в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

«Мне стыдно за слона, который живет в Казани»

Встреча четвертая

Мурад Эскендерович, ваш приезд в Казань оставил след в сердцах ваших поклонников. Многие люди, особенно в районах, жалели, что не могли встретиться с вами, задать вопросы. Было бы желательно, вновь увидеть Вас в Татарстане и в нашем городе, готовящемся к 1000-летнему юбилею... Каково Ваше мнение о предстоящем юбилее Казани?

Признаюсь, мне легко быть объективным: я достаточно хорошо знаю ситуацию, по публикациям сужу о точке зрения сторонников юбилея и их противников, обе они, по-моему, похожи между собой и, к сожалению, не кажутся убедительными. Сколько в них "за", ровно столько и "против", но суть проблемы не в этом. Она глубже - в недрах политики!

Обращает на себя внимание и манера спора: каждая сторона, словно по команде, стремится в первую очередь к тому, чтобы унизить противника, больнее укусить его, затоптать. Подобное ведение научной дискуссии, к сожалению, мне хорошо знакомо, постоянно испытываю его на себе, оно в традиции пресловутой советской науки, которая всегда вешала ярлык на оппонента, унижала его и в этом видела свою силу. Собственно, именно раздачу ярлыков демонстрирует спор о 1000-летнем юбилее Казани, тон ему задала Москва, грубо настаивающая, что, мол, у татар ничего нет, даже приличной истории. А это уж слишком унизительно.

Самое неприятное - Москва права! К сожалению. Татары же в запале спора, как могут, огрызаются, отвечая грубо, типа: "сам дурак"... Скажите, приведет перебранка к истине? Не уверен.

Конечно, юбилей - это приятно: гости, инвестиции, возможность для отцов города и республики "почистить перышки", покрасоваться. Кто от такого откажется? И уже как-то не очень смущает, что археологический материал, собранный сторонниками юбилея, далеко не безупречен, он, мягко выражаясь, жидковат и дурно пахнет... Юбилейная диарея, как известно, болезнь неизлечимая, если ее причина миллиарды рублей, выданные в качестве подарка. Их трудно переварить, но еще труднее от них отказаться.

А праздник, купленный за деньги, - не праздник... У меня сложился свой взгляд на юбилей, который, возможно, будет неприятен нынешним политикам Татарстана. Но его, по-моему, стоит озвучить: лучше горькая правда, чем красивая ложь. Мне-то не надо лгать. Не за чем. В то время как выводы из моего предложения могут помочь президенту Шаймиеву поставить все на свои места... Почему нет?

Любителей юбилейных застолий огорчу: говорить о 1000-летии Казани сегодня можно ровно столько, сколько о 600-летии или 800-летии. Аргументов немного, проще говоря, их почти нет, потому что Казань в средневековье ничто собой не значила, это - не Булгар с его процветающей работорговлей и кожевенными мастерскими, а скромное поселение, в котором обитали духовные отцы. Видимо, то был древний монастырь или группа монастырей, искать здесь реальный археологический материал задача не из легких, его может просто не быть. Но дело не в обитателях, не в их занятии, совсем в ином, чего как раз и не понимают казанские коллеги, на чем они спотыкаются и проигрывают.

Поймите, аргументы татар, пусть самые достоверные, самые неопровержимые, никому не нужны, - они не удовлетворят Москву. Почему? В том и загадка. Москва, отметившая 850-летие, сама не располагает той достоверной родословной, которую она требует от Казани. Ее доказательства собственного юбилея были точно так же высосаны из пальца! Когда возник город на берегу реки Москвы, никто не знает. И не будет знать. Ибо то абсолютно не важно для юбилея!

Недавние находки археологов на месте сгоревшего Манежа, что в самом центре Москвы, отодвигают дату ее рождения, по крайней мере, на три-четыре или даже более веков вниз. Однако я уверен, об этих находках будут молчать, как о государственной тайне, потому что они доказывают, древнее поселение "на семи холмах" не русское! Русские пришли сюда в 1147 году, с отрядом варяга Юрия Долгорукого, а поселение уже было. Кто жил в нем? Чье оно? Следы того прошлого сохранились не только в Манеже, но и в других уголках Москвы, однако о них молчат. Помалкивают о курганах, о тенгрианских храмах "додолгоруковской" поры. Ибо сие есть тайна!

Вот где зерно юбилейной каверзы. Никто не утруждал себя добросовестным анализом прошлого, анализом, без которого разговор о юбилеях будет пустым, досужим разговором. Вернее, спором до хрипоты, до драки, до ругани. Сейчас судьи и разбойники выступают в одном лице, о каких доказательствах речь? Кому доказывать?

Хитростей "юбилейной политики" и не знают самые добропорядочные из казанских историков. Они, доверчивые, попадаются, словно мыши в московскую мышеловку. Это мое утверждение в равной мере относится к историкам Новгорода, Пскова, любого города, претендующего на юбилей. Потому что дата основания редкого российского города согласуется с крайне путанной российской хронологией... О чем говорить, если Новгород в V веке основали тюрки, назвав его Хуннигард. То был самый северный на земле нынешней России оплот гуннов, он заложен со времен Аттилы, так написал Татищев, первый российский историк. А Псков, который появился тогда же, назывался Алтынбур.

Об этой неудобной информации вроде бы забыли, хотя труд Татищева остался на полках библиотек... Любой может обратиться к нему. Не обращается!

Вспоминаю торжества в Аксае, что в Ростове-на-Дону, городу отмечали 350 лет, эта дата указана в российских летописях. Хотя в краеведческом музее, где проходила встреча, у всех на виду лежали археологические экспонаты из окрестных раскопок, им более полутора тысяч лет. Вот и скажите, сколько лет Аксаю? На том абсурде я заострил внимание, когда выступал. "Не стыдно стесняться своих предков, которые пришли на Дон в 370 году и основали крепость Аксай", спросил я у казаков. Молчат, опустив голову и предвкушая близкое застолье. Добровольно, сами верят в обман, под который Москва им выделила какие-то мелкие деньги.

Уже потом один краевед сказал мне, мол, знаем мы правду, да нам запрещают о ней говорить... "Юбилейную политику", выходит, можно переиначить на любой вкус, если оппонент невежда. Или молчун, предвкушающий застолье.

Московские историки прекрасно знают, Москва возникла до Юрия Долгорукого, знают, кто ее основал, но, связывая рождение города с личностью разбойника-варяга, городская власть в слове "юбилей" видит совсем иное, чем остальные люди, она видит начало русской истории в поселении на "семи холмах". Подчеркиваю, не юбилей поселения, а свой приход на Москву-реку празднуют они.

К слову, город при Юрии Долгоруком называли не Москва, а по-тюркски Москов, потому что основали его предки татар. Отсюда, от этого топонима, появилось слово "моська", означавшее собачонку, которая до хрипоты лаяла на всех. Собственно, эта старая басня и пришла мне на ум, когда знакомился с материалами дискуссии о 1000-летии Казани. Отвергая юбилей, передергивая факты, именитый московский историк, как мне показалось, чем-то походил на моську, на которую татары очень даже обратили внимание...

Все это интересно, но скажите, должен быть юбилей Казани? Или нет?

Конечно, должен, но не 1000-летний и не Казани. Если бы татарский слон знал о себе хоть что-то, он никогда не поджимал бы хвост перед моськой. И тем более, не искал доказательств своего величия... Мне стыдно за слона, который живет в Казани, за его трусость.

Следуя логике событий, юбилеи надо отмечать. Не Казани, которая неизвестно когда возникла и что представляла собой. Все правильнее бы обставить как праздник прихода тюркской культуры на берег Итиля - культуры коренного народа России! Не прилично стесняться правды о себе. То был бы великий праздник - 1750 лет тюрков на Волге, солидная дата, против которой ни одна моська не тявкнет.

Праздник страны, в которой не было "поганых татар" и "избранных русских". Был единый народ единой культуры. Вот когда у России появится достойное прошлое и светлое будущее... Понимаете, у нас есть народный эпос, воспевающий становление той страны. Есть народные герои - хан Акташ, хан Баламир, другие правители, которые в III веке привели тюркский народ с Алтая на Итиль, на Дон. Заселили незаселенные земли степи, основали страну Дешт-и-Кипчак... Что еще надо для юбилея?

К сожалению, татар отучили от истинной истории, они забыли не только себя, но даже братьев по крови. Ничего, кроме Волжской Булгарии, не хотят знать. А этого слишком мало для уважения... В своих книгах я напоминаю, что мы были одним народом; что в мире гремела страна Дешт-и-Кипчак, наша Родина, одной из провинций которой был каганат Волжская Булгария. И Московская Русь тоже входила в эту страну как некий "субъект федерации", если выражаться сегодняшним языком.

Заметьте, в Дешт-и-Кипчаке были субъекты, не самостоятельные государства! Россия повторила территориальное устройство своей предшественницы, ничего нового не придумала. Даже тюркское слово для высшего государственного органа Дума (Тума) оставила за собой... Это же говорит о том, что "всякая птица в свое гнездо стремится".

Дешт-и-Кипчаку платили дань Западная Римская империя, Византия, Китай. Но где, в каких татарских учебниках прочесть о той далекой и славной истории? О ней не помнят даже ученые мужи, которые обязаны учить народ, хранить традиции, но они не пишут книг о Родине, потому что за такие книги не дают ученых степеней и не повышают в должности. Вот где корни нашей драмы. Забыты предки, которых не называли татарами, русскими или кумыками, они носили гордое имя кипчаки. Отсюда их Дешт-и-Кипчак, то есть Страна кипчаков - держава от Байкала до Атлантики.

Этноним "татарин" пришел на Итиль после ее колонизации, он - кличка, что-то вроде "черномазый", так назвали тех, кто противился власти Москвы... (Здесь своя трагедия, в которой я попытался разобраться в книге "Тюрки и мир: сокровенная история".) К 1750-летнему юбилею Родины нам придется многое изменить. Прежде всего, себя, свое сознание, а занозы выходят с гноем... Стыдно кипчакам жить нищими в самой богатой стране мира. Нищими духовно и материально.

Может быть, настала пора отказаться и от топонима Россия? Его придумал в XVI веке легат папы римского Поссевино, придумал для того, чтобы создать Империю, которая по воле папы римского появилась вместо Руси и вела политику Рима. (Вот он, Третий Рим!) Не исключаю, что топоним Татарстан тоже уйдет в прошлое. Татары - не самоназвание народа, а кличка, данная Империей. Моему уху приятнее "Казанское ханство". Или - "Казанская республика". Честное слово, неплохо звучит даже в XXI веке.

И забытый термин "каганат" указал бы на возрождение народа, а значит, всех нас и нашей поруганной Родины.

Казань. Март 2005 г.

Беседы с дагестанским читателем

Беседы с азербайджанским читателем

Беседы с казахстанским читателем

Беседы с татарстанским читателем

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор