в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

«Эту книгу не надо читать тому, кто…»

Мурад Аджи

    Одну из последних своих книг Вы назвали «Азиатская Европа». Каков смысл в этом названии?

     Тайного смысла нет. Давая название книге, я не стремился ни к оригинальности формы, ни к ее нарочитой противоречивости, просто важно было найти слова, которые наиболее точно передавали бы содержание рукописи. Не хотел брать известное – «евразийство» и быть привязанным к нему.
     По-моему, «евразийство» здорово пообтрепали, его затерли, залапали политики разных мастей, причем делали они это, исходя из сиюминутных интересов. Сколько мы перевидали всяких евразийцев! Сегодня вряд ли кто вспомнит смысл, который имел термин даже три-четыре десятилетия назад, не говоря уже об истоках. Сегодня каждый подразумевает свое «евразийство» (русское, казахское, какое-то еще) и настаивает на своей правоте. Появились целые школы демагогов... Вставать под их крышу не хочу, я далек от политики и алчных политиков.
     У меня получилась рукопись о единстве культур Востока и Запада, о неделимости цивилизации на региональные «поместья», словом, в ней нет политики. Она о том, что объединяет народы и страны. Не разъединяет, а именно объединяет! Об общих корнях. О древнем очаге... Ей требовалось новое, не залапанное имя, так появилась моя «Азиатская Европа». Название передает суть того, что я хотел сказать читателю.

     Действительно, среди политологов бытует мнение, что центр мировой политики смещается на Восток, в Азию. Прокомментируйте это утверждение, исходя из Вашей исторической концепции.

     Не смогу пересказать книгу даже вкратце, в ней свыше тысячи страниц... Скажу лишь, я исхожу из мнения, что на планете два места зарождения цивилизации: Центральная Африка и Индокитай, их возраст более миллиона лет. Отсюда, кроме всего остального, две главные расы человечества и две принципиально разные его культуры.
     Что интересно, азиатская культура чаще претерпевала локальные изменения, потому что чаще осваивала новую для себя природную среду. То были целые исторические эпохи! И какие... На африканском континенте природа однообразнее, чем на евразийском, значит, поле событий там уже... Это очень простое, но важное знание, из него следует, азиатская культура более жизнестойкая, более разнообразная (умышленно не употребляю слово «сильная»). Она нашла себя в Арктике, в горах Тибета, в лесах и степях Европы. Всюду приживалась, пускала корни.
     Опять же в силу эволюции и неизвестных нам природных причин азиатская земля дала миру еще одну расу человечества – европеоидов. Видимо, их появление связано с радиоактивностью пещер Алтая, где обитали те древние люди. Или имел место какой-то иной природный фактор, но так или иначе, а в Центральной Азии появились предки тех, кто ныне относит себя к европейцам.
     Древние «европейцы» отличались от собратьев (монголоидов) цветом кожи и волос, разрезом глаз, пропорциями тела, особенностями характера.
     Конечно, неверно полагать, что внешние отличия выделяли людей в племена и народы, но они, эти биологические отличия, оказывали решающее влияние, особенно, когда делилось большое племя на малые племена, то есть в социальных процессах... Биологическому и географическому фактору в истории народов принадлежит очень многое: это и внешний вид народа, и его поведение, и даже мораль, которая является следствием той самой «самости». Однако биология человека редко занимала умы ученых мужей, а география и того реже.
     Словом, Центральная Азия, вернее Древний Алтай, это колыбель не только целой расы человечества, но и всего Запада, замечу, Европа тогда еще вообще не была заселена. Вся мировая политика «теплилась» на Востоке. Вот почему в Средневековье там, на Алтае размещали страну Эдем (на древнетюркском языке «Земля праотца»), что подтверждают старинные английские и испанские географические карты. Одну из них я привожу в своих книгах.
     Примерно четыре-пять тысяч лет назад, когда созрели экономические условия, с Древнего Алтая ушли первые племена, они спустились с гор осваивать лесную зону планеты. Началось первое переселение людей. Его не называли «Великим», то были едва заметные ручейки, с которых начиналась могучая река человечества.
     Двадцать пять веков назад планету захлестнуло уже Великое переселение народов. Процесс обрел массовость. Начинался он с Древнего Алтая, и возглавили его тюрки – те самые европеоиды. Были окончательно заселены Северная Индия, Средний и Ближний Восток, Северная Африка, большая часть Европы... Так политическая карта мира обретала знакомые ныне контуры.
     Но войны и время точили камень, политики и духовенство кроили-перекраивали живую ткань мира, а ничего изменить они не могли. Даже унижая и колонизируя Восток, Запад не возвышался. Европа так и не стала центром мира, хотя теория европоцентризма утверждает обратное. Не Запад дал культуру, он лишь трансформировал ее.
     Да, в Европе создано промышленное общество, но, оказалось, не хлебом единым жив человек... Что, если смещение на Восток центра мировой политики и восстанавливает нарушенный европейцами баланс? Что, если жизнь возвращается на круги своя?
     Переустройство мира? Оно неминуемо. Эту мысль я провожу в своих книгах.

     Как к Вашим взглядам относятся представители тюркоязычных государств. Разделяют, отрицают? Политика какой тюркской страны наиболее «соответствует» Вашей концепции?

     Сразу расставлю акценты: тюркоязычный еще не тюркский. Лишь похожий. Ведь поначалу термин «тюрк» не носил этнического смысла, он характеризовал тех, кто верил в Бога Небесного, в Тенгри. То был важнейший духовный термин, один из его переводов – «душа, наполненная Небом». Дух, вот что главное было для тюрка.
     Сначала Дух, потом Слово.
     Выражение «тюркская культура» относилось к обществу единобожников, то есть тенгриан (ханифов). Тенгрианство – первая религия человечества. Именно религия, то есть элемент культуры, в которой главенствовал Бог-дух, Создатель мира сего.
     Религия тюрков стала корнем других религий. Но об этом велено забыть... Поэтому что мне могут сказать правители тюркоязычных государств, если они уже ничего не решают? Не знают даже историю тюрков... Политики за века настолько все перепутали, что люди там не чувствуют Тенгри, они отказались от Него. Из тюрков, по сути, сделали арабов (мусульман), людей другой духовной культуры. Вот почему я не удивился, когда узнал, что мои книги запретили в ряде тюркоязычных государств и республик.
     Позорно запретили, оставив без всякого внимания причину запрета. С шепотком.
     Вместе с тем на планете есть страны, где нет тюркоязычного населения, но есть тюрки. Парадокс? Как знать... Северная Европа, например, отлично сохранила следы Великого переселения народов, иначе говоря, тенгрианскую веру. Правда, называют ее теперь протестантизмом, ветвью христианства, но с тем же правом можно назвать ветвью тенгрианства: обряд почти не изменился. Общины живут по алтайским канонам, помнят Тора (так здесь называли Тенгри) и Одина, который принес эту веру.
     Меня поразила Англиканская церковь, где веками уживаются две школы духа – католическая и тенгрианская (протестантская). Традиции дохристианской религии не забыты в Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии... Но если я назову англичан тюрками, меня засмеют. Однако если скажу, что древнеанглийский язык был диалектом тюркского языка (огузская группа), равно как древнескандинавский, то смех, может быть, смолкнет.
     Невероятно? Однако очевидцы отмечают, что в иных деревнях Бельгии, Франции, Испании говорят на «плохом кумыкском языке», то есть на моем родном языке! Согласитесь, повод писать книгу о Великом переселении народов был, и назвать ее я был обязан «Азиатская Европа». Не иначе.

     Вы не относите себя ни к адептам «официальной» истории, ни к популярной ныне фолк-хистори. К кому тогда – к какой исторической школе, направлению?

     По образованию я географ, по духу – тюрк. Мне ближе историческая география, ее «кочевые» методы: экспедиции, командировки. В архивах задыхаюсь от тесноты и пыли. Моя область познания расположилась где-то на стыке гуманитарных и естественных наук, она основана на анализе информации. Видимо, поэтому мои выводы и суждения не понятны иным историкам. Ну, что тут поделать?
     Любое историческое событие я рассматриваю с учетом причинно-следственных связей, как делали предки. Моя диссертация была посвящена экономико-математическому моделированию социальных и хозяйственных процессов. С этим багажом я и пытаюсь осмыслить Великое переселение народов, пишу книги.

     Возможно ли сегодня, при таком громадном фактическом материале, в одиночку объять необъятное: заново написать или переписать мировую историю, сохранив при этом объективность?

     Думаю, возможно, если у тебя в душе Бог. Любой самый «громадный фактический материал» подлежит систематизации. Методики системного анализа позволяют все разложить по полочкам и выявить закономерности. Главное здесь, не зарываться, не фантазировать и никого другого не слушать. Что я и делаю.
     Просто работаю с уверенностью, что «созданное Богом смертный уничтожить не в силах». Это – мудрость Древнего Алтая, о ней знали тюрки. Иначе говоря, уже тогда люди поняли, правду нельзя уничтожить. Ее можно забыть, очернить, исказить, но уничтожить нельзя!
     А потребность в правдивой истории сегодня очень большая. И не только в России. Потому что прошлое учит общество, дает ему ориентиры на будущее. Придумать историю народа можно, но будет ли вымысел полезен? Сможет ли он научить общество выжить в трудную минуту?
     Свою книгу «Дыхание Армагеддона» я начал с рассуждения о том, зачем нам правдивая история. И дальше показал, что с XVII века реформируют Русь, что никто из нормальных людей уже не понимает смысла реформ, но их проводят. Хотя только слепой не заметит, после каждой реформы становилось лишь хуже. Мы не способны даже на реальную оценку своего настоящего, не говоря о будущем. А почему?
     Потому что у России «отлакированное» прошлое. В нем нечего анализировать, не на чем учиться... Эти слова отношу к мировой истории, написанной Римом, на ней долгое время паразитирует Запад, присвоивший себе право распоряжаться судьбами народов и стран.
     Однако времена меняются.

   Кем Вы себя ощущаете – революционером, эволюционистом, популяризатором?

     Пожалуй, не тем, не тем. Просто человеком, который хочет знать правду, мне нечего бояться. Я прожил жизнь в потемках, так и не увидел света «в конце туннеля», потому что не знал о своих родовых корнях, об истории своего народа, своей Родины. Был человеком, поверившим официальной пропаганде, не понимал, что она – ложь, специально придуманная.
     Обидно, я нищий в самой богатой стране мира. Как миллионы моих сограждан. Поддавшись пропаганде, мы воду носили в решете. И все потому, что не знали о себе ничего. Работали честно, но плоды нашего труда достались другим, тем, кого сегодня зовут олигархами... С XVII века продолжается так, то есть с начала реформ на Руси, когда фантастически стал богатеть Запад и его «птенцы гнезда петрова», окопавшиеся в Кремле при Романовых. Они, заехавшие с Запада иезуиты, Русь назвали Россией, своей колонией. И жировали, жировали. Веками.
     Нас же «расселили» по национальным квартиркам, чтобы было удобнее управлять и стравливать друг с другом... Заметьте, на Руси жил единый народ, деления на русских и татар не знали. У нас была одна вера – тенгрианство, вера в Бога Небесного. Отсюда – старообрядчество, которое живо поныне!
     О величии нашего забытого прошлого я и рассказываю. Читайте. Обсуждайте. Но только честно.

     Рассматриваете ли Вы возможность конкретного воплощения Ваших исторических взглядов в политической сфере? Если да, то каким Вы его видите? Кого они могут заинтересовать?

     Не думал над этим, когда брался за перо... Я адресую свои книги умным читателям, а таковых среди политиков очень мало. Например, «Полынь Половецкого поля» я начал словами: «Эту книгу не надо читать тому, кто…», и дальше шло перечисление. Повторю его: «Эту книгу не надо читать тому, кто не знает пьянящего запаха полыни, будоражащей кровь емшан-травы. И тот, кто в вороном коне не видит гарцующей красоты, а в степной песне – услады сердцу, пусть тоже отложит ее, и он не поймет автора. Пожалуйста, не берите ее и те, кому не интересно прошлое и будущее, кому безразличны предки и потомки. Она не для вас. Своему народу посвящаю».
     Видимо, тот эпиграф относится ко всему моему творчеству. Оно для избранных, но не для званных.
     Кто не чувствует запаха полыни, тот никогда не поймет меня. А в политические партии я вообще не верю, по определению: там гуляют на деньги тех же олигархов. Прикормят, поласкают, пообещают семь верст до небес, но не выполнят обещанного. Не дано: рожденный ползать взлететь не может.

Москва. Январь 2007 г.

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор