в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Беседы с дагестанским читателем. Встреча вторая

Легко ли быть независимым?

Почему Ваши идеи не находят понимания в среде  некоторых тюркских народов? К примеру, в Хакассии? А в Узбекистане и Туркмении вовсе запрещают  ваши книги?

– Не впервые слышу это. И каждый раз удивляюсь: откуда такая информация? После триумфа «Полыни Половецкого поля» губернатор Хакасии Алексей Иванович Лебедь пригласил меня по просьбе народа в гости.  Никогда не забуду тот теплый прием. Были встречи и с учеными, и с читателями. Ученые дарили свои книги, читатели – слова признания.  Кроме  благодарности я там ничего не слышал. До сих пор получаю добрые письма оттуда, зовут в гости.

Здесь, в Москве, согревают мне душу подарки, сделанные там. Это –   монография «Ай-Хуучин» Валентины Евгеньевны Майнагашевой, воссоздавшей по крупицам тюркский героический эпос. А Хакасско-русский историко-этнографический словарь, собранный профессором Виктором Яковлевичем Бутанаевым, стал у меня настольной книгой.

            Естественно, наверное, есть и завистники. В тюркском мире –  не без этого. (Смеется.) Но в лицо никто не сказал ничего против ни тогда, ни сейчас…

            Что же касается Узбекистана и Туркмении, полной ясности нет.  С одной стороны, приходят добрые письма от читателей, с другой – официальных контактов с президентами этих стран у меня не было. Хотя встречи с их послами  в Москве  были. Я дарил им свои книги.

            Здесь важно понять – единомыслия ни в науке, ни в политике достичь невозможно. Как говорится, если на твоем пути не встречаются недоброжелатели, значит, либо ты не туда идешь, либо стоишь на месте. Ничего больше добавить не могу.

 – Вы, Мурад Эскендерович, прекрасно владеете  русским языком, обладаете изящным, доходчивым слогом. Не пробовали писать художественные произведения или скажем сценарии для фильмов?

            – Мне нравится ваш вопрос тем, что возвращает в молодость.  Свою литературную деятельность я начинал как раз как детский писатель. Получалось, вроде бы, неплохо во всех отношениях. Первая книжка «О том, как дороге дорогу искали» вышла в 1976 году огромным тиражом  в очень престижном издательстве «Детская литература». Книгу быстро раскупили. Более того, она попала в хрестоматию, рекомендованную Министерством просвещения РСФСР для дополнительного чтения в национальных школах.

            Неплохое начало, не правда ли?

            Всего у меня вышло пять детских книг, а сколько публикаций в детских журналах – даже не припомню. Это была очень хорошая школа, которая оттачивала писательское перо. Кто пробовал, знает, что нет ничего более трудного, чем писать для детей. У меня, кажется, получалось.

Казалось бы, дорога открыта. Но мне уже было тесно в рамках этого жанра. Я всерьез увлекся научной публицистикой.  «Новый мир», «Вокруг света», «Знание – сила», «Наука и жизнь» – сотрудничество с ними и другими журналами помогло обрести более широкую аудиторию.  Душа просила простора. Тогда не подозревал, что это бунтует  тюркский дух, что я – кипчак, которому всегда  и везде тесно…

Сегодня, когда за спиной сотни статей и десятки книг, рискнул вспомнить молодость и обратился к художественному жанру. В книге «Великая Степь. Приношение тюрка» впервые опубликовал сюжетную композицию пьесы «Царь Аттила». К сожалению, до конца реализовать свой замысел не удалось, помешала болезнь.

Кроме того, в этом же юбилейном издании опубликован сценарий документального фильма «Кавказские война и мiр».  К сожалению, все та же болезнь не дала мне выехать на съемки, и фильм пока не сделан.

Надеюсь, и пьесу, и фильм удастся сделать другим.

 –  Хотя вопрос из области фантастики, и все же  интересно услышать  ваш ответ. Если бы вы имели возможность переместиться в  любую  эпоху, с кем из персонажей прошлого хотели встретиться и что бы вы у него спросили?

             –  Если  говорить о героях тюркского мира, то ни с кем. Боюсь, я их разочарую…  Они же спросят: «Как там наш народ?» А народа-то и нет – того народа, которому они служили.  Тюрки исчезли с лица земли, как мамонты.  Быть горевестником для Аттилы – значит, стать покойником. Не хочу… Я не написал бы свои книги, не изучив характер Аттилы. Или Чингисхана.

Как это ни парадоксально, но о них, об их эпохе я, пожалуй, знаю больше, чем они сами. Когда работал над книгами, слишком прочувствовал то время. Порой сердце не выдерживало – заходилось от боли и сочувствия. Так зачем же тревожить прошлое? Из пустого любопытства расплачиваться собственной головой?..

            Не с далекими персонажами прошлого хотел бы встретиться, а со своими близкими – дедушкой, прадедушкой, которых уже нет в этом мире. Так много вопросов к ним. У прадедушки спросил бы, о чем они говорили с Львом Николаевичем Толстым, есть такое семейное предание об их встрече в Ясной Поляне. Узнал бы о службе в Собственном Его Императорского Величества Конвое в Петербурге. В Архиве нашел документы о том периоде, но они не заменят живого общения.

А дедушку расспросил бы о жизни в Баку, о его общении с Нобелем. Да-да, тем, кто обессмертил себя Нобелевской премией, самой престижной в мире. В Баку я нашел дедушкин дом, но стены его молчали.

 – Раз уж вы вспомнили родственников, поговорим о Дагестане, нашей малой Родине. Колыбелью тюрков считается горный Алтай. И в горном Дагестане сохранились тюркские топонимы. Почему же нам, кумыкам и ногайцам, горы кажутся чуждыми?

–  Потому что не знаете своей истории. И не только вы, к сожалению.

Кто сегодня в Дагестане скажет хотя бы два слова о Кавказской Албании? Ее первой столицей был Дербент, духовный центр средневекового мира. Здесь находился Патриарший престол, здесь обучали епископов христианских Церквей Ближнего Востока, Северной Африки и Европы. Это совершенно неизведанные страницы раннего средневековья.

Кто расскажет о стране Арран?  Так на Востоке называли Кавказ, точнее Кавказскую Албанию. «Святая земля»  – вот перевод этого слова, она занимала территорию всего Кавказа: от Аракса на юге – до Терека на севере, и от Черного моря до Каспийского – с запада на восток. Сегодня лишь руины взорванных храмов и монастырей напоминают о той стране. Ее Церковь считалась главной в христианском мире…

А что вы слышали о четвертой расе человечества? До Кавказской войны XIX века этот термин употребляли ученые Европы по отношению к жителям Кавказской Албании, или кавказцам. За особое чувство гордости, за духовную стойкость выделяли этих людей.

И,  наконец, где была Прикаспийская провинция Римской католической церкви? И кто там жил? Там жили авары, тоже выходцы с Алтая. Они и  завершили Великое переселение народов. Их орды в средневековье диктовали порядок практически всей Европе. Диктовали, между прочим, на тюркском языке. Потому что были авары тюрками, пока их не покорил Карл Великий и не обратил в католичество. Что случилось дальше, читайте в книгах «Великая Степь. Приношение тюрка» и «Полынный мой путь».

Это далекая история. А вот, вопрос из более близких времен – XIX век. Например, Кавказская война. Каковы истинные ее причины? Я отвечаю и на этот вопрос – в очерке «Мой Хаджи-Мурат, или Как начиналась война на Кавказе».  Очерк вошел в книгу «Полынный мой путь».

…А теперь, возвращаясь к вашему вопросу, могу дать уверенный ответ. Непримиримая вражда гор и степи, которая очень чувствуется в Дагестане, не случайна. Семена этой вражды посеяны давным-давно, взращены  политиками, которые живут далеко-далеко от Кавказа. А ухожены нашим невежеством.

Я пришел к выводу, невежество людей культивируется сознательно. И Дагестан  –  жертва этого незнания. Принцип «Разделяй и властвуй» известен с давних времен. И он уже столько веков успешно работает на территории всей России.

 – Дербент называют самым древним городом России. Но буквально на днях появилась сообщение, что Керчь на 3 тысячи лет старше Дербента. Что  могли бы  сказать по этому поводу?

– О Керчи ничего не скажу, не был там. А в Дербенте бывал.  И едва ли не каждый раз слышал разные даты его рождения, что удивляло.  Свое удивление высказал в книге «Дыхание Армагеддона». Кратко повторю то, что известно выпускнику географического факультета.

Любой город – это «продукт» экономики конкретной территории, ее инфраструктуры. Имею в виду хозяйство, дороги, производство, сельскохозяйственные угодья, то есть сочетание отраслей. Отсюда следует, что у каждого города должна быть своя специализация. Один живет торговлей, другой – ремеслом, третий – природными ресурсами и так далее. Таковы законы экономики, которые одинаковы во все времена... Словом,  просто так, на ровном месте, город не возникнет.

Все эти игры с датами нужны политикам. Сколько было таких споров по поводу дутых юбилеев. И что?..  К сожалению, Дербенту опять не повезло. В Дагестане не нашлось достойного археолога. Спорят о датах, играя тысячелетиями. И никто не сказал, что возвысило город. Как о нем узнали в дальних странах?

С моей точки зрения, и я на этом настаиваю, Дербент возвысился, когда здесь разместился Патриарший престол, то есть в четвертом веке. Прежде то был заурядный  пост на торговом пути, известный своими Железными воротами. Приход новой веры вдохнул новую жизнь. И все – благодаря тюркам. Тогда на географической карте появилась новая страна Кавказская Албания, столицей которой и стал Дербент.

Вот, когда он превратился в настоящий город!

 – Мурад Эскендерович,  в одном из интервью вы сказали: «Мне интересна не история, а уроки,  которые можно извлечь из нее». Какой самый важный из этих уроков? И с чем,  по-вашему, должен ассоциироваться образ тюрка?

– Я извлек несколько уроков. И каждый по-своему важен. А самый главный не имеет отношения к истории и лишь косвенное отношение – к тюркам. Еще на Древнем Алтае учили этот урок: «Говори правду, правде никто не воспротивится».  Я не сразу понял глубину этой мысли.

Задумался над ней, когда узнал, что тюрки учили детей трем правилам жизни: умению скакать на коне, стрелять из лука и говорить правду. Говорить правду было обязанностью народа, который верил в Вечное Синее Небо (Тенгри) и Его абсолютную справедливость. Все – добро и зло, бедность и богатство  – дается только Тенгри.

Мои занятия историей привели к убеждению, которое и основано на этих постулатах: «Интересы побеждают на мгновение, а правда – навсегда». Вот, наверно, самый главный урок, который я вынес к своему юбилею.

Поэтому для меня образ настоящего тюрка определяется не тем, где он живет – в горах или в степи. Главное, каким правилам он следует. Это понимали наши предки, которые жили по заповедям Киши Хакы. Поэтому и назывались они тюрками, то есть людьми, чья душа наполнена Небом.

 – Тогда завершающий вопрос. Что бы вы пожелали сородичам?

– Каждый человек  мечтает о счастье. Но по-настоящему испытать это чувство можно, когда сделаешь счастливым других. Я желаю своим сородичам счастья – того состояния, когда душа до краев наполнена Небом. И, если мои книги помогут им, буду счастлив вдвойне.

Москва. Ноябрь, 2014

Беседы с дагестанским читателем

Беседы с азербайджанским читателем

Беседы с казахстанским читателем

Беседы с татарстанским читателем

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор