в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

«Ни небо, ни земля не разверзались…»

Беседы с казахстанским читателем. Встреча пятая.

     Как, на взгляд историка, можно проанализировать недавние события в Кыргызстане, где между двумя тюркскими, веками соседствующими, издавна исламскими и не так давно бывшими советскими (то есть воспитанными в интернациональной дружбе) народами пролилась большая кровь?

К сожалению, о событиях в Кыргызстане российская общественность мало знает: информация подавалась дозировано и логически не выстроено, поэтому об истинных причинах конфликта можно лишь догадываться.
Однако хочу отметить, конфликт случился не между народами, а между среднеазиатскими политическими и криминальными структурами. Это совсем другое… Есть такая поговорка: «Когда два голодных вола пашут каменистую почву, один на другого начинает смотреть косо». Здесь та же ситуация, я считаю, эту трагедию спровоцировали политики, умело сыграв на нищете народов. Чтобы понять ту очевидную истину, не надо быть историком.
Мне также трудно признать, будто бы речь идет о конфликте народов, издавна исповедующих ислам и веками соседствующих. Узбеки – да, они много веков придерживаются традиций ислама, что известно из исторических документов, известно и то, когда и как они приняли ислам. Об этом я упоминал в своих книгах. Однако достоверных сведений о древности ислама в Кыргызстане я не нашел, напротив, факты свидетельствуют, ислам в Кыргызстане был принят сравнительно недавно, под давлением царской России. Точнее, под давлением Романовых, которые колонизировали тюркские земли и активно уничтожали следы тюркской культуры.
История кыргызов – это глубокая трагедия изгнанного народа, она тесно связана с тюрками Енисея, с теми, кого сегодня зовут хакасами и кого в 18 веке силой заставили покинуть родные места и отказаться от своей старой веры – тенгрианства.
С учетом того, что в советское время все мы были атеистами и не признавали религию, говорить о древних традициях ислама в Кыргызстане, с моей точки зрения, было бы большим преувеличением. Другое дело, тенгрианство: если бы участники трагедии знали свою истинную историю и помнили Тенгри, кровопролития не было бы.


В Казахстане усиливается политика расширения влияния казахского языка, что вызывает как миграционные настроения части населения, так и скепсис в потугах власти, которая, начиная с президента, все свои выступления и совещания уже два десятилетия проводит на русском языке. Ваше мнение о такой языковой политике?

В любом независимом государстве существует государственный язык, обязательный для сообщества, Казахстан – не исключение. Поэтому расширение зон влияния казахского языка – процесс объективный. Думаю, с созданием хороших учебников и курсов преподавания казахского языка проблему овладения государственным языком можно решить безболезненно. Опыт зарубежных стран убеждает в этом.
Но здесь мне видится другой важнейший аспект, на который политики в погоне за сиюминутными интересами не обратили внимание. Хочу повести речь о восстановлении общетюркского языка, который мы помнили до 18 века, то есть до колонизации Дешт-и-Кипчака, нашей Родины. То был наддиалектный литературный язык, им пользовались священнослужители, политики, поэты, ученые. То был язык общения культурных людей тюркского мира, объединенных верой в Тенгри. Удивительно распространение термина – от берегов Африки до нивхов Сахалина, что запечатлено в топонимике. Видный российский ученый Эдуард Макарович Мурзаев нашел на этой территории целый ряд географических названий, связанных с Тенгри. Даже горы Тянь-Шань оказываются в этом ряду калькой с тюркского Тэнгри-Таг (Небесные божественные горы)…
Возрождение того общетюркского языка возможно и необходимо, что показывает опыт Израиля, вернувшего свой древний язык. Это был бы первый шаг на пути восстановления исторической памяти нашего народа. Кстати, это помогло бы в решении проблем «миграционного настроения». Потому что древнетюркский язык является основой многих современных языков, в том числе русского, немецкого, английского и других. Это не мои фантазии, это – факты, которые я проанализировал в своей новой книге «Без Вечного Синего Неба».
Показательно, именно после колонизации Дешт-и-Кипчака стали множиться «диалекты» тюркского языка, в их числе русский язык. Да-да, мало кто знает, русский язык возник в 18 веке на основе тюркского! Как и когда это случилось, я рассказал в книге «Тюрки и мир: сокровенная история».

На различных диалектах тюркского языка говорят на очень обширной территории Евразии: в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, Татарстане, Башкортостане, Азейбарджане, Турции, на Кавказе, Алтае, в Сибири, Монголии… А миром правит сравнительно молодой английский язык. Тюркский язык не прогрессивен, он устарел?

Языки, как и народы, не появляются и не исчезают просто так. За сменой языка стоит смена религии либо смена власти, потому что правит миром не язык, а идея. История изобилует примерами того, как народу навязывали язык, а с ним и новую культуру. Так, благодаря стараниям Римской церкви из тюркского языка в Англии сделали древнеанглийский, потом среднеанглийский язык.
Еще показательнее пример Болгарии, где тюркский язык те же самые силы превратили в протоболгарский, а затем в славянский. Ныне он – язык богослужения в Русской православной церкви!
Устарел ли тюркский язык? Ну, как сказать… До 10 века он, точнее, его диалект, был языком ислама. Язык веры не забылся до сих пор, просто о нем перестали говорить, как и о многих других составляющих тюркской культуры. А ведь наши предки дали миру идею Единобожия, которую воплощало тенгрианство. Еще раз подчеркну, о чем пишу в своих книгах: термин «тюрки» подразумевает духовную общность людей, буквальный его перевод «те, чья душа наполнена Небом».
К сожалению, о том первыми забыли сами тюрки, которые отвергли древний адат: «Пойдешь за чужим – свое потеряешь». Пошли – и потерялись…

Насколько, на Ваш взгляд, сильно западное влияние на тюркоязычный мир, если говорить в рамках декларируемого в Ваших трудах многовекового заговора по политике тотального стирания памяти о наших единых корнях? Действует ли сегодня этот заговор? И возможно ли в будущем появление союза тюркских государств?

Боюсь, вы неправильно трактуете то, о чем я пишу в своих книгах. Я говорю не о заговоре против тюрков, говорю о том, что первыми врагами тюркского мира были и остаются сами тюрки. К сожалению, это так.
Благородные черты характера, которые позволили нашим предкам совершить Великое переселение народов, распространить по миру свою духовную культуру, сыграли с потомками злую роль, обернулись против нас самих. Независимость и бесстрашие превратились в безрассудство, как только тюрки перестали служить Тенгри. И тогда зависть, стяжательство, измена как бы сами собой вошли в наше общество, о чем еще в средние века сокрушенно сказал наш правитель Кюль-Тегин:

«Ни небо, ни земля не разверзались, мор
и глад не били нас: так почему и кто –
о тюркский мой народ! – ответь, зачем и кто
закон и власть твои к погибели подвел?

Ты сам, ты сам, народ перед своей землей,
перед каганом, что хотел тебе служить,
перед самим собой – ты сам и согрешил:
ты выбрал для себя, как смертный жребий, Зло.

Ведь не пришел никто, закованный в броню,
чтоб одолеть тебя, рассеять, взять в полон!
Ведь не пришел никто, чей был бы меч острей,
чтоб покорить тебя, согнуть, стереть с земли!
О тюркский мой народ…

Слова эти мир узнал много веков назад, но ничего не изменилось. К своему изумлению, я столкнулся с этой же враждебностью, когда вышли мои первые книги, «официальная» наука двадцать лет подчеркнуто не замечает их! Не замечает главной их идеи – единство тюркской культуры.
Я иногда и сам начинаю сомневаться, возможно ли возрождение тюркской культуры? Возрождение тюркского мира с его веротерпимостью? Тюркское братство?.. Ведь во Зле живем!

В современном Казахстане историческая наука разделилась на два лагеря: на тех, кто выступает против «искусственного удревления» казахской истории и тех, кто скоро «найдет Атлантиду» где-нибудь под Астаной. Что Вы посоветуете нашим историкам для разрешения таких споров?

К сожалению, я не знаком с современным Казахстаном: с некоторых пор стал там нежелательной персоной. Кого-то раздражают мои книги. В такой ситуации вряд ли помогут мои советы.
Но все же порекомендую казахстанским историкам посмотреть хотя бы один раз в жизни на нашу Родину, Дешт-и-Кипчак, глазами предков. Напомню им древний адат: «Говори правду, правде никто не воспротивится».

Как Вы относитесь к понятию «лидер нации»? Какими качествами должен обладать такой человек и кто или что может его таковым сделать: народ, парламент, памятник при жизни, время, история?..

Признаюсь, я до сих пор в недоумении… Мне трудно комментировать событие, о котором знаю со стороны. Могу лишь напомнить то, о чем писал. Высший титул в тюркской стране давал Тенгри, давал человеку царской крови. И даже не это главное. Титул обязывал правителя отвечать за ошибки своей политики: царя первым приносили в жертву, если в стране начинались беды. Была взаимная ответственность власти и народа, что оговаривалось адатами. То было нормой жизни общества, «киши хакы».
Но помнят ли об этом в сегодняшнем Казахстане?.. Ответьте сами.

 

Казахстан. Ноябрь 2010

Беседы с дагестанским читателем

Беседы с азербайджанским читателем

Беседы с казахстанским читателем

Беседы с татарстанским читателем

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор