Что, мы другая порода людей? (письмо-напоминание)
        Здравствуйте! Мир Вашему дому! 
        	    Профессионально уже много лет я занимаюсь исследованием 
	сахарного диабета, мой опыт порой подталкивал меня к осмыслению самых разных 
	идей, далеких от биологии, но, тем не менее, связанных с нею. Ваши книги 
	будто переродили меня: я поняла свой характер, иные мотивы своего поведения, 
	стала гордиться ими, иначе не выжила бы в этом запутанном мире. 
	    Впервые я читала вашу книгу в 1998 году, трудные то были 
	времена – искушение ценностью денег. Поначалу думала, что это советское 
	время и наши родители не так воспитали нас, у меня не получается врать, 
	выкручиваться, не умею копить. Надо мной смеются: «Что ты книжки покупаешь?» 
	А они для меня, как глоток чистой воды, чистого воздуха. После ваших книг 
	поняла, не одна я такой породы.  
	    Особенно когда узнала, что в Ясе Чингисхана был запрет на 
	еду украдкой, не поделившись с попутчиком. И стало ясно, почему кусок в 
	горло не лезет, если ем в одиночку. Негостеприимных людей тюрки осуждали... 
	Стал объясним мой интерес к Европе, России, православию. Бабушка говорила: 
	«Ярка ягненка носит – трава быстрее растет». Лишь верующие многодетны, от 
	Бога и для Бога растят они детей, относятся к ним, как чуду (балажан). Я 
	по-другому увидела людей – увидела и поняла их презрение к деньгам, 
	непримиримость, даже алкоголь как проявление поиска свободы. Узоры, и те 
	теперь вижу по-другому после ваших книг.  
	    Самое главное, мне легко было принять это внутреннее 
	единство натур, о котором душа знала с детства! Так я задумалась о культуре 
	народа, о «генной памяти» людей... Это великая сила! 
	    Хочу написать о моем отце. Он родился в Курганской 
	области, «среди тайги, волков и староверов». В детстве от старших слышал о 
	Степи, но поверить не мог, что где-то есть земля без леса, они были сосланы 
	и не имели право вернуться на Родину, в Казахстан. Когда он вернулся и стал 
	разыскивать родных, то, проходя мимо стариков, по обычаю приветствовал их и 
	назвал семь колен своих предков. Один из стариков со слезами на глазах 
	спросил: «Неужели кто-то в живых остался?» Так отец в 33 года узнал, что 
	Степь, которую он с детства видел во сне, не придумана.  
	    Он стал тюркологом, выписывал журнал «Советская 
	тюркология», читал «Аз и я», писал наши имена рунами. В 1977 году 
	единственного сына назвал именем Куль-Тегин, сшил ему золотой костюм из 
	кургана Иссык. Искал список народов, произошедших от тюрков – 92 народа по 
	поговорке.  
	    Отец очень радовался вашей книге в 1998 году. Он 
	рассказывал, что из двадцати миллионов тюрков на территории Казахстана 
	выжили три и те, кто не знал, что они настоящие тюрки. Он считал, что наше 
	имя Алаш, по имени первого кагана Восточной Степи... Как-то пишу в прошедшем 
	времени, хотя отец мой жив. К сожалению, он тяжело болен и мне горько, но я 
	не могу с ним обсудить то новое, что узнаю. Когда в этом году в Эрмитаже 
	увидела золотую бляху «Отдых кочевника», заплакала: по фотографии я знала о 
	ней с детства, она для меня знак дома...  
	    Отца всегда интересовали разные темы. Например, откуда 
	пришла в Европу популярность кисломолочных продуктов? Или – макаронных 
	изделий? Откуда в мире столько разновидностей пельменей и плова? А чай с 
	молоком? Это же знак Великой Степи, наша национальная кухня, ее встретишь и 
	в городе, и в самом отдаленном хуторе, наши люди просто не знали другой еды. 
	    Перед тем, как переехать в Россию, я прочитала вашу 
	«Тюрки и мир: сокровенная история» и не удивилась, что Тульская область – 
	по-прежнему тюркская земля, только она забыла об этом. Мы ездили летом 
	оттуда в Казахстан, дорога шла через лесостепь, и я отчетливо видела следы 
	Великого переселения народов. Их много, тюркская топонимика буквально 
	господствует. 
	    Интересно, по мнению биологов, лесостепь – это 
	свидетельство того, что здесь на протяжении сотен лет жили люди, потому что 
	лес в степи, как грядка, требует ухода. Сейчас леса здесь гибнут, их не 
	рубят и не ухаживают за ними. Заметила: в Симбирске (Ульяновская область) 
	земля жирная, черная, как уголь, сколько тысяч табунов удобряли ее, а рядом 
	Мордовия, там земля, как цемент.  
	    Значит, Степь имела культуру хозяйства, здесь процветало 
	скотоводство, была почта, перевозки, постоялые дворы... Интересной была наша 
	поездка, каждое дорожное сообщение на удивление точно вплеталось в узоры 
	истории Великой Степи. Теперь понимаю, что, например, документальный фильм о 
	Чингисхане это ложь вперемешку с фактами. Ложью биологи объясняли, почему у 
	каждого двухсотого современного человека «гены Чингисхана», а правильнее – 
	тюрка... Значит, нас было действительно много?  
	    Все думаю и думаю над изречением на камне Кюль-Тегина: 
	почему рассеяна память о тюрках? Вглядываюсь в свои поступки и понимаю: мы 
	люди другой породы – гордые, талантливые, непримиримые, и вместе с тем на 
	удивление доверчивые, увлекаемы идеей, не держимся за свою землю, потому что 
	наши предки считали, земля, как и деньги, принадлежит не людям, а Богу. 
	Поэтому-то они и заселяли лишь свободные земли, жили бок об бок с другими 
	народами, перенимали их опыт, так до сих пор продолжается в степной России, 
	где по-прежнему все на виду. 
	    Проезжая через «русские» и «татарские» деревни с их 
	характерными крышами, я вспоминала вашу фразу: «Так ненавидят друг друга 
	лишь родные братья», и не удивлялась ей... Братья уже не помнят своего 
	братства и не узнают себя. Степь поделена на русскую и татарскую, так же 
	поделена и ее история. 
	    В заключение хочу сказать, вы только не огорчайтесь, что 
	нет открытого признания ваших книг, ведь история тюрков нужна только тюркам, 
	а нас теперь мало. Многие вообще забыли, что они тюрки.  
	    Рада, что могу вам все это сказать. Храни вас Господь. 
        Раушан Макишева. 
       Апрель, 2010.  |