в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Письмо лингвиста


Здравствуйте, Мурад Эскендерович!

     Благодарю вас за книгу "Полынь половецкого поля". С вами трудно не согласиться. Я по образованию лингвист, языковед - славянист, многие факты, которые вы описываете, мне известны и спокойно изучаются в курсах "Введение в языкознание", "Славянская филология", "История языка". Еще не добралась до других ваших книг, но нашла учебник по древнетюркской литературе и начала его читать. Несомненно, что этот интерес вызвала во мне "Полынь половецкого поля". Но сегодняшнее мое письмо не о том.
    Есть два момента, которые интересуют меня уже много лет, и мне интересно узнать ваше мнение. Первый связан со специфическим вопросом русского исторического языкознания "Падение редуцированных гласных".
    Если кратко, то этот фонетико-фонематический процесс начался в древнерусском языке в 9-13 веках и полностью изменил весь состав звуков в языке. Я читала курс по истории русского языка и знаю: языковеды никак не объясняют это явление. Когда-то (это было уже давно) читая лекцию студентам, я сказала: измениться язык может только от контакта с другим языком. Но на нашей кафедре мне заявили, что такого мнения о падении редуцированных в языкознании никогда не было. Теперь, после вашей теории о Великом переселении народов (я живу в Усть-Каменогорске, знакома с казахским языком и тюркским языкознанием), думаю, что все-таки древнерусский язык столкнулся с тюркским языком.
    В тюркском языке самый сильный закон – это закон сингармонизма, что, с точки зрения развития языка как явления, является прогрессивным явлением. В русском (и древнерусском языке в том числе) такого явления не было, и нет сейчас. Но в любом языке самый сильный закон – это закон экономии речевых средств, т.е. как можно за более короткий срок сообщить максимум информации. В древнерусском языке гласных было больше, чем в тюркском, но не было закона сингармонизма. И поэтому возник процесс падения "слабых гласных", что вызвало изменения во всех фонетических процессах. В русском языке есть качественная редукция первой и второй степени, а также закон ассимиляции (оглушения, например) в конце слова, чего нет в тюркских языках, потому что там это не нужно – есть сингармонизм. Это мой первый вопрос, правильно ли я как языковед понимаю процесс падения редуцированных?
    Второй вопрос связан тоже с филологией, но только с другим ее аспектом. Я уже много лет занимаюсь еще и вопросами гадательных книг (гадания как жанр устного народного творчества). Так вот, изучая литературу о происхождении И Цзин (Чжоу И) – великой Книги Перемен, а также Футарка (Книги Рун), я столкнулась с интересной информацией. В книгах содержится описание того, что кто-то принес эти знания. В И Цзине пришельцы – племя Чжоу (кажется, пришедшее с запада) – принесли И Цзин, великое знание. А в Книге Рун описывается, что Один – Бог скандинавов – нашел руны, когда висел на мировом дереве, подхватил их и вернулся на землю. Но он забрал не все руны.
    И это тоже в общем, по моему мнению, история о том, что Руны, как и И Цзин, попали в культуру извне, кто-то принес их (или эти знания "подсмотрели" и присвоили себе). Как вы считаете, может ли быть так, что в этих случаях речь также идет о тюркских гадательных системах? Я, конечно, могу привести еще больше примеров, потому что такой мотив прослеживается во многих сакральных и гадательных (особенно в гадательных) текстах, но, как мне кажется, достаточно уже и этих двух значительных примеров.
    И третье, это не вопрос. Это, наверное, просто история. Я прочитала в одном вашем интервью о том, что вы считаете, будто возле Семипалатинска был Город мудрецов. Семск недалеко от Усть-Каменогорска, и если ехать из Усть-Камана к Семску, то проезжаешь огромные горы – это насыпи, которым, кажется, более 1000 лет. Это могильные курганы. У нас говорят, что там когда-то было кладбище вождей. И эти огромные холмы посреди степи ведут к озеру, которое у нас называется Айыр, а по-русски – Монастыри. Там раньше вокруг озера была как будто копия Великой Китайской стены – высота где-то полметра, но она точно шла вокруг озера. Чуть дальше шла такая же стена, но выше – где-то метр. Еще дальше – высота в два метра. А на четвертую ступень я даже залезть не могла. Сейчас из-за того, что на озеро все стали ездить на машинах, первая и вторая ступень полностью разрушились, а третья и четвертая ступени остались. Я все думаю, что же это такое – четыре ступени? До знакомства с «Полынью…» считала, что это следы буддийской культуры на нашей земле. Теперь в этом не уверена.
    И еще, немного в другой стороне, но тоже примерно там, есть астрологический комплекс - солярий Ак Баур (Белая Печень). Я там не была, правда, его как раз много исследуют, но и пишут много ерунды.
    В заключение хочу сказать, что в плане языка вы не открыли мне истину. Но вы помогли мне понять, почему я никогда не считала русскую культуру европейской. На этот и на другие важные для меня вопросы я нашла ответ в вашей книге. У каждого человека есть миссия. И миссия в том, что мы считаем правильным. Дай Бог донести вам вашу ношу и выполнить миссию до конца. И пусть вам в этом помогают и ваши идеи, и попутчики, которые, может, донесут часть ноши, и вам будет легче. Коп-коп рахмет.
     Еще раз спасибо за книгу.

С уважением,
Татьяна Викторовна Левина.
Казахстан, Усть-Каменогорск.
Сентябрь, 2011.

Ответ Мурада Аджи

Здравствуйте, Татьяна Викторовна!

     Не знаю, как ответить на ваш первый вопрос. По сути, на него отвечает моя книга «Тюрки и мир: сокровенная история», пересказать которую в коротком письме трудно. Считайте, что я ответил на ваш вопрос, но много раньше, чем вы его задали.
    Что касается гадательных книг, это самостоятельная тема, которую я затронул по касательной, рассматривая распространение тюркской культуры по Евразийскому континенту. Специально этой темой я не занимался.
    Город мудрецов – это город моей мечты. Я слышал о нем, но побывать там не удалось. Сердце мне подсказывает, что там могила Чингисхана. Почему? Объяснить не смогу. Просто есть такое предчувствие.

С уважением, Мурад Аджи.

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор