В «темные века» с прибором ночного видения
Беседа М. Аджи с кыргызским писателем М. Мураталиевым
1. Мурад Эскендерович, как говорится, у
кого что болит, тот о том и говорит: я – о кыргызах. В своем романе «Сказитель
Манаса» я ищу ответы на вопросы, которые волнуют меня с юности. Еще в
студенческие годы обнаружил, о кыргызах писали все великие тюркологи: В. Томсен,
Е. Радлов, С. Малов. Прочитав енисейские рунические памятники, они пришли к
выводу, письменность принадлежит кыргызам. Вот расшифрованные ими эпитафии:
«Ради доблести из народа отправились к
Кара-хану, отправившись послом, вы, наш Бек, не вернулись обратно».
Другая надпись:
«Я, Яглакар – хан-ата, был пришелец в
уйгурской земле.
Я – кыргыз, я – Бойла, высокий судья».
Разве это не страницы истории кыргызского
народа? Не иллюстрация к вашей книге о бытности тюрков той поры?.. Возникает
законный вопрос: не пришло ли время дать «Богу богово, а Кесарю кесарево»,
сказать, братья-кыргызы, возьмите и дорожите своими историческими памятниками, а
мы горды за вас, так как и мы пришли из мира тюркского.
– Я думаю, что нет, не пришло такое
время. И, надеюсь, никогда не придет! Подобные предложения звучали на моей
памяти, я уже много раз слышал их, в чем усматриваю что-то очень и очень
показательное для всех нас – мы не знаем себя, своих корней. К сожалению...
Впрочем, меня это теперь не удивляет.
Представим себе ситуацию, в городе отменены
правила дорожного движения, отключены светофоры, убраны дорожные знаки, дороги
изрыты или завалены мусором… Что будет? Катастрофа. Город погибнет. Но ведь
подобное случилось с историей народов, где давным-давно отменены все правила
научной этики. Там господствует «официальная» точка зрения, лишенная логики и
преследующая лишь политические цели – в том числе, исказить правду, умертвить
или вытравить из памяти людей само понятие «тюркский мир», которому приписывают
дикость, невежество и хамство.
Да-да, существует политика, целая идеология,
которая действует не сама собой, а по сценарию, заложенному в
XVI веке Мальтийским орденом Римской церкви, этой политикой руководили и
руководят специальные центры, там рассчитывают долгосрочную перспективу...
Выходит, раздоры в тюркском мире не случайны. И «темные века» в истории
Средневековья тоже появились не сами собой.
Цель идеологических диверсантов – сделать
тюрков невеждами, не знающими себя, своих отцов и дедов. В этом они явно
преуспели: многое действительно забыто. Поэтому первый вопрос, на который я стал
искать ответ в своем исследовании: кто же такие древние тюрки? Что они дали
миру? Чем отличались от других народов? Где жили?..
Заодно хотелось понять, за что возненавидели
моих предков и так очернили их... Лишь после долгих лет поиска я пришел к
неочевидному выводу и написал книги «Полынь Половецкого поля», потом «Европа.
Тюрки. Великая Степь».
Тюрки – это не этническая общность, как ныне
принято думать, а религиозная. Таков был мой вывод.
Я узнал, что в первом тысячелетии до новой эры
народы и племена Древнего Алтая, приняв веру в Бога Единого – Тенгри, начали
складывать культуру, которую потом назвали «тюркский мир». Разные люди
становились едиными по духу, и в том была их созидательная сила, позволившая
достичь огромных успехов в материальной жизни.
Именно религия – Слово! – сплачивало их,
относящихся к разным этническим группам, в единый народ. Вот почему
внешне тюркский мир всегда был многолик, тут и нынешние якуты, и хакасы, и
татары, и болгары, и французы, и эфиопы, и берберы, и десятки других народов,
предки которых поклонялись Тенгри.
Девяносто два народа стояли под знаменем Неба,
утверждает легенда. Непобедимое войско. Его знамена и щиты украшал
равносторонний крест, то был не просто элемент орнамента, а именно
религиозный символ, чего у других (языческих!) народов не было.
Отличал тюрков их образ жизни, его выстраивал
обряд богослужения, который они вели на божественном языке. Этот язык когда-то
называли кёк-тюрки (тюркский литературный язык), он практиковался в культуре,
политике, экономике. Но главное – то был язык веры, на нем звучали молитвы,
эпитафии, поэзия...
Как видим, из разных деталей складывались
конструкции тюркского мира (все они хорошо узнаваемы до сих пор). Обратите
внимание: существовал общий литературный язык, понятный всем, и разговорная речь
– десятки диалектов, понятные лишь своему кругу. Каждый субъект был волен в
выборе.
Колыбелью тюркского мира назвали верховье реки
Анасу (Енисея). Так повелось с глубокой древности, еще бы – Мать-река, сердце
Древнего Алтая, Земля Адама и Евы. Здесь уникальный климат, здесь люди впервые
узнали о Боге Небесном – Тенгри. Сюда пришел Его посланник Гесер, Сын Божий,
ставший Пророком тюркского мира, сообщает легенда.
От Сына Божьего началась царская династия
правителей. Или – люди голубой (Небесной) крови... Самые-самые древние тюркские
роды. О том тоже известно, и немало, сохранилась древняя библиотека, посвященная
Гесеру (Гесериада). В моей книге «Тюрки и мир: сокровенная история» этим
патриархальным страницам уделено достаточно места.
Сейчас лишь напомню: к лицам царской династии
на Древнем Алтае обращались почтительно, словом «киргиз», что означало «ваше
сиятельство», «ваше высочество». С царя Кира Великого идет та древняя традиция.
О благословенной стране киргизов, что лежала в
верховьях Енисея, хорошо знал средневековый Восток, например, в поэме Низами
«Искандер-наме» есть строки ей посвященные... Так было веками.
Древнетюркский словарь сообщает нам и о
«кыргызах», а это уже совсем-совсем другое... Хотя все происходило в одной
стране, в одно время, у одного народа – у тюрков.
Баланс знаний нарушился в
XVIII веке, когда русские захватили Алтай и уравняли в правах местную
знать и «черных людей»... Исторический факт, он, собственно, и спутал привычные
понятия, превратив аристократический титул в этнический термин. К сожалению.
Ведь колонизация, как известно, всегда
проходит по своим правилам, эта закончилась тем, что часть униженного народа
ушла на запад, в местности, не занятые русскими, где и поселилась на жительство.
С тех пор в горах нынешнего Кыргызстана проживают люди «не кыргызской» внешности
– синеглазые, светловолосые, рыжебородые, в народе их зовут «настоящими
киргизами», или избранными.
<Факт, сегодня не вполне понятный, вызывающий
сомнения, но прежде сомнений он не вызывал... К слову, подобный этнический трюк
провели на земле нынешнего Казахстана, там те же силы после колонизации
лишили прав степную аристократию,
уравняв ее с простолюдинами. Иначе говоря, по сословной принадлежности из тюрков
«создали» новый народ – казаков. Правда, в 1938 году комиссары часть казаков
переименовали в казахов, что лишь сильнее запутало этнические корни
народа... Так тюрки теряли свое единство и лицо, таяли, как снег на солнце.
Кто теперь помнит, что казаками в Великой
Степи называли людей среднего сословия? Вот он, отголосок «темных веков»,
сотворивших нас и наше заблудшее сознание. Как видим, этнография – наука не
столь очевидная, у нее свои секреты: сегодняшний день в ней продолжает день
вчерашний, потому что в жизни народов, как и в жизни вообще, прошлое и настоящее
неразрывны. Эту истину нас и заставили забыть.
…Возвращаясь к вашему вопросу, отвечаю:
дорогие братья-кыргызы, вы не получите ничего, ни единой пылинки, из наследства
предков, пока не поймете – сокровища тюркского мира не делимы, они принадлежат
Небу. Так диктует наш древний адат (наказ отцов).
Тюрки не делят наследство, они преумножают его
во славу Тенгри и этим отличаются от других народов.
2. «Каждый второй европеец имеет тюркские
корни!» – заключили вы после тщательного исследования. Но в той же России по
переписи 2002 года из 145 миллионов человек лишь каждый двенадцатый – тюрок
(татары, башкиры, чуваши и т. д.). Где же «ваши» тюрки сегодня? И вообще откуда
и куда идут тюркские народы?
– Не тюркские, а тюркоязычные... Отвернулись
от предков и всё – уже не тюрки. «Пойдешь за чужим – свое потеряешь», учит
древняя мудрость Алтая. Но мы плохие ученики, не помним даже своих пословиц.
Душа стонет, когда исследую маршруты Великого
переселения народов, становится нестерпимо горько. Я устал повторять, наши
предки не были дикими кочевниками, они были «воинами Неба», распространяли
религию, их мудрость восхищала остальной мир... За двадцать лет я написал девять
книг, посвященных тюркской культуре, они – в разряде бестселлеров, и что? Мне
только горше.
Книги читают, но ничего не меняется: трус
остается трусом, враль – вралем. Неужели люди уже боятся правды о себе?..
Что ж, напомню, о чем пишу в книгах: итогом
Великого переселения народов, в авангарде которого шли тюрки, стала страна –
Дешт-и-Кипчак (Великая Степь), она простиралась от Байкала до Атлантики.
Величественная держава. Всадник проходил ее с востока на запад за восемь месяцев
пути... Естественно, огромной страной было трудно управлять, и ее поделили на
каганаты, то есть области, каждую из которых возглавил каган – ставленник царя.
С того вынужденного разделения и начался
распад Державы. Он стал заметен уже при Аттиле, тогда в тюркском мире началась
открытая борьба за власть. За отделение... Междоусобицы – они тоже страница
нашей истории, брат пошел на брата. Особенно кипели страсти в Европе, их там
умело подогревала Римская церковь.
Здесь свои «темные века», своя история,
которая плотно ложится на страницы Средневековья, собственно, тот период и есть
война, нескончаемая война тюрков против тюрков, позволялись лишь короткие
передышки... Всё это известно. Я обобщил известное, и получилась книга «Тюрки и
мир: сокровенная история». Вроде бы, новых историй не открыл? Или нет?
Впрочем, как посмотреть... Возьмем, к примеру,
появление Франкского королевства и его короля Карла Великого, вот итог одной
междоусобицы. От рождения Карл был ханом (он родился в ханской семье, правда, не
имевшей шансов на царствование), носил тюркское имя Чарламаг (Зови Славу), уже в
зрелом возрасте он принял католичество: этот акт приблизил его к папе римскому и
к власти. Тогда всё началось – худородный хан стал властителем, дав начало
новому титулу «король».
Король и его подданные, естественно, после
крещения не изменились, они по-прежнему говорили на родном языке, но были уже не
тюрками, а католиками. Их язык после смерти Карла назвали «древнефранцузским».
Когда и как утвердился он? Тоже известно: после Верденского договора 843 года.
Подданных Карла, то есть вчерашнюю орду,
Римская церковь поделила на французов и немцев – так появились два новых
«народа» и два новых «языка». Вот, собственно, итог междоусобицы! Людей стала
отличать их верность папе римскому: французы безоговорочно приняли власть папы,
немцы – с оговорками.
Зная этот исторический факт, думаю, нетрудно
догадаться: куда делись тюрки, осевшие после Великого переселения в Тюрингии,
Бургундии или Тулузском графстве. А таких примеров десятки, стоит лишь
присмотреться к итогам Великого переселения народов, которое коснулось не только
Европы, но и Индии, Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки.
Для меня Великое переселение стало предметов
научного интереса, а потом научной теорией, которая, словно прибор ночного
видения, позволяет видеть во мраке Средневековья самые «темные» его века...
Так, известно, Англосаксонские походы вели
родственники Аттилы, тюркские ханы, они высадились на туманный Альбион и
покорили его. Следом явились римские монахи, и всё повторилось по известному нам
сценарию. Вскоре на туманном Альбионе построили католические храмы и монастыри,
появился новый «народ». Хотя, по сути, ничего и не было: кто-то из английских
аристократов признал власть папы, народ – нет.
Англичане по-прежнему писали рунами, говорили
на тюркском языке, иного они просто не знали... Сегодня их язык назван
«древнеанглийским», и забылось, что он мало отличается от «древнефранцузского»
или «древненемецкого». Этот факт не удивит, если посмотреть на события сквозь
призму теории Великого переселения народов: всё возвращается на законные
исторические свои места.
Да о чем много говорить, если последним
римским императором был сын духовника Аттилы? Если тюрки стали аристократами
Рима? Между прочим, топоним «Италия» слетел с их уст, он тюркского корня... Или
(что тоже дорисует картину былого!) последним каганом Дешт-и-Кипчака был
человек, носивший (по совместительству?) звание немецкого императора. Штауфен
назвался Гогенштауфеном. До середины XIII века стоял
он во главе Священной Римской империи, точнее Гуннии, то есть Страны гуннов.
Тюркский культурный пласт открылся в Испании,
Италии, Венгрии, Австрии, в государствах Северной Европы. Только задумайтесь, в
XX веке норвежский король носил имя Хокон (Каган).
Тюркское присутствие заметно в Восточной Европе. И не только там. По следам
Великого переселения народов я вышел в Индию, Иран, на Ближний Восток, в
Северную Африку. И нашел, нет, не тюрков, их потомков... Наших родственников,
людей нашей крови и нашего прежнего духа.
Топонимы, археологические находки,
национальная кухня, обычаи, фольклор – всё подтверждает вывод, который четко
укладывается в русло Великого переселения народов… Действительно, ничто не
пропадает из культуры народа, разве что называют его иначе.
3. «И как бы ни различались между собой мир
немца, англичанина, француза, серба, итальянца или русского, единство веры
связывает их, объединяя в одно общее, имя которому – европеец. А значит –
христианин», – пишете вы!
– Да. Религия сплачивала людей, но она и
разделяла их.
Придя в Европу, тюрки рано или поздно должны
были принять христианство, то есть европейские духовные ценности, должны были
стать итальянцами, французами, англичанами, бельгийцами, шведами, датчанами.
Люди без страха меняли веру, ведь христианство внешне не отличалось от
тенгрианства, от старой их веры. Различия таились в лабиринтах теории,
недоступной простому человеку.
Приведу лишь один пример, чтобы было понятно,
о чем веду речь. В Греческой церкви до VII века
богослужение вели на тюркском языке. В Римской того больше – до
XIII века... Но кто теперь вспоминает былое? Кто знает
о нем?
Тенгрианство не умершая религия, ее традиции
сберег буддизм (северная ветвь), «веяния» Тенгри заметны на Ближнем и Среднем
Востоке, в духовных книгах – в Ведах, Авесте, Библии, Коране. Фрагменты текста
там идентичны, ученые нашли сотни текстуальных и сюжетных «совпадений». Даже
еврейские ортодоксы не отрицают их. Речь идет о редакциях алтайского духовного
наследия. То есть о священных книгах, которые держали в руках буддисты,
зороастрийцы, манихеи и христиане, прежде чем написать свои. Евреи стали жить по
тюркской Торе (она у них тоже означает Закон), отсюда – обновленный иудаизм.
Так было всюду, где Великое переселение
оставляло свой след.
Отдельно хотел бы говорить об исламе, и он на
прочном тюркском фундаменте... Не спешите спорить, до XI
века мусульмане обращались к Всевышнему по-тюркски. Арабский язык явился на свет
вместе с «Книгой исправлений» Абу Мансура Мухаммада ибн ал-Азхара ал-Азхари (895
– 981). Увы, это исторический факт.
Древние Кораны написаны по-тюркски, письмом
куфи. Вот почему арабисты не могут прочитать их... Я специально ездил в Иран, в
священный город Кум, чтобы увидеть всё своими глазами, потому что знал об
истории появления арабского языка, о реформе ислама, которая завершилась к
XVI веку. Тогда ислам обрел свое лицо как арабская
религия, его перестали называть «египетской ересью».
Но эту историю, как и мои книги, мусульманские
ученые стараются не замечать. Политика! Что ж, пусть будет так во имя
спокойствия ислама.
Но самое неожиданное, что лучше остальных
традиции духовной культуры Алтая сберегла Армянская церковь, в ее храмах до
VIII века звучала тюркская речь. Пожалуй, это одна из
немногих Церквей, где поныне сохранен древний символ алтайской веры – Тенгри,
поэтому Армянскую церковь называют монофизитской, Церковью Единобожия. Она
остается таковой с 301 года.
Парадоксально, но факт, армяне хранят то, что
потомки тюрков забыли. Почему? Может быть, это воля Неба. Может быть, воля
случая. Не знаю, но меня поразило – среди армян много людей с тюркской
родословной. Едва ли не каждый второй, судя по фамилии. И так должно быть! Ведь
корни армянской и тюркской аристократии переплетались на протяжении веков. А
после Русско-Кавказской войны XIX века тюрков Кавказа
тысячами насильно записали армянами, но это тема отдельного разговора...
К сожалению, сегодня тюркоязычная
интеллигенция заговорила о Тенгри: эта тема стала модной после моих книг. Но
новоявленные «тюрки», приученные к унижению с детства, ничего, кроме шаманов,
перед собой не видят... даже не понимают, о чем идет речь. Лучше бы молчали!
Да, кыргызы помнят имена Тенгри и Умай, чтят
горы, воду, дерево, огонь, звезды, все это ыйык (святое), не возражаю. Но этих
познаний мало, чтобы быть свободным и говорить о религии Тенгри – о религии,
которая насытила духом другие религии мира. Не так ли?
Иссык-Куль – священное озеро, куда веками
стремились паломники из тенгрианской Европы. Но где его монастыри, что отмечены
на Каталонской карте 1375 года и к которым шли европейцы? И даже если найти
руины, что кыргызы расскажут о них? Чудес же не бывает, «темные века» и рабство
давно испепелили память народа. Нет-нет, я допускаю мысль, кто-то вспомнит
что-то из древнего обряда. Ну, а дальше?
Разве столь примитивными были тюрки, открывшие
миру образ Бога Небесного? Нет, конечно. Наследие предков не даст невежде ровным
счетом ничего, но показывает глубину пропасти, в которой очутились жители гор,
забывшие свое прошлое. Таково мое убеждение.
Москва. Май, 2010.
Октябрь, 2008 |
|
|
|
|
Беседы с дагестанским читателем
Беседы с азербайджанским читателем
Беседы с казахстанским читателем
Беседы с татарстанским читателем
|
|
|
|
|
|