» деревни с их
характерными крышами, я вспоминала вашу фразу: «Так ненавидят друг друга
лишь родные братья», и не удивлялась ей... Братья уже не помнят своего
братства и не узнают себя. Степь поделена на русскую и татарскую, так же
поделена и ее история.
В заключение хочу сказать, вы только не огорчайтесь, что
нет открытого признания ваших книг, ведь история тюрков нужна только тюркам,
а нас теперь мало. Многие вообще забыли, что они тюрки.
Рада, что могу вам все это сказать. Храни вас Господь.
Раушан Макишева.
Апрель, 2010. |