«Ни небо, ни земля не разверзались…»
Беседы с казахстанским читателем. Встреча пятая.
Как, на взгляд
историка, можно проанализировать недавние события в Кыргызстане, где между двумя
тюркскими, веками соседствующими, издавна исламскими и не так давно бывшими
советскими (то есть воспитанными в интернациональной дружбе) народами пролилась
большая кровь?
К сожалению, о событиях в Кыргызстане российская общественность мало знает:
информация подавалась дозировано и логически не выстроено, поэтому об истинных
причинах конфликта можно лишь догадываться.
Однако хочу отметить, конфликт случился не между народами, а между
среднеазиатскими политическими и криминальными структурами. Это совсем другое…
Есть такая поговорка: «Когда два голодных вола пашут каменистую почву, один на
другого начинает смотреть косо». Здесь та же ситуация, я считаю, эту трагедию
спровоцировали политики, умело сыграв на нищете народов. Чтобы понять ту
очевидную истину, не надо быть историком.
Мне также трудно признать, будто бы речь идет о конфликте народов, издавна
исповедующих ислам и веками соседствующих. Узбеки – да, они много веков
придерживаются традиций ислама, что известно из исторических документов,
известно и то, когда и как они приняли ислам. Об этом я упоминал в своих книгах.
Однако достоверных сведений о древности ислама в Кыргызстане я не нашел,
напротив, факты свидетельствуют, ислам в Кыргызстане был принят сравнительно
недавно, под давлением царской России. Точнее, под давлением Романовых, которые
колонизировали тюркские земли и активно уничтожали следы тюркской культуры.
История кыргызов – это глубокая трагедия изгнанного народа, она тесно связана с
тюрками Енисея, с теми, кого сегодня зовут хакасами и кого в 18 веке силой
заставили покинуть родные места и отказаться от своей старой веры – тенгрианства.
С учетом того, что в советское время все мы были атеистами и не признавали
религию, говорить о древних традициях ислама в Кыргызстане, с моей точки зрения,
было бы большим преувеличением. Другое дело, тенгрианство: если бы участники
трагедии знали свою истинную историю и помнили Тенгри, кровопролития не было бы.
В Казахстане усиливается политика расширения влияния казахского языка, что
вызывает как миграционные настроения части населения, так и скепсис в потугах
власти, которая, начиная с президента, все свои выступления и совещания уже два
десятилетия проводит на русском языке. Ваше мнение о такой языковой политике?
В любом независимом государстве существует государственный язык, обязательный
для сообщества, Казахстан – не исключение. Поэтому расширение зон влияния
казахского языка – процесс объективный. Думаю, с созданием хороших учебников и
курсов преподавания казахского языка проблему овладения государственным языком
можно решить безболезненно. Опыт зарубежных стран убеждает в этом.
Но здесь мне видится другой важнейший аспект, на который политики в погоне за
сиюминутными интересами не обратили внимание. Хочу повести речь о восстановлении
общетюркского языка, который мы помнили до 18 века, то есть до колонизации
Дешт-и-Кипчака, нашей Родины. То был наддиалектный литературный язык, им
пользовались священнослужители, политики, поэты, ученые. То был язык общения
культурных людей тюркского мира, объединенных верой в Тенгри. Удивительно
распространение термина – от берегов Африки до нивхов Сахалина, что запечатлено
в топонимике. Видный российский ученый Эдуард Макарович Мурзаев нашел на этой
территории целый ряд географических названий, связанных с Тенгри. Даже горы
Тянь-Шань оказываются в этом ряду калькой с тюркского Тэнгри-Таг (Небесные
божественные горы)…
Возрождение того общетюркского языка возможно и необходимо, что показывает опыт
Израиля, вернувшего свой древний язык. Это был бы первый шаг на пути
восстановления исторической памяти нашего народа. Кстати, это помогло бы в
решении проблем «миграционного настроения». Потому что древнетюркский язык
является основой многих современных языков, в том числе русского, немецкого,
английского и других. Это не мои фантазии, это – факты, которые я
проанализировал в своей новой книге «Без Вечного Синего Неба».
Показательно, именно после колонизации Дешт-и-Кипчака стали множиться «диалекты»
тюркского языка, в их числе русский язык. Да-да, мало кто знает, русский язык
возник в 18 веке на основе тюркского! Как и когда это случилось, я рассказал в
книге «Тюрки и мир: сокровенная история».
На различных диалектах тюркского языка говорят на очень обширной территории
Евразии: в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, Татарстане,
Башкортостане, Азейбарджане, Турции, на Кавказе, Алтае, в Сибири, Монголии… А
миром правит сравнительно молодой английский язык. Тюркский язык не
прогрессивен, он устарел?
Языки, как и народы, не появляются и не исчезают просто так. За сменой языка
стоит смена религии либо смена власти, потому что правит миром не язык, а идея.
История изобилует примерами того, как народу навязывали язык, а с ним и новую
культуру. Так, благодаря стараниям Римской церкви из тюркского языка в Англии
сделали древнеанглийский, потом среднеанглийский язык.
Еще показательнее пример Болгарии, где тюркский язык те же самые силы превратили
в протоболгарский, а затем в славянский. Ныне он – язык богослужения в Русской
православной церкви!
Устарел ли тюркский язык? Ну, как сказать… До 10 века он, точнее, его диалект,
был языком ислама. Язык веры не забылся до сих пор, просто о нем перестали
говорить, как и о многих других составляющих тюркской культуры. А ведь наши
предки дали миру идею Единобожия, которую воплощало тенгрианство. Еще раз
подчеркну, о чем пишу в своих книгах: термин «тюрки» подразумевает духовную
общность людей, буквальный его перевод «те, чья душа наполнена Небом».
К сожалению, о том первыми забыли сами тюрки, которые отвергли древний адат:
«Пойдешь за чужим – свое потеряешь». Пошли – и потерялись…
Насколько, на Ваш взгляд, сильно западное влияние на тюркоязычный мир, если
говорить в рамках декларируемого в Ваших трудах многовекового заговора по
политике тотального стирания памяти о наших единых корнях? Действует ли сегодня
этот заговор? И возможно ли в будущем появление союза тюркских государств?
Боюсь, вы неправильно трактуете то, о чем я пишу в своих книгах. Я говорю не о
заговоре против тюрков, говорю о том, что первыми врагами тюркского мира были и
остаются сами тюрки. К сожалению, это так.
Благородные черты характера, которые позволили нашим предкам совершить Великое
переселение народов, распространить по миру свою духовную культуру, сыграли с
потомками злую роль, обернулись против нас самих. Независимость и бесстрашие
превратились в безрассудство, как только тюрки перестали служить Тенгри. И тогда
зависть, стяжательство, измена как бы сами собой вошли в наше общество, о чем
еще в средние века сокрушенно сказал наш правитель Кюль-Тегин:
«Ни небо, ни земля не разверзались, мор
и глад не били нас: так почему и кто –
о тюркский мой народ! – ответь, зачем и кто
закон и власть твои к погибели подвел?
Ты сам, ты сам, народ перед своей землей,
перед каганом, что хотел тебе служить,
перед самим собой – ты сам и согрешил:
ты выбрал для себя, как смертный жребий, Зло.
Ведь не пришел никто, закованный в броню,
чтоб одолеть тебя, рассеять, взять в полон!
Ведь не пришел никто, чей был бы меч острей,
чтоб покорить тебя, согнуть, стереть с земли!
О тюркский мой народ…
Слова эти мир узнал много веков назад, но ничего не изменилось. К своему
изумлению, я столкнулся с этой же враждебностью, когда вышли мои первые книги,
«официальная» наука двадцать лет подчеркнуто не замечает их! Не замечает главной
их идеи – единство тюркской культуры.
Я иногда и сам начинаю сомневаться, возможно ли возрождение тюркской культуры?
Возрождение тюркского мира с его веротерпимостью? Тюркское братство?.. Ведь во
Зле живем!
В современном Казахстане историческая наука разделилась на два лагеря: на тех,
кто выступает против «искусственного удревления» казахской истории и тех, кто
скоро «найдет Атлантиду» где-нибудь под Астаной. Что Вы посоветуете нашим
историкам для разрешения таких споров?
К сожалению, я не знаком с современным Казахстаном: с некоторых пор стал там
нежелательной персоной. Кого-то раздражают мои книги. В такой ситуации вряд ли
помогут мои советы.
Но все же порекомендую казахстанским историкам посмотреть хотя бы один раз в
жизни на нашу Родину, Дешт-и-Кипчак, глазами предков. Напомню им древний адат:
«Говори правду, правде никто не воспротивится».
Как Вы относитесь к понятию «лидер нации»? Какими качествами должен обладать
такой человек и кто или что может его таковым сделать: народ, парламент,
памятник при жизни, время, история?..
Признаюсь, я до сих пор в недоумении… Мне трудно комментировать событие, о
котором знаю со стороны. Могу лишь напомнить то, о чем писал. Высший титул в
тюркской стране давал Тенгри, давал человеку царской крови. И даже не это
главное. Титул обязывал правителя отвечать за ошибки своей политики: царя первым
приносили в жертву, если в стране начинались беды. Была взаимная ответственность
власти и народа, что оговаривалось адатами. То было нормой жизни общества, «киши
хакы».
Но помнят ли об этом в сегодняшнем Казахстане?.. Ответьте сами.
Казахстан. Ноябрь 2010 |
|
|
|
|
Беседы с дагестанским читателем
Беседы с азербайджанским читателем
Беседы с казахстанским читателем
Беседы с татарстанским читателем
|
|
|
|
|
|