Бескрылая Казань. Встреча первая.
В Вашей новой книге "Тюрки и
мир: сокровенная история" написано немало
горьких слов о Татарстане. Например "Провинциальная
Казань ныне вторична во всем, даже в мысли". И в
этой бескрылости она, с Вашей точки зрения, как бы
является правопреемником политики Казанского
ханства. Так какой же должна быть единственно
верная политика нынешних властей Татарстана?
Признаюсь, Ваше откровение ставит
меня в тупик, хотя догадываюсь о причинах,
вызвавших его... Но разве Казани и Татарстану
посвящена книга? Почему с вырванной из текста
цитаты о "провинциальной Казани" мы начали
рассказ о книге, охватывающей трехтысячелетнюю
историю тюркской культуры? Именно тюркской, не
татарской! Как же можно так сужать тему? Даже если
ты чем-то недоволен?
В своей последней работе "Тюрки и
мир: сокровенная история" я рассказываю о
тюркском мире, о его былом величии и масштабе, о
том, как сложился и как шел он к нынешнему
прозябанию. Сам шел. При чем здесь ваша Казань?.. В
приведенной цитате слово "Казань" с
легкостью заменяется словом Казахстан. Или
Дагестан. Или Украина. Любым. И будет правильно.
Не Казань стала провинциальной, все мы, тюрки,
потерявшие себя, забывшие предков, а это куда
страшнее. Вот о чем книга! Великан стал лилипутом.
Что, задевает слово "провинциальный"?
Очень хорошо. В русском языка оно, как известно,
означает "наивный", "простоватый".
Наивными простаками стали мы, а ваша детская
обида лишь подтвердила это. Увы, мы стали такими
благодаря политике врагов Дешт-и-Кипчака, в
котором Казанское ханство было мелким уездом.
Наша Родина - от Байкала до Атлантики! - была
великой страной и стыдно нам забывать о ней. Наш
язык считался божественным языком, на нем читали
молитвы многие народы мира... Татарстан же, как
Нарцисс, все примеряет лишь на себя, а тюркский
мир, поверьте, намного больше и сложнее вашей
Казани со всеми ее закоулками.
Кстати, выражение "служилый татарин"
не я придумал. Именно служилые татары, со времен
Рима и Византии переходившие к неприятелю,
разрушали нас. Нас победили свои же, принявшие
вражеские одежды и мысли. Так что меньше всего я
желал кого-то обидеть или угодить кому-то. Писал
правду. "Придворные" же историки, как
известно, всегда чурались правды, рисовали
картинки, угодные властям. Возьмите Карамзина, по
родословной крымского татарина, или его нынешних
последователей из Казани и Уфы, которые дошли до
того, что уже отделяют татар и башкир от тюрков.
По-моему, у вас началась последняя стадия
разложения народа, его истории. Ложь наседает
кругом, и нет ей заслона.
А политика, построенная на лжи, ложная.
Бескрылая, как ныне, когда доллар, затмил душу,
когда отношения людей переведены на деньги и
забыта честь. Предки же считали позором лгать,
касаться денег или говорить о них, они гордились
не кошельком - своими подвигами во благо народа.
Кто из политиков Татарстана сейчас без греха, кто
честно посмотрит людям в глаза? Кто?
По-моему, бытующее среди них мнение,
будто Татарстан преемник Казанского ханства,
слишком вольно. Только болезненное самолюбие
может привести к такой нелепой мысли. Это все
равно, что утверждать, будто Россия
правопреемница Киевской Руси или Дешт-и-Кипчака.
Если бы... То несоизмеримые категории. В
Средневековье у нас была своя духовная культура!
Она делала нас великим народом планеты. С нами
считались, нас уважали, потому что эта культура
утверждала мораль, а с нею модель поведения
тюрков, наших предков, начиная от правителя до
батрака.
А какая мораль сейчас? Скажите? И кто знает, что
такое честь? Достаточно выглянуть в окно, чтобы
ответить. Пьяная, блудливая, воровская жизнь
окружает нас!.. То следы нынешней политики,
построенной на лжи.
Вы спрашиваете, что пожелать
нынешнему Татарстану? И желать нечего, все ясно.
Желаю ему, равно как Башкортостану, Казахстану и
другим тюркским регионам, одно - быть честным и не
обижаться на зеркало, которое показывает то, что
есть на самом деле, а не то, что хочется видеть.
Как говорится, "не кори зеркало…". Я думал,
мои книги вызовут интерес, для этого специально
приезжал в Казань, сделал доклад в Институте
истории о своих выводах, предлагал обсудить их.
Но дискуссия не состоялась, со мною отказались
продолжать разговор, который нарушил бы
утвержденный свыше ход подготовки к
празднованию 1000-летия Казани.
О чем тут дальше говорить? Что
желать, когда правда забыта?
Вы утверждаете, что массовое
принятие ислама на территории Казанского
ханства произошло только после взятия Казани
Иваном Грозным; что исследованием Ибн Фадлана
занимаются те, кто ближе к политике, чем к науке?
Не я утверждаю, а документы и ход
исторического процесса говорит об этом. Я всего
лишь передаточное звено, моих открытий здесь нет.
Я - зеркало, его осколок.
В Казанском ханстве действительно
ислам не был государственной религией, иначе там
был бы другой общественный строй, основанный на
законах шариата. Например, была бы
собственность на землю, не было бы в Казани
митрополита и митрополичьего двора. Здесь все
точно, как дважды два. К тому же за всю историю
ханства не зафиксировано ни одной религиозной
войны.
Больше того, жителей Булгарского
каганата, равно как других каганатов Дешт-и-Кипчака,
еще в XVII веке, точнее до 1670-х годов, называли "ханифами",
то есть единобожниками, святыми людьми, потому
что наша религия дала начало другим религиям -
иудаизму, манихейству, христианству, исламу. И
люди помнили о том. Как все протекало, я рассказал
на страницах своей книги, цитируя Библию и Коран,
где все сказано... Чтобы подтвердить свои
наблюдения, ездил в Иран и на Алтай, где многое
сам увидел воочию.
Собственно, те находки мысли я и
предлагал обсудить казанским коллегам, прежде
чем публиковать их. Отказались!
Да, на моем рабочем столе нет книг
придворных историков. Но разве это плохо?
Средневековье я учил по Эдуарду Гиббону, лучше
этого англичанина о той эпохе не сказал никто. Не
случайно на его работу ополчилась Церковь, не
случайно о ней мало знают российские и татарские
историки, которые постигали науку по трудам
классиков марксизма-ленинизма и иным источникам,
дозволенным цензурою. Мало знают у вас о
французском маркизе де Кюстине, о патриархе
Антиохийском Макарии, которые стремились
побывать в Казани, у ханифов... Выходит,
действительно, подцензурная наука провинциальна
и вторична в мыслях.
Поймите, есть целый пласт сведений,
которых не касались российские историки, им
запрещала цензура. Только в 90-е годы отменили в
России цензуру, но не цензоров!
Однако рано или поздно нам придется
понять и принять, что модель российской истории,
в том числе и Казанского ханства, построена в XVIII
веке иезуитом Яковом Брюсом. Этот темный человек
придумал Куликово поле, Невскую битву и многое
другое, чего не было на самом деле. Под
руководством Брюса творил первый российский
историк Татищев, под руководством Брюса
исправляли летописи, уничтожали и искажали следы
присутствия тюркской культуры на востоке Европы,
придумывали жестокости, чтобы напугать народ... У
меня в книге о том целая глава, не повторять же ее
здесь.
Сколько еще мы будем верить этой
иезуитской фальшивке, названной "российская
история"? Кстати, имя "Россия" впервые
ввел в оборот другой иезуит - Поссевино, когда в
Риме разрабатывали план покорения Восточной
Европы и уничтожения здесь тюрков.
Ваш Ибн Фадлан из той же "иезуитской" серии,
его придумал Петербург в начале XIX века. Известно,
кто, как. По крайней мере, раньше XIX века имя это не
встречается.
На Востоке нет ни единого документа,
хотя бы как-то косвенно подтверждающего
путешествие араба на Булгар. Тем более, его
миссионерскую деятельность... Один из
разработчиков этой, понравившейся вам "утки",
А. П. Ковалевский (возможно, чтобы избежать
подозрений в подлоге), и сам осторожно отметил:
"Так или иначе, весной 923 года посольство
возвратилось в Багдад. Привезло оно очень не
веселые вести. Ничто из задуманных планов не было
выполнено". Нужны ли тут комментарии?
А ведь любое историческое событие
оставляет еще археологический след. Его тоже нет.
Как показывает жизнь, у лжи, действительно,
короткие ноги...
Давайте, продолжайте называть
тюркские памятники Поволжья мусульманскими из-за
надписей, выполненных куфическим письмом, но
знайте, что куфический шрифт был тогда только у
тюрков-ханифов. Он долго сохранялся в Дагестане,
хотя к нам, кумыкам, ислам пришел еще позже, тоже
после завоевания Кавказа Москвой. И у нас ислам
стал религией протеста... Знайте и то, что наши
предки разрабатывали арабское письмо для
мусульман на основе куфического шрифта... Как это
протекало, я показал в своей книге. Читайте. Там
приведены все ссылки на источники.
Так что же, традиционная дата
принятия ислама в 922 году, по Вашему мнению, не
состоятельна? И отсутствие в Поволжье
мусульманских святынь, таких как, например, в
Средней Азии, подтверждает это?
Давайте разбираться во всем по
порядку.
Во-первых, Иван Грозный не брал
Казань... Спокойно, спокойно, это так, ибо он был
слишком слаб и беспомощен. Его сделали монстром,
чтобы пугать им мусульман... Посмотрим правде в
глаза, сколько лет было завоевателю Казани? То
был мальчишка, который не мог командовать
войском из-за малолетства и отсутствия военного
опыта.
Больше того, у него не было
войска!
Он арендовал его у татар Крыма.
Только к 1572 году Иван Грозный обзавелся
стрельцами, опять же из числа татар. Так что,
Казань брали свои, казанские, которые
переругались из-за женщины, и я написал об этом.
Да, молоденький русский князь, которому
приписали победу, присутствовал при казанской
трагедии, и что?.. Командовал-то не он... Вот они,
служилые татары, разрушавшие и создававшие!
Во-вторых, заметьте, нигде не сказано, что шла
религиозная война. Нет ни одного слова на эту
тему. Боролись единоверцы, тюрки, которые, к
сожалению, на протяжении всей своей истории
боролись сами с собой. Это я очень хорошо ощутил,
оскорбительные и самые мерзкие упреки получаю от
тюрков. Однако справедливости ради скажу, и самые
сердечные признания слышу тоже только от них.
Таков уж наш народ - непредсказуемый, как погода
весной.
Но в 922 году он не менял веру. Не было
необходимости. Просто так, из-за любви к какому-то
заезжему арабу, свободные люди веру не меняют.
Тем более, те, чья религия была самой древней и
самой надежной. По крайней мере, история не знает
подобных примеров измены Богу... Если у вас есть
иные аргументы, давайте обсудим, поспорим, но
только не дуйте губы, как кисейные казанские
барышни. В честном споре родится истина. Чтобы
один на один. И по правилам поединка. Как у
предков.
Начнем мы, пожалуй, с таких вопросов:
есть ли полноценный перевод Корана на татарский
язык? И когда он появился у народа, который якобы
почти тысячу лет следовал исламу? Следующим моим
вопросом будет, почему в ХХ веке татарин Анас
Бакиевич Халидов стал делать научный перевод
Корана на татарский язык? А в завершение спрошу -
почему впервые Казань увидела у себя Коран лишь в
конце XVIII века? На том спор
будет закончен. Или, наоборот, разгорится с новой
силой...
Мне кажется, ваша политика "дутых губ"
продолжает начатое иезуитами в XVI веке
противостояние народов России, вы унижаете даже
родных братьев. Руководствуясь датой "922 год",
иные из вас желают доказать, что Казань старше и в
духовном отношении выше Москвы, принявшей
христианство позже. Этот козырь, как вы считаете,
послужит вам и для утверждения главенства в
тюркском мире России... Но не слишком ли
примитивны ваши надежды? Не позорите ли вы своими
фантазиями память предков и всей нашей культуры?
Не потому ли так одинока Казань?!
Даже с соседями она не находит общего языка.
Я понимаю, религия стала
политическим рычагом, открывающим двери в
высокие государственные кабинеты и к большим
деньгам. Религиозный угар одурманил тысячи людей.
Все так. Об исторической правде уже не вспоминают,
она лишняя для политиков. Неудобная... Но она же
есть! И отменить ее может только Всевышний.
Ваши утверждения настолько
ошеломляют, что требуют дополнительных
обоснований.
Извините за напоминание, но за
последние двенадцать лет у меня вышло восемь
книг, где приведены эти самые обоснования,
которых вы требуете. Читайте, думайте над тем, что
написано. Чтобы подготовить "Тюрки и мир:
сокровенная история", я изучил более полутора
тысяч источников. Основные из них привел после
каждого раздела книги.
Если мой текст написан легко,
это не значит, что он легковесный, как отзываются
ваши "доброжелатели" о моих книгах.
Им невдомек, что даже манерой
письма я возрождаю тюркскую научную традицию. У
нас ученым полагалось не просто писать, а писать
красиво, с душой и вдохновением. Чтобы любой
человек мог прочесть, и в меру своего интеллекта
понять. Этого мне не могут простить "официальные"
историки, труды которых скучно читать.
Вы утверждаете, что культовая
сторона современного ислама сформирована
знаменитым Министерством по делам колоний
Великобритании, именно оттуда пришли многие
новации в ислам. Расскажите, каким же был ислам в
первоначальном виде.
Другим. Отличным от современного.
Ранний ислам продолжал тюркскую
традицию Единобожия, именно своей идеей он
отличался от христианства, хотя обряд этих
религий поначалу был удивительно схож. Например,
христиан Халифата от мусульман отличал лишь
желтый треугольник, который те нашивали на своей
одежде. Еще им запрещалось ездить верхом, они
сидели на коне по-женски, то есть боком. Других
отличий не было. Потом появилась одежда
мусульман, которая стала их знаком отличия.
И христиане, и мусульмане Халифата
отправляли обряд рядом, часто под сводами одного
храма. На эту тему есть прекрасные работы
академиков Василия Владимировича Бартольда,
Агафангела Ефимовича Крымского, очень глубокое
познание истории религии продемонстрировал
Люциан Ипполитович Климович. Это работы светских
ученых, они есть в библиотеках, открыты всем
желающим. Там я и почерпнул немало интересных
сведений, которые привел в книге... Я же "зеркало".
По-новому на проблему ислама меня
заставили взглянуть работы Анаса Бакиевича
Халидова, крупнейшего современного арабиста. Из
них я узнал, что арабский язык появился лишь в Х
веке, это стало открытием, оно подводило к
вопросу, а на каком языке был написан древний
Коран? Тот самый, что оставил Пророк?.. Интерес
разрастался, особенно после того, как я узнал, что
"арабы" это не этнический термин, а
религиозный, так называли мусульман Халифата...
Следовательно, арабского языка прежде, до ислама,
даже не было в природе.
Не отсюда ли так много тюркских
слов в арабском языке? - подумал я. На это не раз
обращали внимание арабисты.
А дальше начались поиски древних Коранов, тех,
что написаны во времена раннего ислама. Многих
ученых удивляло, что тексты древних Коранов
недоступны современным арабистам, они не могут
их прочесть. Но никто не спросил, почему? Это и
утвердило меня в правильности открытия.
Больше того, объем древних текстов
Корана явно меньше нынешнего, что, естественно,
должно бы тоже поставить в тупик любого
богослова... Сомневающимся в моих словах советую
обратиться хотя бы в Эрмитаж, там есть один из
древнейших Коранов, написанных по-тюркски, не по-арабски.
Такие же древние Кораны в Иране, в библиотеке
священного города Кум, где их хранят в сейфе как
память о раннем исламе. В Бухаре.
Скромность не позволяет мне
сказать, что никто из современных мусульман не
читал настоящего Корана, того Корана, который
оставил Пророк.
Кто из нынешних правоверных знает,
что до XIV века у мусульман был праздник святого
Креста? Что они благосклонно в своем обряде
относились к иконам?.. Это вовсе не плоды моего
"больного воображения", как считают
казанские оппоненты, а сведения, которыми
располагает светская наука об одной из важнейших
религий человечества.
И здесь правомерен вопрос, куда все
делось? Почему ислам стал другим? Об этом я и
размышляю в своей книге... Только, пожалуйста, не
выставляйте меня ниспровергателем религий. В
познании себя, своих корней ничего плохого нет.
Тем более, я не навязываю никому свое мнение.
Мурад Эскендерович, в Казань
должны возвратить список Казанской иконы Божьей
Матери, где, якобы, и был чудесно обретен ее
подлинник. Что бы Вы сочли нужным сказать в связи
с этим событием?
Ничего. Я бы глубоко вздохнул, но
вздохом не объяснить читателю, что творится у
меня на душе. Во-первых, по моему глубокому
убеждению, у Бога нет матери, потому что Он творец
мира. Бог вечен, таков религиозный постулат
тюрков-ханифов, от которых, собственно, и был "чудесно
обретен" подлинник этой иконы.
А если отойти от высокопарных фраз, то
речь идет о нашей Умай, предки изображали ее с
младенцам в руках. Младенец - дар Божий, его
посылал всесильный Тенгри людям как знак своей
щедрости. Через Умай шло благоволение Всевышнего,
так считали древние тюрки. Так считаю и я.
Когда люди Казани массово отошли от
веры предков, Умай стала им не нужна, и ее
подобрали христиане, сочтя находку за проявление
чуда... Раньше у каждой орды была своя Умай, этот
образ имел очень важное значение, он отличал одну
орду от другой. Отсюда Киевская Умай, Донская
Умай, Тихвинская Умай... Так, через территорию
орды складывалась духовная епархия Дешт-и-Кипчака.
Наша Родина имела очень строгую территориальную
структуру, у нее были свои законы, о которых тоже
известно.
Казанское ханство жило по этим законам,
оно было структурной единицей Дешт-и-Кипчака, не
каганатом, а ордой. Наличие у вас кряшен и образа
Казанской Умай не только подтверждает сказанное,
но и доказывает, что кряшены это вовсе не
насильно крещенные мусульмане, как принято
думать. Видимо, заметная их часть хранит древнюю
веру Казанского ханства и всего Дешт-и-Кипчака,
перед этими людьми надо бы шапку снять, если они
не забыли Тенгри.
Не случайно, на обложке своей новой
книги я поместил Киевскую Умай, которую в XVI веке
подобрали московские христиане, назвав
Владимирской иконой Божьей Матери.
Ваши научные изыскания рисуют
масштабную картину фальсификации мировой
истории. Кто стоит за этим хорошо организованным
процессом?
Тюрки! Те самые служилые татары,
которые давно забыли свою родословную, но кровь
не дает им сидеть спокойно. Эти мои слова
относятся в первую очередь к членам Иезуитского
и Мальтийского орденов католической Церкви. Не
будем забывать, учредители этих орденов говорили
по-тюркски и по родословной были тюрками. Свою
организацию они строили по правилам древних
монастырей Алтая. "Орден" - "данный сверху",
"каталык" - "союзник", это слова
древнего тюркского языка. Мы их забыли, а они
помнят!
Но сейчас хочу сказать не о том.
Напомню, мы ведь тоже тюрки, нам ли уступать
обнаглевшему противнику? Или - уступим? Сколько
терпеть его ложь и оскорбления?.. Эти мои слова,
конечно, не для тех, кто хочет оставаться "поганым
татарином". Если знаменем взять правду, многое
изменишь в мире тотальной лжи.
Например, Государственная Дума
предлагает стране новый праздник, который будут
отмечать 4 ноября, вместо 7-го. Что ж, очень хорошо,
вот он, шанс Татарстана заявить о себе. Правда,
чтобы вести по-новому политику, нужны знания и
смелость... Обратимся к фактам.
В Смутное время войско Минина и
Пожарского освободило Москву от польских
интервентов, записано в российской истории.
Очень хорошо. Однако уместен вопрос, а из кого
состояло войско Минина и Пожарского? И почему об
этих освободителях Москвы вспомнили лишь в XIX
веке благодаря стараниям Карамзина?
Ответ почти у поверхности, он на самом
виду, если знаешь о Казанской епархии, откуда был
сам хан Божар, названный русским князем
Пожарским. А имя простолюдина Минина и искажать
не потребовалось, оно чисто тюркское. К
сказанному добавлю, Нижний Новгород тогда еще
назывался Булгар, Ибрагим-юрт. И читатель сам
поймет, на каком языке говорили в низовьях Оки и
по берегам Волги, поймет, кто освободил Москву, в
которой служил бывший митрополит Казанский
патриарх Гермоген, позвавший сородичей на помощь
в трудную для себя минуту. Между прочим, в Москве
молитвы когда-то читали по-тюркски...
Лишь к концу XVIII века русские
избавились от "тюркского следа" в своей
истории, тогда и вспомнили о былых героях. Правда,
изменили им имена... Прав философ Бэкон: сила в
знании. И в духе, добавил бы я. Их-то и не хватает
нынешним казанским политикам, которые давно
разучились выигрывать, даже с полными козырями
на руках.
Несколько лет назад, помнится,
советники Путина предложили день российской
армии перенести на 7 сентября, на день Куликова
поля. Я был единственный ученый, кто выступил на
страницах газеты "Красная звезда" с
доказательством, что Куликовская битва
придумана... И праздник отменили. Но в Татарстане
эту публикацию не заметили.
Вот она какая, молчаливая политика
"дутых губ", выдающая агрессивную ревность
Казани. Или ее тайную зависть?
Поделитесь планами на будущее,
над чем сейчас работаете?
Работаю над собой. Готовлюсь к юбилею.
Трудно смириться с мыслью, что тебе 60 лет и так
мало сделано.
Татарстан. Декабрь 2004 г.
|
|
|
|
|
Беседы с дагестанским читателем
Беседы с азербайджанским читателем
Беседы с казахстанским читателем
Беседы с татарстанским читателем
|
|
|
|
|
|