в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

«Мы говорили на одном языке…»

   Беседы с азербайджанским читателем. Встреча первая.

   Заочная пресс-конференция в редакции газеты «Каспий» с Мурадом Аджи

     Уважаемый Мурад Аджи. Поскольку вы исследуете древние следы тюрок по всему миру – в Азии, Европе, Африке, Америке, не кажется ли вам, что следовало бы начать с обратного, – с того, что первыми людьми на Земле были тюрки или, что человечество пошло от тюрков?

Ризван Аллахвердиев. Офицер ВС Азербайджана

     Чувствую, вопрос у офицера с подковыркой... Он, видимо, невнимательно читал мои книги, иначе бы заметил, что я понимаю термин «тюрки» только как религиозный, а не как этнический. Тюрки – это союз народов, скрепленный верой в Бога Небесного, Создателя мира сего. Тенгри называли наши предки своего Покровителя. Вот что отличало их, вот почему многоликим получился тюркский мир, искать тут лишь этническое единство – пустое занятие.
     В него же входили представители этнически разных народов и групп. Но условие для принятия в союз было одно – безграничная вера во Всевышнего, соблюдение общих моральных и нравственных принципов. Непросто быть тюрком. Требовалось своим поведением являть пример для других... Ведь критерий тюркского мира един: «Веришь в Бога, значит, ты свой», так рассуждали предки, отбирая себе единомышленников и единоплеменников.
     Начав Великое переселение народов, они понесли веру во Всевышнего дальше с Древнего Алтая по континенту Евразии. Дали толчок развитию цивилизации. Отсюда их другие имена – арии, единобожники, ханифы... Так что читайте Мурада Аджи. И читайте внимательно.

     Как вы относитесь к версии о том, что часть армян, в частности, армяне, проживающие в Крыму, являются кыпчаками-григорианцами? То есть тюрками, принявшими веру Армянской церкви. Беседовали ли вы на эту тему с армянскими историками? Какова их реакция?

Вагиф Азимов. Инженер

     Честно говоря, никак не отношусь к подобным версиям. Кто-то что-то сказал, ну и что? Другое дело, когда факты заставляют тебя взглянуть на, казалось бы, фантастическое предположение... Так случилось у меня, когда я задумался над историей Армянской церкви, стал изучать ее. Крым здесь не при чем.
     Армяне одни из первых, кто принял нашу религиозную культуру. Они взяли духовную традицию тюрков, создав в 301 году свою Церковь. Отличие их духовного института состояло в одном, они признали Христа. Но здесь сразу же делаю оговорку, признали не как Бога, а как сына Тенгри, что и отличает их от христиан. Подчеркиваю, отношение к Христу единственное отличие, все остальное у тюрков и армян было одинаково. Богослужение армяне вели на нашем языке, священные книги писали (и они остались!) на нашем языке. Кстати, в молитвах до сих пор там обращаются к Тенгри.
     И это надо помнить, в первую очередь, нам самим, говоря о нашей истории: она была отнюдь не «варварской», не «дикой».
     Также надо помнить и то, что Армянская церковь была создана в Киликии, то есть на берегу рек Тигра и Евфрата, там жили армяне. Когда же их Церковь разграбили византийцы, тюрки, спасая своих братьев по духу, дали армянам приют и убежище в Эчмиадзине. Случилось это в 1441 году, все это известно.
     Но, к сожалению, приходится сознавать, теперь историю они знают лучше, чем мы. Почему? У них есть концепция исторического развития, чего вообще нет, например, у тюрков Азербайджана или Дагестана. Армяне сами писали свою историю, за нас же это делали другие... И никто не убедит меня в обратном. Искусственность нашей «истории» потрясающая, в ней забыто о единстве тюркского мира, забыта Родина, ее истоки, на что обратили внимание зарубежные исследователи. Не тюрки.
     Стыдно, но невежество уже бросается в глаза... С грустью я читал книгу «Тюрки и армяне» американских авторов Маккарти: они удивились беспомощности, вернее, безликости тюркской исторической науки. О чем тут дальше говорить?
     А известно же, незнание правды о себе дает повод другим интерпретировать твою историю. Что и произошло на Кавказе... Не буду здесь повторять содержание книги «Дыхание Армагеддона», ее я начал как раз с того, зачем нужна честная история. Об этом не перестаю говорить на своем сайте http://old.adji.ru
     Знали бы мы правду о себе, честное слово, не было бы карабахского конфликта, не было бы чеченской войны, грузинских проблем. Невежда получил то, что заслуживает.

     Кого из великих тюркских полководцев – Мете, Аттилу, Алп Арслана, Чингизхана, Тамерлана, Бейбарса, Салахаддина – вы считаете наиболее величайшим?

Мурад. Школьник

     На этот вопрос я ответил бы вопросом: какая рука лучше – правая или левая? Какой палец роднее – указательный или мизинец?
     Все тюркские полководцы великие, потому что они наши предки. Слуги тюркского мира. Я преклоняюсь перед каждым солдатом, который принес человечеству веру во Всевышнего. Такими я вижу наших предков, за это горжусь ими.

     Каково ваше мнение относительно "новой хронологии" российского историка Фоменко, который, например, утверждает, что Трою брали русско-татарские войска?

Рамиля Гаджиева. Врач

     Фоменко и его группа иначе взглянули на мир, они математики, у них свой взгляд. Кому-то он интересен, мне – нет. Их мнение, что Трою брали русско-татарские войска, пусть остается их мнением. К счастью, я не читал их книг, и читать не буду, хотя они предлагали в свое время сотрудничество. У меня свой взгляд на события – тюркский. Его вполне достаточно, чтобы видеть мир таким, каким он есть.
     Комментировать точку зрения Фоменко не имею желания.

     "Оранжевая революция" в Украине, на мой взгляд, обнажила одну очень важную проблему этой страны, – вопрос самоидентификации украинцев как этноса. Что вы думаете по этому поводу, и в какой степени книга "Полынь Половецкого поля" отвечает вопросам и устремлениям украинцев?

Алик Мурсалов. Бизнесмен

     Вы правы. Именно этнические проблемы вызвали «Оранжевую революцию». Действительно, народ получил свободу, а не знает, кто он был прежде – до тех пор, как потерял эту свободу. Воля вскружила голову... Ведь история Украины сплошное «белое пятно», положение еще хуже, чем в Азербайджане, книг там написано много, но написаны они в угоду колонизаторам, отнявшим у народа свободу и историю.
     Три века Украина жила по московским правилам, влияние России на исторический процесс там более чем очевидно. Но была же еще эпоха польской колонизации. Было норманнское время, когда каганат Украина называли Холодной Швецией... Выходит, не одна Москва уродовала украинцам жизнь. Там все старательно перепутано, и начинать надо с самого начала – с Великого переселения народов и заселения степей Восточной Европы, то есть с 372 года.
     Мне приятно сознавать, что «Полынь Половецкого поля» нашла добрый отклик на Украине, равно как все другие мои книги. Потому что в каждом народе дремлет генетическая память, она, кажется, начинает просыпаться в наших украинских братьях.
     Ведь в Средневековье мы говорили на одном языке. «Ридна мова» называют они тот забытый язык. Гуцулы сохранили его. Правда, в их языке много польских слов, но кумык вполне понимает их речь. Скорее, он чувствует ее.
     Добавлю, сходная ситуация в Белоруссии, и там просыпается генетическая память народа. Идет очень хрупкий процесс – пробуждение, оно неизбежно.

     Уважаемый Мурад бей. Где искать потомков кипчаков, которые служили войском при грузинских царях, в частности, при Давиде Строителе?

Эмиль Гасанов. Студент

     Дорогой Эмиль, я сам хотел бы это знать... Но на лбу у грузин не написано, кто были их предки. Об этом узнаю по их поведению, по реакции на мои книги. Я, как рыбак, ловлю их реакцию! Если скажу, что более половины грузин по крови тюрки, меня засмеют сами грузины, которые, надо заметить, о себе толком ничего не знают, живут легендами.
     Поэтому я и не говорю, а молча подвожу их к этой очевидной мысли. Ненавязчиво показываю то, что пришло в грузинскую культуру от тюрков. Вернее то, что у нас общее. А дальше умному человеку все откроется само.
      С моей точки зрения, сегодня важно искать, что объединяло народы. Или – что было общим у наших предков. Мне удалось найти много интересного, но о том пока говорить рано. Грузины, их история, самая неожиданная тайна Кавказа, потому что они сохранили многое из нашей истории, то, что мы потеряли с принятием ислама. Да-да, те сорок тысяч семей, которые поспешили к Давиду Строителю, не могли не оставить след. Он законсервировался, не исчез и виден даже в официальной грузинской геральдике, в символах. Самые умные грузины уже подметили это.
     О связи Грузии с тюркским миром говорит история Кавказской Албании. Например, легендарная царица Тамара не случайно была женой кумыкского аристократа. Мне показывали ее могилу – царский курган... А святой Георгий (Гюрджи), от имени которого идет название Грузия, разве это не тайна, объединяющая нас?

     Уважаемый Мурад Аджи. В некоторых населенных пунктах Азербайджана и Грузии, где проживают азербайджанцы, каждый год в первых числах февраля отмечают религиозный праздник Хыдыр (Хызр) Наби. Приносят жертвоприношения, вокруг приготовленного мучного блюда зажигают восковые свечи, загадывают желания и т.д. Знакомы ли вы с этим праздником? Связан ли образ Хызр Наби с образом святого Георгия и почему его отмечают в феврале?

Захид Алиев. Пенсионер

     Хороший вопрос, он прекрасно иллюстрирует общность культур народов, которая еще в начале XIX века отличала Кавказ... Конечно, я знаю об этом празднике, но сам на нем не присутствовал. Меня никто не приглашал.
     Хызр (равно как и святой Георгий) был покровителем скотоводов. Праздник в его честь устраивали в день выгона скота на пастбища: то был праздник первой травы и больших надежд. А в силу географических причин его дата в разных странах разная. В России, например, он отмечается 6 мая, тогда там появляется первая трава.
     В книге «Европа, тюрки, Великая Степь» я рассказал об истории образа Хызра, о его трансформациях в культуре многих европейских народов. Но все это «академические» сведения, которые выудил из научных и литературных источников... Если же будет на то воля Неба, напишу что-то, исходя из момента присутствия. Словом, поживем-увидим.

     Какова, на ваш взгляд, роль азербайджанцев в общетюркской истории и планируете ли вы обратиться к истории азербайджанских тюрков?

Паша Алиоглу. Филолог

     По-моему, роль азербайджанцев в общетюркской истории такая, как роль мугама в мировой музыкальной культуре. Мугамы исполняют в Средней Азии, на Алтае, но в Азербайджане по-своему. И это вызывает гордость: при всей своей общности наша культура очень и очень многогранна, в том ее красота – в единстве всех и оригинальности каждого.
     Мне, например, легко дышать в Баку, здесь дух предков. Я чувствую его. Но обращаться к истории Азербайджана не буду, потому что процесс написания учебника по истории – политический процесс, а политикой я не занимаюсь. Там, где политика, нет порядочности, такова особенность нашей жизни. И никуда от этого не деться.

     Что, все-таки, сказал Джамуха Чингисхану, когда они были втроем – Чингисхан, Джамуха и Борте (жена Чингисхана), после чего два побратима расстались на веки? На этот вопрос нет ответа?

Эмиль Велиев. Сотрудник МВД

     История Чингисхана пестрит тайнами. Много загадок оставил этот великий воин, названный монголом. Когда я обратился к его образу, то заметил вопиющий факт, о Чингисхане мы знаем, как правило, со слов западных историков: завоеватель, кровопийца, дикарь. А он же таковым не был! В его армии служили англичане, генуэзцы, были отряды мусульман. Люди шли к нему на службу сами... значит, она их чем-то привлекала?
     Возможно, я один из немногих, кто смотрит на великого тюрка глазами восточного человека, и многое мне представляется совершенно по-иному. Я написал об этом в книге «Тюрки и мир: сокровенная история» целую главу. Здесь же скажу кратко: бочку меда испортит одна ложка мазута. Всего лишь одна! Так случилось и тогда.
     Чингисхан попытался собрать тюркский мир под свою руку, и он почти собрал, но его власть не признали многие аристократы. Правитель был не царских кровей, его родовое знамя (туг) имело всего три шлыка и изображение ворона. И в этом состояла трагедия незнатного гения. Он был аристократ, но средней руки, не имевший права на царский трон. Разговор, о котором вы спрашиваете, очевидно, касался этой деликатной темы.
     Речь шла о праве принятия власти, о праве на знамя с девятью шлыками с изображением белого кречета... У тюрков существовал незыблемый закон, который нарушил Чингисхан – незыблемость царского правления. Только представители царского рода имели право на власть. И Джамуха, наверняка, был первым, кто в глаза сказал ему эту правду, и первым, кто отошел от самозванца.
     Подобный конфликт был у Батыя, у всех Чингизидов, которые рано или поздно бесславно сошли с вершины властного Олимпа. Такова была воля Неба.

     Станет ли, когда-либо тенгрианство одной из мировых религий?

     Почему, станет ли? Оно всегда ею было.
     Не будем забывать, все-таки это первая, самая древняя религия человечества. Она, образно выражаясь, ствол дерева, от которого расходятся ветви, то есть другие религии, а корень его – на Древнем Алтае. Ничто не пропало. Не иссохло. Другое дело, тюрки забыли о нем.
     Последователи тенгрианства живут и сейчас, тысячи паломников каждый год приходят к священной горе Кайласа на Тибете, к горам Древнего Алтая. В Индии их около 50 миллионов человек, но называются они христианами, последователями святого Фомы. Так определила политика. Есть тенгриане в Европе, среди протестантов, и там их называют христианами... Но обряд сохранился!
     Тема духовной культуры совершенно обойдена вниманием тюркологов, которым запрещалось касаться ее. Но после выхода моих книг что-то начало меняться. По крайней мере, о Тенгри теперь упоминают энциклопедические издания. В этом, конечно, нет моей заслуги, однако «Полынь Половецкого поля» чуточку изменила мир. Таково мое мнение.
     Собственно, сам факт нашей встречи тому подтверждение.

 

Москва. Апрель, 2007

Беседы с дагестанским читателем

Беседы с азербайджанским читателем

Беседы с казахстанским читателем

Беседы с татарстанским читателем

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор