в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

Забывая Кавказскую Албанию

Мурад Аджи.

Турки-месхетинцы сегодня мигрируют из Средней Азии не в Грузию, а в Азербайджан, где за ними признаются права, которыми наделено местное население. Но, как показывает практика, в своей массе мигранты используют Азербайджан в качестве перевалочного пункта на пути к конечной цели – переселению в Турецкую республику. Как вы считаете, месхетинцы – тюрки с примесью кавказской крови, или они «османских» корней?

Специально я не занимался турками-месхетинцами, хотя сталкивался с этой темой в своих исследованиях по Кавказской Албании, а также воочию, будучи в Казахстане, на Северном Кавказе... Проблема запутанная. К сожалению, нет ни одного серьезного научного труда по этой теме, так что выудить что-либо ценное практически невозможно.

Являются ли месхетинцы тюрками? Безусловно. Их история тесно связана с Кавказской Албанией, то есть с государством, основанном тюрками в IV веке и просуществовавшем до середины XIX века, пока его не колонизировала царская Россия. В 1829 году Месхетию, часть Албании, завоевала Российская империя и включила ее как историческую область в состав Южной Грузии... И здесь начинается противоречие.

Дело в том, что государства Грузии на Кавказе никогда не было! Грузинских царей тоже не было. Топоним «Грузия» появился в 1800 году, так назвали земли, захваченные царской Россией. Следовательно, Месхетия исторически не могла входить с состав Грузии, хотя бы потому, что когда Грузии еще не было, месхетинцы уже жили на своих родных землях. Их родина Кавказская Албания.

По моему мнению, проблема месхетинцев в них самих – в религии, которую они исповедуют. Этот гордый народ в свое время отказался становиться грузинами, то есть отказался менять веру в угоду Георгиевскому трактату, навязанному Албании в 1783 году царской Россией. Они, будучи завоеванными, не признали власть грузинского патриарха-католикоса и остались верными сторонниками Албанской Апостольской церкви, что, естественно, вызвало жесткие гонения на них со стороны властей.

А после того, как в 1836 году русские разрушили и упразднили Албанскую церковь, месхетинцам ничего не осталось, как принять ислам и помощь со стороны своих южных собратьев. Лишь бы не быть грузинами… Что поделать? Они такие. Гордые. За гордость страдают и сейчас в этом чужом для них мире. И то, что Азербайджан протянул руку братской помощи, по-моему, показывает мудрость Баку и его политиков... Кто, как не братья, помогут народу-изгнаннику.


Бурлящий Кавказ – реалия наших дней. Так, президент Грузии Михаил Саакашвили намерен создать «Кавказскую конфедерацию», заявляя, что миссия Грузии состоит в объединении народов Кавказа. Как вы думаете, удастся ли ему это сделать? И сможет ли грузинский язык стать языком межнационального общения на Кавказе?


Согласен, «бурлящий Кавказ – реалия наших дней». Но каждый понимает ее, эту реалию, по-своему! Очень важная оговорка.

Грузия предлагает создать единое политическое пространство между Каспийским и Черным морями. Идея блестящая, давно созревшая, но как ее реализовать? На какой платформе? Кому? Почему именно Грузия? Ведь ее появление на исторической арене связано с разрушением Кавказской Албании – государства, как раз и построенного на идее конфедерации свободных земель Кавказа...

Не уверен, что у Тбилиси, взявшего на себя роль миссионера, будут союзники. Слишком уж много событий в истории вело Грузию к самоизоляции, к отчуждению от других регионов Кавказа. Достаточно вспомнить советское время, когда Грузии создали самые благоприятные условия жизни в СССР, жизнь в республике была не похожа даже на российскую, не говоря уже о соседях. Заботливое отношение Москвы чувствовала она и в царское время: дотации появлялись у нее в самых разных формах и во все времена. С годами сытая жизнь, как ржа, развратила правящую верхушку, привыкшую к власти и воровству, то есть к незаработанному хлебу. Болезнь оказалась наследственной, только теперь кормушка за океаном.

Кроме того, у меня, например, нет понимания грузин и в области их духовной культуры. Кто они? Их Церковь не имеет законного канонического начала, ее создала Россия, которая в 1783 году силой навязала Кавказу Георгиевский трактат. Этот документ между Россией и двумя мелкими кавказскими ханствами (Картли и Кахетия), не законный в своей основе, составили так, что Россия в любое время могла ввести войска в названные ханства для участия в войнах против соседей. Церковная его составляющая служила маскировкой готовящейся агрессии.

По сути, этот трактат есть начало Кавказской войны XIX века. С него начались крупнейшие фальсификации и политические спекуляции по отношению к народам Кавказа... Между прочим, Георгиевский трактат никто не отменил до сих пор, он имеет прежнюю политическую силу... Вот и возникает вопрос, с чем, с каким багажом, Тбилиси намерен объединять Кавказ? Что он вкладывает в понятие «конфедерация»? И какую роль в этой политической структуре отводит себе?

Что же касается грузинского языка в качестве межнационального на Кавказе, то внедрить его проще простого. Достаточно ввести американские войска, создать огромный концлагерь под названием «Кавказская конфедерация», и тогда народы Кавказа сами заговорят по-грузински. История знает уже такие примеры. Сменила же царская власть язык Кавказской Албании на русский. И ничего.

Как вы думаете, почему грузины упрямо называют азербайджанцев татарами?

Я бы подумал, может быть, из-за хорошего отношения к азербайджанцам, или из-за глубокого знания истории Кавказа грузины так говорят... Но нет. К сожалению, ни то, ни другое не подходит, однако следы сравнительно недавнего прошлого просматриваются здесь достаточно четко. Во всяком случае, обижаться на это прозвище не следует. Будем выше обиды, тем более, не только азербайджанцев они так называют.

Во времена Кавказской Албании народы, проживающие на территории нынешней Грузии, знали тюркский язык, то был язык межнационального общения народов Кавказа. Потом появилась Грузия и грузинский язык, то есть появилась новая этническая общность, которой важно было выделиться в новых политических условиях, подчинить эти условия себе. И Грузия использовала традиционный способ этнического самовыражения – она своих соседей («чужой» народ) назвала по-старому, старым словом «татлар» (чужаки).

При повсеместном распространении русского языка слово это приняло привычный вид – татар, татары. Не претендую на правоту своего объяснения, но это спокойное толкование неприятного слова «татары»... Конечно, есть другие варианты объяснения, они тоже имеют историческую аналогию. Например, чтобы унизить азербайджанцев, проживающих на территории современной Грузии. Так же поступила власть, когда утверждала Московскую Русь, она своих оппонентов, таких же московитов, назвала «татарами». Или – чтобы подчеркнуть, что между Грузией и Азербайджаном существуют территориальные разногласия, тут тоже уместна историческая аналогия, использованная когда-то московскими политиками, назвавшими половину России татарской... Но лично мне такие причины кажутся надуманными и не соответствующими действительности, хотя и вполне имеющие место быть. К сожалению. Подробнее об этом я рассказал в моей новой книге «Без Вечного Синего Неба».

Считается, что сегодня самобытность многих народов, особенно малых, уходит в прошлое, она стирается. Как вы думаете – не способствует ли этот процесс национальной деградации новому возрождению, некоему феномену Феникса – сгореть дотла, чтобы возродиться в новой формации?


Нет, я так не считаю. Потому что я убежден, что мнение о необходимости национальной деградации малых народов ради последующего их возрождения усиленно навязывается обществу СМИ, потому что кому-то очень хочется мирового господства. Здесь обсуждать нечего, все ясно и без лишних слов. История не знает ни одного вразумительного примера, когда разрушенная культура возродилась бы в новой формации. Это – даже теоретически невозможно. Феномен Феникса – это совсем другое. Зато история хорошо знает, что бывает, когда политические авантюристы берутся разрушить до основания чей-то «старый мир», чтобы потом на его месте построить «наш, новый мир!»

Россия доверилась таким умельцам в 1917 году, что из того получилось, известно: страна потеряла почти половину территорий и скатилась в разряд развивающихся стран. Феномен Феникса не сработал, потому что он в такой трактовке срабатывает только в легендах и сказках для доверчивых простаков.

Что из богатого наследия наших предков – я имею в виду тюрков, мы сегодня можем взять для себя как девиз, чтобы достойно выйти из всех испытаний данных нынешним историческим временем?

Мудрость и чувство достоинства своих предков, то есть знание своих корней. Для этого я и пишу книги, где ставлю акценты не на политике, а на просветительстве. Мой девиз: «Интересы побеждают на мгновение, а правда – навсегда».

Беседы с дагестанским читателем

Беседы с азербайджанским читателем

Беседы с казахстанским читателем

Беседы с татарстанским читателем

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор