Беседы с дагестанским
читателем. Встреча вторая
Легко ли быть независимым?
– Почему Ваши идеи не находят понимания в
среде некоторых тюркских народов? К
примеру, в Хакассии? А в Узбекистане и Туркмении вовсе запрещают ваши книги?
–
Не впервые слышу это. И каждый раз удивляюсь: откуда такая информация? После
триумфа «Полыни Половецкого поля» губернатор Хакасии Алексей Иванович Лебедь
пригласил меня по просьбе народа в гости.
Никогда не забуду тот теплый прием. Были встречи и с учеными, и с
читателями. Ученые дарили свои книги, читатели – слова признания. Кроме
благодарности я там ничего не слышал. До сих пор получаю добрые письма
оттуда, зовут в гости.
Здесь,
в Москве, согревают мне душу подарки, сделанные там. Это – монография «Ай-Хуучин» Валентины Евгеньевны
Майнагашевой, воссоздавшей по крупицам тюркский героический эпос. А
Хакасско-русский историко-этнографический словарь, собранный профессором
Виктором Яковлевичем Бутанаевым, стал у меня настольной книгой.
Естественно, наверное, есть и
завистники. В тюркском мире – не без
этого. (Смеется.) Но в лицо никто не сказал ничего против ни
тогда, ни сейчас…
Что же касается Узбекистана и Туркмении,
полной ясности нет. С одной стороны,
приходят добрые письма от читателей, с другой – официальных контактов с
президентами этих стран у меня не было. Хотя встречи с их послами в Москве
были. Я дарил им свои книги.
Здесь важно понять – единомыслия ни
в науке, ни в политике достичь невозможно. Как говорится, если на твоем пути не
встречаются недоброжелатели, значит, либо ты не туда идешь, либо стоишь на
месте. Ничего больше добавить не могу.
– Вы, Мурад
Эскендерович, прекрасно владеете русским
языком, обладаете изящным, доходчивым слогом. Не пробовали писать
художественные произведения или скажем сценарии для фильмов?
– Мне нравится ваш вопрос тем, что
возвращает в молодость. Свою
литературную деятельность я начинал как раз как детский писатель. Получалось,
вроде бы, неплохо во всех отношениях. Первая книжка «О том, как дороге дорогу
искали» вышла в 1976 году огромным тиражом
в очень престижном издательстве «Детская литература». Книгу быстро
раскупили. Более того, она попала в хрестоматию, рекомендованную Министерством
просвещения РСФСР для дополнительного чтения в национальных школах.
Неплохое начало, не правда ли?
Всего у меня вышло пять детских
книг, а сколько публикаций в детских журналах – даже не припомню. Это была
очень хорошая школа, которая оттачивала писательское перо. Кто пробовал, знает,
что нет ничего более трудного, чем писать для детей. У меня, кажется,
получалось.
Казалось
бы, дорога открыта. Но мне уже было тесно в рамках этого жанра. Я всерьез
увлекся научной публицистикой. «Новый
мир», «Вокруг света», «Знание – сила», «Наука и жизнь» – сотрудничество с ними
и другими журналами помогло обрести более широкую аудиторию. Душа просила простора. Тогда не подозревал,
что это бунтует тюркский дух, что я –
кипчак, которому всегда и везде тесно…
Сегодня,
когда за спиной сотни статей и десятки книг, рискнул вспомнить молодость и
обратился к художественному жанру. В книге «Великая Степь. Приношение тюрка»
впервые опубликовал сюжетную композицию пьесы «Царь Аттила». К сожалению, до
конца реализовать свой замысел не удалось, помешала болезнь.
Кроме
того, в этом же юбилейном издании опубликован сценарий документального фильма
«Кавказские война и мiр». К сожалению, все
та же болезнь не дала мне выехать на съемки, и фильм пока не сделан.
Надеюсь,
и пьесу, и фильм удастся сделать другим.
– Хотя вопрос из области фантастики, и все
же интересно услышать ваш ответ. Если бы вы имели возможность
переместиться в любую эпоху, с кем из персонажей прошлого хотели
встретиться и что бы вы у него спросили?
–
Если говорить о героях тюркского
мира, то ни с кем. Боюсь, я их разочарую…
Они же спросят: «Как там наш народ?» А народа-то и нет – того народа,
которому они служили. Тюрки исчезли с
лица земли, как мамонты. Быть
горевестником для Аттилы – значит, стать покойником. Не хочу… Я не написал бы
свои книги, не изучив характер Аттилы. Или Чингисхана.
Как
это ни парадоксально, но о них, об их эпохе я, пожалуй, знаю больше, чем они
сами. Когда работал над книгами, слишком прочувствовал то время. Порой сердце
не выдерживало – заходилось от боли и сочувствия. Так зачем же тревожить
прошлое? Из пустого любопытства расплачиваться собственной головой?..
Не с далекими персонажами прошлого
хотел бы встретиться, а со своими близкими – дедушкой, прадедушкой, которых уже
нет в этом мире. Так много вопросов к ним. У прадедушки спросил бы, о чем они
говорили с Львом Николаевичем Толстым, есть такое семейное предание об их
встрече в Ясной Поляне. Узнал бы о службе в Собственном Его Императорского
Величества Конвое в Петербурге. В Архиве нашел документы о том периоде, но они
не заменят живого общения.
А
дедушку расспросил бы о жизни в Баку, о его общении с Нобелем. Да-да, тем, кто
обессмертил себя Нобелевской премией, самой престижной в мире. В Баку я нашел дедушкин
дом, но стены его молчали.
– Раз уж вы вспомнили родственников, поговорим
о Дагестане, нашей малой Родине. Колыбелью тюрков считается горный Алтай. И в
горном Дагестане сохранились тюркские топонимы. Почему же нам, кумыкам и
ногайцам, горы кажутся чуждыми?
– Потому что не знаете своей истории. И не
только вы, к сожалению.
Кто
сегодня в Дагестане скажет хотя бы два слова о Кавказской Албании? Ее первой
столицей был Дербент, духовный центр средневекового мира. Здесь находился
Патриарший престол, здесь обучали епископов христианских Церквей Ближнего
Востока, Северной Африки и Европы. Это совершенно неизведанные страницы раннего
средневековья.
Кто
расскажет о стране Арран? Так на Востоке
называли Кавказ, точнее Кавказскую Албанию. «Святая земля» – вот перевод этого слова, она занимала
территорию всего Кавказа: от Аракса на юге – до Терека на севере, и от Черного
моря до Каспийского – с запада на восток. Сегодня лишь руины взорванных храмов
и монастырей напоминают о той стране. Ее Церковь считалась главной в
христианском мире…
А
что вы слышали о четвертой расе человечества? До Кавказской войны XIX века этот термин употребляли ученые
Европы по отношению к жителям Кавказской Албании, или кавказцам. За особое
чувство гордости, за духовную стойкость выделяли этих людей.
И, наконец, где была Прикаспийская провинция
Римской католической церкви? И кто там жил? Там жили авары, тоже выходцы с
Алтая. Они и завершили Великое
переселение народов. Их орды в средневековье диктовали порядок практически всей
Европе. Диктовали, между прочим, на тюркском языке. Потому что были авары
тюрками, пока их не покорил Карл Великий и не обратил в католичество. Что
случилось дальше, читайте в книгах «Великая Степь. Приношение тюрка» и
«Полынный мой путь».
Это
далекая история. А вот, вопрос из более близких времен – XIX век. Например, Кавказская война.
Каковы истинные ее причины? Я отвечаю и на этот вопрос – в очерке «Мой
Хаджи-Мурат, или Как начиналась война на Кавказе». Очерк вошел в книгу «Полынный мой путь».
…А
теперь, возвращаясь к вашему вопросу, могу дать уверенный ответ. Непримиримая
вражда гор и степи, которая очень чувствуется в Дагестане, не случайна. Семена
этой вражды посеяны давным-давно, взращены
политиками, которые живут далеко-далеко от Кавказа. А ухожены нашим
невежеством.
Я
пришел к выводу, невежество людей культивируется сознательно. И Дагестан –
жертва этого незнания. Принцип «Разделяй и властвуй» известен с давних
времен. И он уже столько веков успешно работает на территории всей России.
– Дербент называют самым древним городом
России. Но буквально на днях появилась сообщение, что Керчь на 3 тысячи лет
старше Дербента. Что могли бы сказать по этому поводу?
– О
Керчи ничего не скажу, не был там. А в Дербенте бывал. И едва ли не каждый раз слышал разные даты
его рождения, что удивляло. Свое
удивление высказал в книге «Дыхание Армагеддона». Кратко повторю то, что
известно выпускнику географического факультета.
Любой
город – это «продукт» экономики конкретной территории, ее инфраструктуры. Имею
в виду хозяйство, дороги, производство, сельскохозяйственные угодья, то есть
сочетание отраслей. Отсюда следует, что у каждого города должна быть своя
специализация. Один живет торговлей, другой – ремеслом, третий – природными
ресурсами и так далее. Таковы законы экономики, которые одинаковы во все времена...
Словом, просто так, на ровном месте,
город не возникнет.
Все
эти игры с датами нужны политикам. Сколько было таких споров по поводу дутых
юбилеев. И что?.. К сожалению, Дербенту
опять не повезло. В Дагестане не нашлось достойного археолога. Спорят о датах,
играя тысячелетиями. И никто не сказал, что
возвысило город. Как о нем узнали в дальних странах?
С
моей точки зрения, и я на этом настаиваю, Дербент возвысился, когда здесь
разместился Патриарший престол, то есть в четвертом веке. Прежде то был
заурядный пост на торговом пути,
известный своими Железными воротами. Приход новой веры вдохнул новую жизнь. И
все – благодаря тюркам. Тогда на географической карте появилась новая страна
Кавказская Албания, столицей которой и стал Дербент.
Вот,
когда он превратился в настоящий город!
– Мурад Эскендерович, в одном из интервью вы сказали: «Мне
интересна не история, а уроки, которые
можно извлечь из нее». Какой самый важный из этих уроков? И с чем, по-вашему, должен ассоциироваться образ
тюрка?
– Я
извлек несколько уроков. И каждый по-своему важен. А самый главный не имеет
отношения к истории и лишь косвенное отношение – к тюркам. Еще на Древнем Алтае
учили этот урок: «Говори правду, правде никто не воспротивится». Я не сразу понял глубину этой мысли.
Задумался
над ней, когда узнал, что тюрки учили детей трем правилам жизни: умению скакать
на коне, стрелять из лука и говорить правду. Говорить правду было обязанностью
народа, который верил в Вечное Синее Небо (Тенгри) и Его абсолютную
справедливость. Все – добро и зло, бедность и богатство – дается только Тенгри.
Мои
занятия историей привели к убеждению, которое и основано на этих постулатах:
«Интересы побеждают на мгновение, а правда – навсегда». Вот, наверно, самый
главный урок, который я вынес к своему юбилею.
Поэтому
для меня образ настоящего тюрка определяется не тем, где он живет – в горах или
в степи. Главное, каким правилам он следует. Это понимали
наши предки, которые жили по заповедям Киши
Хакы. Поэтому и назывались они тюрками, то есть людьми, чья душа наполнена
Небом.
– Тогда завершающий вопрос. Что бы вы пожелали
сородичам?
– Каждый человек мечтает о счастье. Но по-настоящему испытать
это чувство можно, когда сделаешь счастливым других. Я желаю своим сородичам
счастья – того состояния, когда душа до краев наполнена Небом. И, если мои
книги помогут им, буду счастлив вдвойне.
Москва.
Ноябрь, 2014 |