Уважаемый Мурад
Эскендерович!
Те, кто читал ваши книги, не
могут не спросить, в чем магия Мурада Аджи? Этот
вопрос задают и поклонники вашего творчества, и
враги (см., например, http://old.adji.ru/interview_07 или http://old.adji.ru/interview_012
). Понимаю, объяснений тут нет, ваши книги еще не
прочитаны по-настоящему, к ним обществу
предстоит привыкнуть, это – факт. Отсюда споры,
такова судьба исследователей, опередивших свое
время...
Но вот, летом совершенно случайно
увидела фильм о вас и ваших книгах. Впечатление
огромное. Мне кажется, что снятый фильм наконец
проясняет «феномен Мурада Аджи». Об этом я
написала в редакцию «Литературной России».
Возможно, вам будет интересен мой отклик? Если
так, прошу ознакомить с ним посетителей вашего
сайта.
С глубоким уважением,
А. Корниенко.
Москва. Февраль 2008
Дерево Мурада Аджи
Сегодня с усмешкой
воспринимаются слова «Отчизна», «совесть»,
«честность», «патриотизм». Как в той связи не
вспомнить бывшего шефа ЦРУ Алена Даллеса,
сказавшего о политике Запада в Восточной Европе
буквально следующее: «Мы будем расшатывать
поколение за поколением. Будем браться за людей с
детских, юношеских лет, главную ставку всегда
будем делать на молодежь, станем разлагать,
развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них
циников, пошляков, космополитов».
Разумеется, наши «западники»
назвали план Даллеса фальшивкой. И что?
Оглянитесь, вокруг нас то – сбывшееся! –
пророчество. Я вспомнила о нем этим летом в Баку,
где с семьей гостила у друзей, все случилось
неожиданно. Там телевизор не выключают даже
ночью. Сидим мы за столом, вдруг слышу, полилась
правильная русская речь, та, что сегодня редкость
даже в Москве – это заставило всех смолкнуть.
Привлекала внимание и внешность говорившего:
голубоглазый, седобородый, с красивым и умным
лицом, он держался просто и с достоинством. А как
говорил! И о чем! Рассказывал о народе, населявшем
когда-то едва ли не всю Евразию.
Мы застыли у экрана. «Это же знаменитый
Мурад Аджи!» – воскликнул хозяин дома, видя наше
изумление, он, как и мы, страстный поклонник
писателя. Я сказала, в Москве его не показывают по
ТВ, он – персона нон грата у российских СМИ.
Теперь настал черед удивляться хозяину дома.
Замечу, в Баку чтение на русском языке уже не так
культивируется, но книги Аджи, изданные в Москве,
пользуются огромной популярностью. К экрану, как
по команде, «прилипли» все, кто был в доме. А сын
хозяина стал названивать кому-то: «Включай
быстрее первый канал, там Мурад Аджи!»
Между тем камера неторопливо
показывала московские пейзажи, старый дворик и
огромное дерево, которое, будучи мальчишкой,
посадил писатель. Дом, где он родился и вырос,
снесли, а дерево живо... Милые мелочи, но по ним
коренные москвичи узнают друг друга. Они, эти
мелочи, и делают разговор доверительным.
Я наконец-то узнала, что заставило
автора отказаться от удачной карьеры и
обратиться к столь взрывоопасной теме, как
отечественная история. «Проснулся голос крови»,
– говорит он. Ему веришь безоговорочно, особенно
когда видишь прекрасные лица на старинных
фотографиях – прадедушка, дедушка, отец
писателя. Сегодня их называют кумыками, в XIX веке
называли татарами, еще раньше – тюрками.
Уже к концу фильма, прозвучало
«запретное» слово, которое раздражает
противников Мурада Аджи, они видят в тюрках
извечных противников Руси, дикарей и грязных
кочевников. Но нет! – не соглашается
исследователь, тюрки – это не этнический, а
духовный термин, в Средневековье он показывал
общность людей, объединенных верой в Бога
Небесного. Эти люди – наша предки, они заложили
основы Руси, создав древнее государство
Дешт-и-Кипчак, или Великая Степь, им платили дань
Западная Римская империя, Византия, Иран, Китай.
Знаком их культуры был равносторонний крест...
Вовсе не дикий народ!
Как и почему великую степную державу
превратили в придаток Запада? Об этом Мурад Аджи
пишет в своих книгах, о том рассказывает и его
фильм. Оставаться спокойным, слыша всё это с
экрана, невозможно. А музыка, печальная с
неповторимым восточным колоритом, порой
неукротимая, словно бешеная скачка коня,
заставляет подумать об утраченной за века
гордости... Наши лица горели, будто мы сами
мчались на коне по Истории, мчались, под знаменем
с крестом, вдыхая запах полыни… Как в фильме.
На экране разворачивались фрагменты
былого, то, о чем писал Мурад Аджи в своих очерках
в «ЛР». Я смотрела другими глазами на храм
Василия Блаженного, Московский Кремль, старинные
церкви и принимала увиденное душой... А камера
вновь возвращала зрителя к посаженному когда-то
дереву, оно шумело листьями над головой писателя
– узнавало. Взгляд скользил по стволу,
искореженному временем и топором, – выше и выше,
к самому небу. «Ох, как изранено дерево», –
шепнула подруга. «Да, – согласилась я, – и как
напоминает судьбу России».
…Вновь вернусь к докладу Алена
Даллеса. «Мы будем вырывать духовные корни,
опошлять и уничтожать основы народной
нравственности, – говорил он. – И лишь немногие,
очень немногие будут догадываться или даже
понимать, что происходит. Но таких людей мы
поставим в беспомощное положение, превратим в
посмешище, найдем способ их оболгать и объявить
отбросами общества».
Не кажется ли вам, уважаемая редакция
«ЛР», Мурад Аджи – из тех «очень немногих»,
которых опасался Даллес? Как случилось, что
исследователь, талантливый писатель, наконец,
ваш давний автор вами же поставлен «в
беспомощное положение»? Почему вы в своих
заметках и абсурдных рецензиях, очень
напоминающих подметные письма, дискредитируете
его?
Хочу верить, «критики» Мурада Аджи, не
прочитавшие ни одной его книги (это бросается в
глаза), не ведают, что творят. Но редакция-то,
редакция… она могла бы стать проводником новых
идей, столь нужных стране, например, устроить
показ фильма с участием Мурада Аджи в Доме
журналистов в Москве. Набрались бы желающие. Или
организовать его выступления в других городах –
на забытых ныне читательских конференциях можно
спокойно обсудить наболевшие проблемы, а не
источать клевету на человека, ищущего правду.
А. Корниенко |
|