в начало      новости      об авторе      книги      интервью      отклики читателей      колонка читателя      фильмы      контакты
english deutsch espanol
Мурад Аджи тюрки, кипчаки, огузы

«Книги по истории не пишутся за четыре месяца…». Встреча третья.

     Мурад Эскендерович, наши беседы обретают аудиторию, их популярность растет. Сегодня мне хотелось бы ознакомить Вас с читательскими вопросами, которые время от времени приходят в редакцию "Здоровой газеты" в письменной или устной форме. Но первый вопрос будет неожиданным. Известно, на Тибете по приказу Гитлера немцы несколько лет искали Шамбалу - гору Бессмертия. А что Вы думает о Тибете и о Шамбале?

     Увы, я не романтик, поэтому сразу огорчу читателей: мое мнение о "бессмертии" старо, как мир. На этом свете только дух вечен. И имя ему Тенгри. Все остальное - прах. Даже Шамбала вместе с людьми, нашедшими ее.
     Бессмертие - это образ, используя который грешники надеются примерить на себя одежды Бога. Миф, рожденный их воображением. "Кесарю - кесарево", говорили древние. Гитлер был атеистом и мистиком, следовательно, он как раз из породы людей, думающих о бессмертии. То же качество отличало Сталина и других политиков ХХ века.
     Нет, бессмертия я не желаю никому, а веры в Бога - всем.
     Мне ближе точка зрения древних тюрков, считавших, что бессмертие обретается поступком во имя народа: имя человека прославляют поэты и сказители в своих произведениях, люди - в воспоминаниях. Иначе говоря, тюркский мир сам создавал бессмертных. Возьмите, к примеру, хана Акташа, он, когда шло заселение Степи, первым вывел свою орду на берег реки Итиль (Волги), или хана Баламира, который в 370 году разбил мощную армию алан и перешел Дон. То была очень важная битва, она открывала ворота в новый мир, за Доном тогда начиналась Европа. Столько лет прошло, а имена героев живы в поэмах и песнях.
     Это ли не бессмертие?
     Да, многие наши люди забыты, потому что мы многое из своей истории отдали другим, но то временная утрата. Если, конечно, это утрата. Придет время, мы вспомним героев, обессмертим их имена. Откроем свою Шамбалу! Важно встряхнуться от долгого сна... И от лени.
     Думаю, будет хорошим началом, если в Казахстане появятся инициативные группы в каждом городе, в каждой области, которые начнут собирать разбитую хронологию Дешт-и-Кипчака, поднимать из небытия имена забытых героев своего рода-племени... Пусть на уровне легенд, пусть даже доморощенно: в краеведении скрыто непознанное, оно и послужит когда-нибудь началом серьезного научного исследования. Только делать все надо очень деликатно, не так, как делают ныне иные "горячие головы", которые тюркское и нетюркское, мыслимое и немыслимое приписывают казахам.
     Не пойму, откуда в людях такая жадность, зачем дискредитировать остальных тюрков? Своих братьев? Если султан Бейбарс или Чингисхан, например, были родом из Дешт-и-Кипчака, столь ли важно, казахи они или не казахи? Тем более, словом "казах" при жизни их никто не посмел бы назвать.
     По-моему, главное, они свои, тюрки! И все. Этого достаточно... Надо же думать о последствиях, о том, как мы выглядим со стороны. Не становимся ли посмешищем, безрассудно деля общее наследство предков?
     Дешевые, копейки не стоящие "доказательства", время от времени мелькающие на страницах газет, дискредитируют и героев, и всех нас. Рвут без того хрупкую плоть тюркского мира. Причиняют ей боль. Такие "исследования" вредны, потому что они сделаны на потребу дня, в угоду чьему-то тщеславию, особенно, если выполнены чиновником, сидящим в высоком государственном кресле. Эти "историки на час" обязаны вдвойне отвечать за каждый свой поступок, вместо того они в рабочее время пишут книги - в ущерб основной работе. Сколько было их, сотворенных второпях однодневок, которым за счет государства устраивали шумные презентации? А потом навсегда забывали.
Книги по истории не пишутся за четыре месяца.
     Я с готовностью допущу мысль, что Бейбарс родился в самом центре Астаны, что с его кибитки начался этот город. Все могло быть... Тогда вопрос, а соответствуют ли нынешние казахи образу героя? Мог ли среди них, вчерашних кочевников, появиться столь высокий человек? Покажите мне кого-то в Астане с душою истинного тюрка... Той честнейшей душой, которая отличала султана Бейбарса? Делала его непобедимым? Человеком, перед которым трепетали и падали враги? Такого и близко здесь нет.
     Даже если сложим воедино всех казахов, то и тогда не наберем половины духа Бейбарса. И если к ним присоединим кумыков, ровным счетом ничего не изменится, никто и не заметит. Поймите, мы, тюрки, обмельчали как народ, потому что забыли предков и кодекс их жизни... Лучше бы нам вообще не вспоминать о героях, лучше отдать их, Бейбарса - египтянам, Аттилу - германцам, зачем лилипутам титаны человечества? Нам, не продолжившим их путь?
     Оказывается, непростая вещь - История. Очень непростая. Она требует ответственности и показывает: мечтаешь о красивой жизни, хочешь считаться потомком Бейбарса, соответствуй его имени поступками. В первую очередь поступками! И тогда люди скажут, это настоящий тюрк, значит, он потомок Бейбарса.
     Вот вам один взгляд на проблему бессмертия. Доросли ли мы до нее? Нет.
     …Если же с другой стороны взглянуть на массив Шамбалы, то гора, как мне думается, окажется еще круче. И тоже не связанной с мифами Тибета. Мой внутренний голос подсказывает, искать следы ее города мудрецов, владевших сокровенным знанием, надо в Семипалатинске. Объяснить предчувствие вряд ли смогу, но то, что там устроили полигон для испытания ядерных бомб, не случайно. На карте СССР были уголки и поудаленнее, однако выбрали этот, потому что знали о некой тайне той местности, о том я узнал от человека, который был причастен к выбору места для полигона.
     Говорит, "ходили вредные социализму слухи". Видимо, кто-то написал письмо в Москву о легендарном прошлом Семипалатинска. Или что-то подобное. В общем, был какой-то сигнал, какой, не знаю, он, видимо, и решил судьбу полигона.
     Разумеется, не только интуиция подсказывает это…

     Исчезали города, исчезали люди, такова история тюркского мира. Но это продолжается и сейчас, когда Казахстан стал независимым. Мы, например, знали певца Кайрата Ахметова, он уехал в Москву и стал там Каем Метовым. Не так ли добровольно уходили и прежде тюрки из тюркского мира?

     "Среди лягушек стань лягушкой", - учили предки. Их совету следовали люди, которые начинали Великое переселение народов две с половиной тысячи лет назад. Первым со своей ордой с Алтая ушел представитель царского рода Икшваку, прежде он жил на берегу реки Аксу, а в Индии основал царскую Солнечную (Гуннскую) династию, которая веками правила там, создав государство и новую культуру Индии. Сегодня это Пакистан, области Северной Индии, Бангладеш. И еще язык урду, в котором полно древнетюркских слов и выражений. Кроме того, сегодня это потомки индийских махараджей, которые помнят свое тюркское, вернее, алтайское происхождение.
     Хорошо или плохо, что эти тюрки покинули Древний Алтай? Как посмотреть, тут сразу и не ответишь. По-моему, вопрос лучше построить иначе: был ли возможен прогресс человечества без тюрков? Вот в этом-то я и не уверен.
     К числу ушедших надо отнести царя Кира, основателя династии Ахеменидов и Персии. Их родина тоже Енисей - Анасу. Великих людей подарили мы человечеству, людей, которые прославили род людской. Естественно, на новом месте они становились "лягушками", то есть меняли имена, учили чужой язык, брали чужую одежду, иначе бы им было неуютно на чужбине. Опять не скажешь, хорошо это или плохо?
     Восторг и боль всегда были рядом в сердце нашего народа, их-то я попытался воссоединить в книге "Тюрки и мир: сокровенная история".
     История тюрков вызывает у меня восхищение, гордость и глубокое сожаление, особенно когда знаешь, что царь Кир, равно как другие персидские цари, носил чужую одежду, одевая ее поверх алтайских штанов, и тем он отличался от коренных жителей.
     Надо понять простую истину: уехавшие были и остаются посланцами тюркского мира, а это накладывает ответственность за каждое их слово, за каждый поступок.

     А вот генерал Ермолов, победивший имама Шамиля, находясь на Кавказе, знал ли о своем истинном происхождении?

     Конечно, знал. Поэтому и победил. Он не имел права проиграть, он же тюрк.
Да, победы Ермолова достались не нам, это точно. Но у него было три жены, три кумычки. Его дети воспитывались в кумыкской среде, что тоже говорит о многом. Я был на могиле генерала Ермолова, в Орле, видел его дом. Одно скажу, это - кумыкский дом, желал того хозяин или нет... Культуру быта люди наследуют точно так же, как культуру национальной кухни или поведения, она - еще одна родовая метка народа!
     Понимаете, у нас в доме даже пахнет иначе. Вкусно.
     А о происхождении генерала даже спорить не надо, в его родословной написано: "Предок рода Ермоловых Арслан мурза Ермола, по крещению названный Иоанном, в 1506 году выехал к великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды". И как раз здесь, при чтении этих строк, у меня впервые возник вопрос, а почему со времен Батыя стали выезжать из Степи на Русь? Почему раньше из Степи не бежали?
     Пример Ермолова не единичен, выезжала же аристократия, знать, почему? Долго искал я ответ на вроде бы простой вопрос, нелегко дался он, надо было проглотить его, как горькую пилюлю. Оказывается, власть Чингизидов незаконна. Увы, они не царских кровей, не представляли алтайскую династию, которая со времен пророка Гэсэра вела тюрков по жизни. Иначе говоря, самозванцы!.. Конечно, Чингисхан великий человек, но не царь!
     Здесь меня ждала история, о которой я рассказал в своей новой книге.
     А вот Рюриковичи - русские великие князья! - по крови относились именно к царской алтайской династии, что многое объяснило мне в истории Скандинавии и ее русских колоний на континенте. Вот почему к ним, к русским, на Русь, шли служить тюрки-аристократы. По сути, история Северной и Восточной Европы перевернулась с головы на ноги, обрела логику, стала понятной и ясной. Важно было лишь уяснить для себя, что Рюриковичи - тюрки царской крови.
     Это действительно так. В Скандинавию первым пришел Один (Вотан), следом за ним - Аттила, который вместе с братом Бледой в V веке основал здесь Балтийское ханство. Та первая на севере Европы орда собрала местные племена под свою руку, утвердила свою веру и государство норманнов (варягов), все это отражено в скандинавских сагах. И ездить никуда не требовалось. Надо было лишь прочитать "Круг Земной" и другие саги, чего никто из тюркологов просто не догадался сделать. И все.
     Так открылась новая страница русской, вернее тюркской истории.
     Поразительно, но слово "рус", оказывается, исконно тюркское, оно приведено даже в словаре Махмуда Кашгарского и означает "того, кто живет с весла", то есть ведет водный образ жизни. С весла жили норманны, знаменитые мореплаватели, которых в средневековой Европе тюрки назвали "русами" или "русскими"... Разве не любопытно, даже по палубе судов правители норманнов передвигались на конях! И корабль в своих сагах называли "конь вод".
     Вот они какие, истинные степняки, наши предки.

     Все это очень неожиданно, как и то, что есть люди, которые считают Вас дагестанским евреем. Они ошибаются?

     Воистину, пути господние неисповедимы... О своих еврейских корнях слышу не первый раз. Когда-то, еще в аспирантскую бытность, впервые услышал от якута, что я еврей. Спросил, почему он так думает, тот ответил: "Ты вежливый". И добавил: "Первым здороваешься".
     Когда стал писать и издавать книги, евреем меня назвали за "настойчивость". Это тоже, видимо, не самое плохое, чем награждает тюрка природа... А если честно, мне иногда хотелось бы быть евреем, жил бы легче. Евреи же своих писателей и ученых берегут, помогают им, считают гордостью. Да вот не берут к себе. От тюрков же, кроме предательств и клеветы, редко что вижу. Даже сам ваш вопрос уже говорит о многом.
     По-моему, у евреев можно многому научиться, как они в свое время, при царе Кире, многому научились у нас и, взяв наши Законы (Тору), стали свободным народом со своей культурой. Их царь Давид, между прочим, был родом с Алтая, скотоводом, очевидно, он выходец из той же династии, что Ахемениды. Его внешность резко отличалась от традиционной еврейской внешности - голубые глаза, светлые волосы. Как у меня. Может быть, и вправду во мне есть что-то ностальгическое для евреев? (Смеется.)
     Если так, буду гордиться этим. Ведь сегодня евреи, пожалуй, единственный народ на планете, восстановивший в деталях свое прошлое. Они возродили модель общества, завещанную им царем Киром, поэтому-то и чувствуют себя народом, получающим от жизни то, что полагается свободному народу - добычу, а не объедки с чужого стола.

    Академик В.В. Бартольд в своих знаменитых "12 лекциях о тюрках" утверждал, что у казаков тюркское происхождение. Книгу запретили, но не репрессировали, почему?

     Вряд ли отвечу, откуда мне знать, почему проявили лояльность к знаменитому ученому, я же не служил в репрессивных органах. Мой ответ будет сугубо личным.
     Думаю, казаки, которые служили в этих органах, о своем происхождении знали лучше Бартольда. С чем я сам не раз сталкивался, когда выступал в казачьей аудитории. От казаков, например, я впервые узнал, что до сих пор в станицах Дона, Яика или Терека слышится тюркская речь, она - родной язык казаков. Об этом знают все, кто серьезно интересуется историей Великой Степи. Иное дело, "политики от науки" скрывают эти сведения, но то уже совсем другой вопрос.
     Точно так же смею утверждать, не забыли родной язык казаки Урала, Северного Кавказа. Сам слышал их речь, их песни. А сомневающимся советую обратиться к полузабытой повести Льва Николаевича Толстого "Казаки", где черным по белому написано, как говорили казаки между собой - по-татарски, то есть по-тюркски. А повесть та написана в середине XIX века.
     Те же самые тайны открываются на Украине, где по воле Москвы народ когда-то потерял "ридна мову", то есть "родную речь". Лишь на Западной Украине сохранилась она, у гуцулов. Правда, в ней теперь много славянских и латинских слов... И здесь нельзя не заметить, что именно Западная Украина первой вспомнила о независимости, о духе, который когда-то отличал ее вольный народ. Сегодняшнее политическое лидерство украинского Запада, как видим, имеет вполне объяснимую причину.
     Напомню, с IV века Украина была каганатом Дешт-и-Кипчака и культурой не отличалась от других его каганатов. Так что, говоря о тюркских корнях славянских народов, надо знать, с XVII века им, этим народам, запретили говорить на родном языке, подменив его "славянским диалектом", на котором они говорят сейчас.
     Но об этом подробнее расскажу в следующий раз. Следите за публикациями на моем сайте http:www.adji.ru.

Казахстан. Февраль 2005 г.

Беседы с дагестанским читателем

Беседы с азербайджанским читателем

Беседы с казахстанским читателем

Беседы с татарстанским читателем

Рейтинг@Mail.ru

Использование материалов сайта без согласования c автором запрещается. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

Создание сайта 2004
Арт-Конструктор